rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_04Моторика

Развитие мыслительных способностей у ребенка

Большинству современных родителей известно, что двигательная активность детей непосредственно влияет на развитие развитие моторики ребенкаих мыслительных способностей. Другими словами, чем активнее мелкая моторика (двигательная активность пальцев рук), тем лучше кровообращение головного мозга. Кроме того, ловкость детских пальчиков влияет не только на способность мыслить, но и на умение говорить. Это объясняется тесной связью центров головного мозга, отвечающих за движение пальцев рук и за речь. Таким образом, стимулируя развитие мелкой моторики у ребенка, родители вместе с тем способствуют развитию его речи.

Общая информация

Моторикой называют совокупность произвольных и последовательных движений, позволяющих выполнить определенное задание (шагнуть, сесть, сжать кулак). Для взрослого человека данная активность не является чем-то сложным, так как годы тренировок выработали автоматизм выполнения тех или иных действий. Однако память человека не сохранила момента начала приобретения этих, на первый взгляд, элементарных навыков.

Моторика бывает крупной и мелкой. Крупная моторикаразвитие моторики ребенка подразумевает «автоматическое» выполнение движений группами мышц. Мелкая моторика затрагивает точные движения рук и процессов, требующих координации работы глаз и верхних конечностей.

Как уже было отмечено, развитие моторики у детей непосредственно связано с образованием межнейронных связей в головном мозге, а также его непосредственным развитием. Это еще раз подтверждает тот факт, что ребенок рождается с незрелой центральной нервной системой, вследствие чего его первые движения ручками и ножками бесцельны и нескоординированы, как и взгляд, который кроха даже не может сконцентрировать на большом предмете.

Но так как в первый год жизни развитие ребенка обратно пропорционально его возрасту, уже ко второму месяцу существования вне утробы его двигательные навыки заметно прогрессируют. С каждым месяцем это все более заметно. С течением времени ребенок не только научится координировать движения, но и доведет их до автоматизма.

Крупная моторика

Интенсивное развитие крупной моторики приходится на первый год жизни человека. Ее, как и мелкую моторику, ежемесячно в ходе медицинского обследования оценивает педиатр. После года такие проверки практически прекращаются, но это не значит, развитие моторики ребенкачто они становятся менее важными, ведь развитие не останавливается, а лишь снижает свою активность и скорость.

Достижение каждого нового умения сигнализирует о правильности процесса развития, который построен на последовательности, предопределенной возрастом, центральной нервной системой, мышцами и костно-суставным аппаратом.

Первые симптомы правильного развития крупной моторики проявляют себя с рождения ребенка до двух месяцев жизни, когда кроха учится более осознанно поворачивать головку и двигать ручками и ножками.

С трех до пяти месяцев карапуз уже не только хорошо контролирует движения головки, но и может ее держать! А с шести месяцев – приподниматься, держась ручками за пальцы взрослого. Но и это только начало, ведь в восемь месяцев малыш будет сидеть без посторонней помощи, а в девять-одиннадцать сделает первые попытки ходить, которые к году увенчаются успехом.

Ребенок очень быстро взрослеет и к полутора годам начинает вскарабкиваться на стулья и диваны, пинать ногами мячик и предметы, подниматься и спускаться по лестнице, держась за руку взрослого. В два года кроха будетразвитие моторики ребенка прыгать и бегать, а может, даже научится ездить на трехколесном велосипеде, и однозначно – уверенно сидеть за столом.

С трех лет у ребенка получится ходить по лестнице, как взрослые, отводя каждой ступеньке один шаг, чередуя левую ногу с правой. В четыре года кроха уверенно стоит на одной ноге, ловит мяч и управляет велосипедом, а в пять все вышеописанные движения становятся обыденными и привычными.

Развитие мелкой моторики

Мелкая моторика и ее развитие в детстве – это фундамент будущих способностей и талантов ребенка. Мы уже указывали на тот факт, что центры головного мозга, которые за нее отвечают, находятся в непосредственной близости с зонами координации, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, мышечной памяти и речи. Этот факт доказан учеными и проверен педагогами, работающими с детьми по специально разработанным развитие моторики ребенкаметодическим пособиям, учитывающим связь между мелкой моторикой и развитием потенциала ребенка.

Это же рекомендуется делать и родителям. Для этого им не надо изучать тонны бумаги, испещренной вереницей букв. Достаточно остановиться на паре-тройке основных упражнений, периодически меняя их на новые или дополняя свежими и более сложными элементами.

Развивая мелкую моторику, родители заблаговременно заботятся о будущем своего малыша, который при хорошей координации пальчиков быстрее начнет:

  • застегивать пуговки и завязывать шнурки;
  • писать;
  • рисовать;
  • играть на фортепиано;
  • танцевать и т.д.

В развитии мелкой моторики большое значение имеют игры, так как посредством игр детям легчеразвитие моторики ребенка усваивать и запоминать движения, учиться координации, а в тандеме с прибаутками – развивать речь. Так при минимальных вложениях можно достичь максимального результата.

В развитии мелкой моторики следует руководствоваться определенным шаблоном. Задания следует изучать постепенно и по порядку, так как пока ребенок не научится выполнять одно действие, он не осилит следующее, взаимосвязанное с предыдущим упражнением или заданием.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики производится при помощи разнообразных методик, инструментов и материалов. Так, для игр можно использовать не только специальные игрушки, но и все что угодно, развитие моторики ребенкадаже бобы, камешки, разные по фактуре ткани и т.д. Вот список наиболее популярных, эффективных и доступных предметов.

Пластилин. Это пластичный материал, который любят дети и не очень – родители, ведь он забивается в ковры и не соскабливается с обоев. Лепка – не только увлекательное, но и полезное занятие. Ребенок почти сразу видит результат своих трудов, что еще больше затягивает и заставляет регулярно работать с пластичным материалом, эффективно воздействующим на нервные окончания пальчиков, передающих сигналы в мозговой центр. Родители должны не просто поощрять игры с пластилином, но и вносить в них некоторое разнообразие в виде новых элементов: сухой травы, листьев, ягод, коры деревьев, семян и веточек. Так можно создавать еще более благоприятные условия для активной работы пальчиков ребенка.

Тесто. Еще один очень пластичный в работе материал. Мама может как развлечь кроху лепкой фигурок из соленого теста, так и позволить помогать на кухне при лепке пирожков, пельменей и вареников. Не думайте, что мальчикам это менее интересно, чем девочкам. До десяти лет и одни, и вторые с удовольствием готовы помогать не только поедать вкусности, но и самостоятельно их готовить. Минус подобного мероприятия – испачканная одежда, стол и пол. Плюс у совместной работы с тестом не одинразвитие моторики ребенка: это вдохновение, удовольствие, совместное времяпрепровождение, память на всю жизнь и самостоятельно сделанные вкусняшки!

Рисование. У ребенка не обязательно должен быть художественный талант – достаточно просто желания рисовать. Чем это делать – непринципиально. Это могут быть карандаши, фломастеры, гуашь, акварель. В любом случае, во время рисования активно работает не только фантазия, но и пальчики, перекатывая рельефные карандаши и фломастеры, нажимая на кисточку, наклоняя, придерживаясь границ бумаги или рисунка и т.д.

Аппликация. Этот вид творчества подразумевает большой объем работы для детских ручек, которым придется вырезать, клеить, работать с материалами разной фактуры и размера. Это может быть картон, бумага, ткань, вата, поролон, перья, бусинки, бисер, сухая трава и листья, пенопласт и многое другое. Все эти материалы позволяют создавать не просто оригинальные аппликации, но и настоящие предметы искусства. Для этого достаточно помочь ребенку в задумке и исполнении его будущего шедевра. Важно проявить терпение, так как навыки работы с ножницами и клеем не всем деткам даются сразу. Аккуратность и четкость обязательно появятся. Главное, чтобы родители были терпеливыми и поощряли регулярные занятия данным видом творчества.

Упражнения для пальцев. Все обозначенные выше материалы действительно улучшают развитие моторики, но есть еще и ряд простых упражнений, которые помогают развивать пальчики:

  • разрывание бумаги на мелкие клочки;
  • перебирание бус, четок и других мелких предметов (желательно использовать разную фактуру и размер);
  • завязывание и развязывание узелков (шнурков), застегивание и расстегивание пуговиц;
  • пальчиковый театр или театр теней;
  • катание шариков из пластилина.

Игры с предметами быта. В ход могут пойти самые простые предметы: пуговицы, прищепки, горох и фасоль, бусы и многое другое. Например, можно взять поднос и рассыпать по нему всевозможную мелочь – от круп, гороха и фасоли до стеклянных камешков, пуговок и монеток, которые после отдать малышу в качестве игрушки. Пусть сидит и перебирает, складывает, рассыпает, изучает – но только пальчиками и ни в коем случае не развитие моторики ребенказубками. Именно поэтому важно, чтобы кто-то из взрослых присутствовал при данном мероприятии и не позволил карапузу съесть несъедобное.

Мозаика. Замечательная и простая вещь для развития мелкой моторики ребенка. К тому же она помогает развивать еще и фантазию, ведь без нее выложить картинку достаточно сложно, даже если следовать инструкции. Также при помощи мозаики можно развивать логику и мышление. Такая простая игрушка выполняет очень важные в жизни малыша задачи. Родители, берите это на вооружение, тем более что разнообразие мозаик очень велико, и несложно найти такую, которая подойдет вашему чаду.

Куклы-перчатки. Еще одно эффективное в многогранном развитии ребенка приспособление. Таких куколок можно начинать использовать с пеленок, сначала развлекая карапуза увлекательными спектаклями, а после передавая инициативу в его ручки. Взрослые могут придумывать сюжеты, а малыш будет выполнять описываемые в них действия, при этом активно работая пальчиками, ручками и головой.

Участие в домашних делах. Совместное выполнение домашней работы полезно не только для развития аккуратности, организованности и ответственности, но и для моторики, если речь идет о раскладывании вещей по ячейкам и ящичкам, выжимании поролоновой губки или небольшой тряпочки, откручивании крана для воды. То есть ребенка можно и нужно регулярно привлекать к мытью посуды и полов, к стирке. Все эти действия помогут развивать двигательные навыки и пластику пальцев, учиться регулировать кистевой нажим. А если родители будут каждый раз подчеркивать порядок, чистоту и красоту в быту (застеленная постель, чистая комната, аккуратно сложенные вещи, вкусный обед, новая книга), то смогут сформировать стремление сохранить данный жизненный уклад не только регулярной уборкой, но и поддержанием чистоты.

Из всего написанного выше становится понятно, что развитие моторики не просто улучшает кровообращение в головном мозге, но и повышает мыслительные способности детей.
Увы, проблемы с координацией движений и мелкой моторикой перед многими родителями встают непосредственно перед школой или в первом классе. До этого момента большинство просто не обращают внимания на такие важные детали, надеясь на «авось» или «перерастет», ведь раз кроха нормально разговаривает, то неумение завязывать шнурки и лепить из пластилина что-то кроме шариков вроде как не столь важно. В результате у ребенка возникают проблемы не только с усвоением большого количества информации, но и с неумением держать в непослушных пальчиках ручку и карандаш. Все это вместе может стать слишком тяжелой нагрузкой для первоклашки, уменьшить которую уже будет невозможно. Поэтому таким элементарным вещам лучше учиться в дошкольном возрасте.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье