rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_04Моторика

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность развитие мелкой моторики у детей школьного возрастаребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи.

Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего школьного возраста? Корни этой связи уходят в далекое прошлое. Много тысяч лет назад люди для общения пользовались жестами, сопряженными с отдельными выкриками. Результатом стало отличное развитие мелкой моторики рук с попутным увеличением площади двигательной проекции кистей рук в человеческом мозге. Развитие речи происходило в несколько этапов.

Примерно такую же картину можно наблюдать у детей. Первоначально у них развиваются пальцы рук, которые они используют для изучения окружающего мира, и только после этого стартует процесс развития речи.

Руки и мозг неизменно связаны между собой. Все психологические процессы, происходящие в мозге, обязательно найдут отражение в жестах и движениях рук.

Учителя первых и вторых классов часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей с диагностированным отставанием в речевом развитии. Как правило, таким детям сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, они имеют проблемы с ориентацией как в пространстве, так и во времени.

Также для младших школьников с подобными проблемами характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе.

На самом же деле, если своевременно диагностировать проблему, можно начать работу по ее устранению и помочь малышу овладеть развитие мелкой моторики у детей школьного возрастамелкой моторикой рук, а заодно и усовершенствовать речевые навыки.

Как правило, учителя и логопеды, планируя развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, разрабатывают несколько направлений работы. С малышами занимаются:

  • пальчиковой гимнастикой;
  • играми для развития пальцев рук;
  • прикладным трудом.

Подробнее о каждом методе воздействия на мелкую моторику детей младшего школьного возраста мы расскажем ниже.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — один из самых эффективных и доступных методов, позволяющих ускорить развитие мелкой моторики, а вместе с этим и речи, памяти и воображения.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут пальцам детей младшего школьного возраста стать более развитие мелкой моторики у детей школьного возрастагибкими, ловкими и податливыми. Обычно дети такие занятия воспринимают как часть игры, в которой они с удовольствием принимают участие. В ходе выполнения гимнастики младшие школьники учатся быть внимательными и сконцентрированными. Выделяют несколько вариантов упражнений из раздела пальчиковой гимнастики.

  1. Ладони смыкаются таким образом, чтобы пальцы касались друг друга попарно и находились в разведенном состоянии, после чего ребенку предлагают их соединить, по очереди свести и развести, похлопать сначала разведенными, потом сведенными пальцами.
  2. Руки кладут на парту, оставляя кисть в приподнятом положении, после чего касаются поверхности парты каждым пальцем по очереди.
  3. Ладонь с прижатыми пальцами лежит на столе, после чего пальцы сгибают в кулак и выпрямляют.
  4. Ладонью касаются поверхности парты, после чего сжимают ее в кулак, поворачивают ребром.

На всю разминку в среднем уходит около двух минут. Достаточно проводить ее несколько раз в неделю, чтобы увидеть положительную динамику развития мелкой моторики.

Лепка для развития мелкой моторики

Лепка — отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:

  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающихразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста задействование разных движений рук.

В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.

Регулярные занятия лепкой позволяют малышу:

  • развлечься в свободное время;
  • научиться отличать цвета и формы;
  • развивать воображение и фантазию;
  • освоить взаимодействие рук;
  • воплощать в жизнь свои идеи.

Лепить с детьми младшего школьного возраста можно не только из пластилина, но и из глины, а также из соленого теста. Поделки из теста можно будет запечь в духовке, раскрасить кисточкой или пальцами и сохранить на память.

О пользе аппликации

Аппликация — это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. Элементы могут быть выполнены не развитие мелкой моторики у детей школьного возрастатолько из бумаги, но и из кожи, ткани, шерсти и даже природного материала.

В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета. Кроме того, аппликация, так же как и лепка, стимулирует развитие мелкой моторики рук.

Мозаика для развития моторики

Дети младшего школьного возраста дома и на уроках труда с удовольствием работают с цветной мозаикой, складывая узоры по образцу. Такие занятия стимулируют развитие мелкой моторики и речевых навыков, учат детей доводить начатое до конца, быть внимательными и сконцентрированными.

По мере успехов младшего школьника в процессе сборки мозаики можно усложнять ему задания, предлагая поработать с более мелкими деталями, собирать узоры без образца или придумывать орнаменты самостоятельно.

О пользе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук будет особенно успешным в случае привлечения ребенка к изобразительной деятельности. В процессе малыш сможет не только поработать над ловкостью пальчиков, но и научиться различать цвета и оттенки, стать более восприимчивым.

Рисоватьразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста младший школьник может как кисточкой, так и пальчиками. Последний вариант особенно нравится детям, независимо от возраста. Так называемые пальчиковые картины могут быть самыми разнообразными пополнить коллекцию достижений малыша. Самые красивые и аккуратные работы дети могут презентовать друзьям и родным на праздники.

Развивать навыки рисования, а вместе с ними ловкость рук и воображение можно с помощью обычных карандашей, фломастеров и мелков. Отличный вариант — рисование с помощью веревочки. Младшим школьникам обычно особенно нравится такой нестандартный подход, поэтому они с удовольствием создают свои оригинальные картины. Суть рисования веревочкой заключается в следующем: используя контрастного цвета веревочку и бумагу с определенного цвета фоном, можно складывать на ней из веревочки разные фигуры.

Рукоделие — оригинальный метод развития пальцев рук

На развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста отлично влияет рукоделие. Естественно, что больше удовольствия от возможности вышивать, вязать, шить или работать с бисером получат девочки, однако не исключено, что подобная деятельность сможет увлечьразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста и мальчиков, которых можно научить самым простым вещам: пришиванию пуговиц или штопанью дырок.

Так же как и в случае с занятиями, описанными выше, в ходе уроков по рукоделию нужно будет постоянно усложнять задания, построенные на тонких, ловких и четких действиях.

Игры с мячом

Работать над развитием мелкой моторики рук детей можно с помощью игр с небольшими мячами, имеющими разную форму, структуру, размер и цвет. Подбирать мячи можно в соответствии с возрастом и особенностями ребенка для развития не только ловкости рук, но и зрительной чувствительности, умения сравнивать, мышечного чувства.

Достаточно часто дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы с развитием мелкой моторики, не справляются с заданиями, подразумевающими использование мяча. Сложности возникают при выполнении даже простых действий, что вызывает чувство досады и разочарования у ребенка, и он отказывается продолжать работу.

Именно поэтому начинать занятия лучше с небольшого утяжеленногоразвитие мелкой моторики у детей школьного возраста мешочка, который будет имитировать мяча. Когда ребенок научится управлять им каждой рукой поочередно, можно будет подключить к работе мяч.

Чтобы игры с мячом положительно влияли на развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста, необходимо заниматься с ними регулярно. Чтобы школьник не потерял интереса к упражнениям, необходимо будет наполнять их новыми оживляющими элементами, например хлопками, поворотами торса и пр.

Наиболее эффективные варианты игр с мячом для развития моторики:

  • подбросить маленький мяч вверх и поймать его одной рукой;
  • менять руки при подбросе мяча и улавливании его;
  • с жонглированием сначала двумя, а потом тремя мячами двумя руками;
  • с жонглированием двумя мячами одной рукой.

Чем чаще младшие школьники будут работать над такими упражнениями, тем заметнее станет их прогресс в отношении развития мелкой моторики рук.

Графические задания

Помимо вышеперечисленных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у младших школьников, существуют еще и графические занятия, улучшающие координацию рук, внимание и зрительную память. Младшим школьникам работа над выполнением графических заданий также позволяет улучшить навыки письмом.

Выбрать можно из следующих упражнений.

  1. «Найди дорогу». развитие мелкой моторики у детей школьного возрастаПростой и доступный вариант игры. На бумаге рисуют машины и гаражи, при этом от каждой машины к гаражу идет своя дорога, спутываясь с дорогами от других машин. Задача ребенка – провести пальчиком по дороге от машины к гаражу, определив правильную.
  2. «Дорисуй-ка!» Ребенку предлагают незаконченный вариант картинки с образцом такой же, но законченной. Ему нужно будет дорисовать первую по образцу.
  3. «Точки-картинки». Младшему школьнику предлагают по точкам создавать различные рисунки и картины, соединяя их сплошной линией без отрыва руки.
  4. «Заштрихуй!». Детям предлагают заштриховать фигуры линиями, соблюдая границы. Штриховать можно разными линиями, начиная от вертикальных и заканчивая волнистыми по диагонали.

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

На развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста отлично влияют правильно подобранные дидактические игрушки. Во время манипуляций с такими игрушками дети не теряют интерес к процессу, ищут варианты для экспериментов, неожиданные конструктивные решения.

Чтобы понять принцип игры с такими игрушками, детямдидактическая игрушка необходимо запоминать алгоритм действий, показанных взрослым, стараться воспроизвести их в той же последовательности, что дополнительно развивает зрительную память и внимание.

Дидактические игрушки предлагают младшим школьникам поработать с нанизыванием предметов друг на друга или на основу, с прокатыванием, раскладыванием и так далее. Выбирая дидактические игры для ученика младших классов, нужно изначально ставить перед малышами посильную задачу и усложнять ее по мере выполнения.

В заключение отметим, что детям младшего школьного возраста развитие мелкой моторики рук необходимо не только для корректировки речевого развития, но и для расширения общего кругозора, коррекции эмоционального фона, тренировки навыков самообслуживания, обучения работе в команде со способностью прибегать к взаимопомощи.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье