rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
Без рубрики

Восприятие мира у ребенка через сенсорику

Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить малыша с основными свойствами предметов, запахами, вкусами. Почему лучше обучать детей этому именно в раннем возрасте? Дело в том, что именно сейчас эти знания послужат лягут в основу для гармоничного развития в будущем.

В ходе сенсорного развития ребенок учится воспринимать мир, принимая во внимание внешние свойства окружающих сенсорное развитие детей раннего возрастаего предметов. Кроха знакомится с предметами с помощью:

  • зрения;
  • осязания;
  • слуха;
  • вкуса.

Абстрактное мышление дошкольника развито не так хорошо, как у взрослого, поэтому он не способен манипулировать отвлеченными понятиями. Его реакция на восприятие чего-либо исключительно мышечная, движения ребенка происходят в соответствии с появляющимися образами. Именно поэтому в дошкольном возрасте сенсорное развитие наиболее актуально, учитывая, что на его базе будут впоследствии сенсорное развитие детей раннего возрастаразвиваться такие важные составляющие личности, как:

  • мышление;
  • память;
  • восприятие;
  • речь.

Необходимо развивать ребенка в этом отношении также с целью облегчения социальной адаптации, когда необходимо будет найти способ решения конфликта, уметь правильно реагировать на происходящее вокруг. Сенсорное развитие детей раннего возраста помогает им адекватно воспринимать окружающий мир и интегрировать ощущения.

Таким образом, сенсорное развитие имеет целый ряд преимуществ и выполняет

следующие задачи:

  • способствует развитию интеллекта;
  • способствует группированию поступающих представлений о мире;сенсорное развитие детей раннего возраста
  • помогает развивать усидчивость и внимание;
  • позволяет расширить лексикон;
  • позволяет развивать все типы памяти;
  • способствует формированию эстетической личности.

Учитывая, что ребенок начинает по-своему воспринимать мир с самого рождения, что достигает пика к трем годам, затягивать с его развитием в этом отношении не стоит. Как только кроха научится различать формы и цвета, а также сможет определять для себя виды звуков, их продолжительность и характер, можно начинать работать с ним в направлении развития сенсорных навыков.

Главные эталоны сенсорного развития

Главное, чем учится ребенок в ходе обучения — это искать различия предметов, сравнивая их качества между собой. Ребенку дошкольного возраста ставят задачу по выявлению определенных особенностей предметов, обозначив какие-то стандарты, на основании которых он сравнивает и сопоставляет видимые образы. Стандарты — это и есть сенсорные эталоны, то есть традиционные критерии характеристики предметов. Речь идет о:сенсорное развитие детей раннего возраста

  • семи основных цветах и оттенках;
  • геометрических формах;
  • величинах и размерах;
  • звуках;
  • вкусах;
  • запахах.

Если ребенок  2-3 лет не понял суть эталонов, то работа в направлении сенсорного развития с ним будет неплодотворной. Крайне важно, чтобы малыш сумел и захотел находить слова для образов разного типа, начиная от зрительных и слуховых и заканчивая тактильными и обонятельными. Необходимо, чтобы ребенок научился вызывать образы в голове уже только по названию предмета.

Для развития ребенка проводят специальные занятия, построенные на дидактических играх, в ходе которых дошкольники учатся накапливать сенсорные впечатления, группировать, сравнивать, расширять и применять их в жизни.

Как можно развивать зрение?

Работать над развитием сенсорного восприятия зрительных образов нужно с самого раннего возраста — с младенчества. Чтобы все получилось, родители должны быть постоянно рядом с ребенком, пока он не спит. Ниже – простые рекомендации.

  1. Если малыш не спит, постарайтесь, чтобы ваше лицо находилось от его лица на расстоянии в 25-30 см для того, чтобы кроха получил возможность наблюдать за вашей мимикой.сенсорное развитие детей раннего возраста
  2. Над кроваткой закрепите модуль, на который сможет смотреть малыш. Лучше, если игрушка будет иметь контрастные цвета, способные привлечь внимание младенца. Модуль можно заменить самодельными игрушками, например смайлами, геометрическими фигурами разных цветов.
  3. Чтобы потренировать у крохи способность отслеживать взглядом движущиеся объекты, на расстоянии 25-30 см поводите перед ним яркими предметами, следите за тем, чтобы малыш их сопровождал взглядом.
  4. Используйте зеркало в игре с малышом — пусть он изучает собственное изображение, наблюдает за изменениями своего лица в отражении.

Что усваивают дети за счет развития сенсорного восприятия?

В ходе дидактических игр во время занятий, направленных на сенсорное развитие зрения, дети от 2 до 7 лет учатся усваивать следующие свойства предметов:сенсорное развитие детей раннего возраста

  • цвет;
  • форму;
  • размер;
  • количество.

Предлагая дошкольнику познакомиться с цветами, нужно показать ему предметы основных цветов радуги, а также черные и белые. На начальном этапе ребенок для себя определяет, есть ли разница между предметами и в чем она ему кажется ему наиболее заметной. Следующий этап — разделение предметов по цветам, а потом и по оттенкам.

Проверить закрепленные навыки можно, предложив малышу показать на предмет определенного цвета. Подтверждением того, что обучение прошло успешно, станет способность ребенка не только разделять предметы по цветам, но и самостоятельно их называть.

Для обучения малыша можно использовать как подручные разноцветные предметы, так и специальные, предназначенные для того рода игр, а также картинки, пластилин, цветную бумагу.

Чтобы научить малыша различать форму предметов, необходимо подготовить для него геометрические фигуры, начиная знакомство с самых простых: круга и треугольника. Дошкольники старшего возраста могут работать с объемными фигурами, такими как куб или шар.сенсорное развитие детей раннего возраста

Прививать ребенку навыки распознавания геометрических форм можно не только в рамках занятий, но и в обычной жизни. Например, для этого можно предложить ему определять формы предметов на улице, вместе лепить и рисовать предметы разной геометрической формы, конструировать и, конечно, использовать специальные игрушки для дидактических игр.

Определять размеры деткам дошкольного возраста проще, чем геометрическую форму. С самого раннего возраста они способны различать большие и маленькие предметы. Чуть позже им станет ясно, что предметы могут также иметь средние размеры и одинаковую величину друг с другом.

Как только малыш 2 или 3 лет начнет свободно ориентироваться в величинах, можно пробовать вместе с ним определять размеры предметов на расстоянии. Сравнивать можно как живые, так и неживые объекты с близкого расстояния и в отдаленности, делать выводы. Навык может считаться освоенным, когда малыш сможет без помощи взрослых свободно ориентироваться в признаках величины.

Важно проводить обучение величинам поэтапно, учитывая возраст ребенка. Совсем маленьким можно давать задания по определению больших и маленьких предметов и объектов, детям среднего и старшего дошкольного возраста показывать и объяснять, чем отличаются такие понятия, как «узкий» и «широкий», а также «низкий» или  «высокий».

Говоря о количестве, нужно будет объяснить ребенку, что предметов может быть много, мало или одинаковое количество. Малыши должны уметь определять количество на уровне двух, одного, понимать, где больше и меньше. Развитие этих навыков поможет ребенку в дальнейшем лучше понимать математические задания в школе.

Развитие слуха ребенка

Звуковое восприятие ребенка в возрасте от 2 до 7 лет построено прежде всего на речи окружающих людей и своей собственной на родном языке, сенсорное развитие детей раннего возрастав разной громкости. Также эталоном является звучание детских песен и мелодий, музыкальных инструментов.

Повлиять на формирование и развитие музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста можно с помощью специальных дидактических игр музыкального характера. Принимая участие в таких играх, дети смогут расширить воображение, усилить чувство ритма и развить слух. Кроме того, дети со временем смогут выделять свойства звука в просушиваемой музыке или в повседневной жизни.

Как развивать вкус у детей раннего возраста?

Вкусовые ощущения — это то, что имеют взрослые и что необходимо развивать у дошкольников. До трех лет делать это просто, вводя в рацион малыша новые продукты, постепенно знакомя его с разными их вариациями. Со временем можно практиковать метод монопитания, обращая внимание малыша на вкуссенсорное развитие детей раннего возраста получаемого блюда. Только так, не смешивая продукты, можно будет добиться развития у дошкольника тонких вкусовых ощущений.

Не стоит паниковать, если малыш будет использовать продукты питания для игры, поочередно пробуя их на вкус. Он имеет право на свой личный опыт и должен понимать, чем вкус моркови отличается от вкуса сливы или яблока.

Развиваем обоняние: что нужно знать?

Обоняние у детей развито с самых ранних лет. В этом легко убедиться, ведь ребенок в возрасте всего двух или трех месяцев именно по запаху понимает, кто возле него находится — родные или незнакомец. сенсорное развитие детей раннего возрастаВ дошкольном возрасте дети с удовольствием нюхают окружающие их предметы, собирая в копилку новые запахи, сравнивая и запоминая.

Задача родителей — обеспечить малышу доступ к «безопасным» запахам, помогать ему их идентифицировать, устраивая небольшие «срезы» знаний, например, предлагая с закрытыми глазами по запаху определить, что это за предмет. Будет здорово, если родители научат малышей сравнивать запахи, описывать их с использованием прилагательных. Ребенок должен понимать, что такое сладкий, а что такое горький или кислый запах, приятный и неприятный, слабый или резкий.

Развитие тактильных ощущений

Развитие тактильных ощущений у ребенка поможет ему знакомиться с предметами на ощупь, сравнивая и анализируя их. В процессе такого познания будет активно развиваться мелкая моторика пальцев, образное мышление и даже воображение. Начинать развивать осязание можно с самого раннего возраста, сенсорное развитие детей раннего возрастапредлагая малышу трогать предметы с разной поверхностью: сухой и мокрой, шершавой и гладкой, пушистой и колючей.

Со временем на занятиях в детских образовательных учреждениях малыши в ходе игры научатся:

  • понимать возможности рук, основываясь на их строении;
  • выделять основные критерии осязания;
  • различать предметы по температуре.

В заключение отметим, что сенсорное развитие детей ранних лет неизменно связано с их эстетическим воспитанием. Если развивать ребенка от рождения и до 7 лет, то он будет гораздо более чувствительным в отношении понимания цветовых оттенков, различия звуковых тонов, понимания вкусовых качеств и тактильных ощущений.

Ребенок сможет получить массу новых впечатлений от окружающего мира, изучая ароматы, вкусы, явления, звуки. Богатое воображение и развитое мышление ребенка станут надёжной базой для формирования его как целостной, гармоничной и всесторонне развитой личности.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье