rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
Уроки и упражнения

Развитие дикции ребенка с помощью скороговорок

В период дошкольного возраста каждый малыш осваивает азы родного языка. Успех его языкового развития зависит от того, насколько часто с ним общаются носители родного языка: родители, друзья, педагоги младших дошкольных учреждений. Первые успехи ребёнка в освоении скороговорки для детейим родного языка базируются на его подражании разговорной речи, которую он слышит от окружающих его людей.

Нельзя не сказать и о том, что русский язык – один из богатейших в мире языков и представлен не только в живой разговорной речи, но и в блестящей литературной русской классике, в устном народном творчестве. К жанрам русского устного народного творчества относятся, среди прочих, загадка, потешка, пословица, сказка и скороговорка. Синтез разговорного языка и произведений народного творчества оказывает огромное влияние на восприятие, понимание, усвоение и воспроизведение ребёнком русского языка. Сочетание живого разговорного языка с жемчужинами русского фольклора – это уникальный инструмент для приобретения им необходимых навыков и познаний русского языка.

Развиваем речь: значение фольклора

Для русского фольклора характерно сочетание слова, музыкального ритма и напевности, что имеет огромное значение в развитии речевых навыков у детей. Его культурно-историческая ценность входит в основу воспитательных процессов. В русской педагогике фольклор и народное творчество издавна и активно используется в системе скороговорки для детейобразования дошкольников. Знакомство с ними с ранних лет открывает перед ребёнком мир, базирующийся на общечеловеческих нравственных и культурных ценностях.

Дошкольный период – это важный этап развития, на котором дети активно осваивают разговорную речь, изучают в устной форме все стороны родного языка. Это вызвано необходимостью общения человека с другими людьми и его желанием открыть миру собственное мировоззрение. Для того чтобы ребёнок качественно овладел азами родного языка, необходимо играть с ним в разнообразные игры, используя методики, с помощью которых игровой и познавательный процесс будет вызывать у него интерес. Наряду с загадками и поговорками, малыши очень любят произносить скороговорки.

Скороговорка

Если загадки способствуют развитию логического мышления, а поговорки развивают культурно-этическую сторону личности ребёнка, то скороговорка развивает его дикцию и речь.

Скороговорка – один из многочисленных жанров русского фольклора, представленная в разных видах (шуточный, поучительный, для взрослых или детей и пр.) и основанная на специфических сочетаниях звуков, затрудняющих произношение слов.

Согласно словарю В. И. Даля, скороговорка относится к роду складной речи, для которой характерна перестановка и повторение одинаковых букв/слогов, которые трудно выговариваются.

Происхождение и особенности скороговорок

Зародившись на этапе развития Старой Руси, ещё во времена глубокой древности, скороговорки принадлежали к группе скороговорки для детейфольклорных произведений для взрослых. Они несли в себе отпечаток мировоззрения, культуры и истории народа.

Изучая сборники произведений устного фольклора, можно заметить, что общее число скороговорок заметно уступает сборникам произведений других жанров устного народного творчества. В этих источниках сложно найти саму трактовку понятия «скороговорка». Если говорить о времени их возникновения, то, изучая имеющиеся материалы, сохранившиеся до наших дней, можно лишь сделать вывод, что первые скороговорки появились очень и очень давно.

Первые собрания скороговорок

Владимир Даль – русский лексикограф, этнограф, писатель, военврач и любитель русского фольклора, автор Толкового словаря, над которым он трудился на протяжении 53 лет, впервые опубликовал сборник скороговорок в своём хрестоматийном труде, выделив этой теме целый раздел. Он не только попытался систематизировать весь собранный по этой теме материал, но и обозначил его конкретным научным термином.

Примечательно, что скороговорки для детейиз всех произведений народного фольклора, собранного Далем, 30 тысяч составили пословицы и загадки, а скороговорок насчитывалось всего 49. Из них лишь 5 можно отнести к «детской» тематике, остальные, согласно их смысловому значению, были ориентированы на взрослую категорию людей.

Владимир Даль дал первое определение скороговорке, вложив в него особый смысл. Он был убеждён, что такие произведения фольклора должны обязательно использоваться в процессе обучения детей. Свою точку зрения ученый обосновал тем, что скороговорке присущи особые сочетания букв и звуков, затрудняющие произношение и играющие важную роль в коррекции детского речевого аппарата. Обучая малышей, следует не только добиваться быстрого темпа произношения скороговорок, но и следить за чистотой произношения всех звуков и букв, которые их составляют.

Классификация скороговорок

Анализируя разновидности скороговорок, можно заметить, что все они отличаются своей длиной, сложностью буквосочетаний, повторов букв и скороговорки для детейпроизношением звуков, несут разную смысловую нагрузку.

В наше время качественно развить речь у детей и взрослых можно посредством скороговорок, построенных с акцентом на один или несколько сложных звуков. Подобные тексты нашли своё применение в практике логопедов и в обучающих программах методистов/воспитателей, работающих в детских дошкольных учреждениях. Занимаясь с детьми, огромное значение они придают дикции, отработке и постановке правильного произношения звуков. В этом случае комплекс скороговорок разделяют на две категории:

  • Сложные (рассчитанные на взрослую аудиторию);
  • Простые (используемые в детских обучающих программах).

Это интересно!

По своему строению и содержанию некоторые скороговорки очень схожи с другими произведениями фольклорного творчества. Между пословицами, прибаутками, поговорками и скороговорками есть много перекликающихся общих признаков, но хватает и характерных особенностей, отличающих их между собой.

Правильная речь: функции скороговорок

Проговаривание скороговорок не только способствует развитию чувства родного языка, но и содействуют правильной постановке дикции, чистому произнесению звуков в словах и буквосочетаниях. С их помощью можно устранить косноязычие и некоторые виды заикания у людей с проблемами логопедического профиля. В программах обучения применение скороговорок как одной из многих форм, принадлежащих к русскому потешному фольклору, вызывает у детей неподдельный интерес.

Наиболее тяготеют к скороговоркам дети 2-6 лет. Им нравится использовать языковые формы, которые хорошо звучат и поддаются быстрому произношению. Осваивая родной язык, они не только изучают новые слова, но и отрабатывают навык произношения различных буквосочетаний.

Следует отметить, что занятия по артикуляции необходимы не каждому малышу.
К примеру, дети, владеющие отлично функционирующим и гибким речевым аппаратом, не нуждаются в таких занятиях, но именно они проявляют большой интерес к произношению сложных скороговорок.

Малыши, которые имеют логопедические проблемы, нуждаются в занятиях и упражнениях, развивающих речь, но не любят произносить скороговорок. Самое главное в работе с ними – это не переусердствовать, чтобы не вызвать скороговорки для детейразочарование или отвращение к подобным занятиям. Такие детки нуждаются в словесном поощрении, поскольку произношение сложных звуков им даётся с большим трудом. Их артикуляционный аппарат недостаточно или неправильно развит, поэтому плохо функционирует, у них чаще наблюдаются различные дефекты дикции. Вследствие этого такие дети обладают маленьким словарным запасом, часто не понимают смысла произносимых ими текстов.

В любом случае, запоминание и произнесение скороговорок рекомендуется и детям с хорошо развитым речевым аппаратом, и малышам, у которых есть проблемы с речью. Практика со скороговорками позитивно влияет на ход общего развития малыша и решает важные проблемы коррекционно-образовательного и воспитательного процессов:

  1. Способствует формированию общеречевых навыков и умений за счёт артикуляционного праксиса и артикулярной моторики.
  2. Помогает совершенствованию орфоэпии речи за счёт коррекции произношения звуков на таких этапах, как дифференциация и автоматизация звуков.
  3. Исправляет дефекты, присутствующие в слоговой структуре и процессах звуконаполняемости слов.скороговорки для детей
  4. Обогащает и актуализирует словарь.
  5. Развивает память, внимание и восприятие звуков на слух.
  6. Развивает фонематические процессы.
  7. Выполняет профилактическую функцию при наличии нарушений произношения отдельных звуков, письма и чтения у дошкольников.
  8. Способствует приобщению детей к русской культуре, знакомит с её истоками.

Особенно эффективным использование скороговорок является в тех случаях, когда у детей выявляется ряд артикуляционных расстройств с первичной моторной природой. К таковым чаще относят следующие виды речевой патологии:

  • Моторная дислалия (функциональная/механическая);
  • Стёртые формы дизартрии;
  • Нарушения в звукопроизношении, связанные с возрастными изменениями.скороговорки для детей

Проговаривание простых и сложных скороговорок также позитивно сказывается на лечении детей с другими формами речевой патологии. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы ребёнок произносил скороговорку технически правильно.

  • Скороговорка должна произноситься спокойно и плавно, в течение одного медленного и длительного выдоха;
  • Быстрый темп произношения скороговорок в этом случае должен быть исключен;
  • Техника произношения должна быть направлена на чёткое и чистое проговаривание всех букв и звуков, составляющих предложение.

Сложности проговаривания скороговорок у детей являются важным диагностическим критерием в практике детской логопедии. При обследовании малыша специалисты обычно используют скороговорки двух типов.

Тип Особенность произношения Примеры
1 Содержат звуки, сложные для произношения  У ёлки иголки колки.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2 Создают повышенную степень нагрузки на переключательную способность артикуляционного аппарата  Купи кипу пик.

Сыворотка и-под простокваши.

Ткёт ткач ткани на платки Тане.

В процессе работы с ребёнком специалист выявляет, скороговорка какого типа вызывает у него затруднения в произношении и какие из церебральных систем при этом у него наиболее страдают:

  • Кинестетические (вызывающие дефекты в произношении сложных звуков);
  • Премоторные (нарушающие процессы быстрого переключения между звуками).

Учитывая, что скороговорка является сложным речевым материалом для проговаривания, перед тем как их использовать, ребёнка необходимо подготовить к этому. Всем малышам нравится повторять смешные предложения, которые также помогут им совершенствовать свою речь и развивать речевой аппарат:

  • Для общего развития речевого аппарата следует скороговорки для детейиспользовать скороговорки разных типов и групп.
  • Для развития дикции подходят те из них, что основаны на повторении одного или нескольких звуков.

Эти упражнения помогут сформировать у ребёнка выразительную, понятную окружающим и осмысленную речь. Они закрепят у него навык правильного понимания смысла и запоминания произносимых слов.

В случае, когда малыш не справляется с поставленной задачей, не следует ругать его или жестко требовать чистоты произношения скороговорок. Посмейтесь с ним над тем, какие смешные предложения он произносит. Доверительные и дружеские отношения между вами – залог позитивного результата в будущем. Ребёнок обязательно справится с произношением даже самых сложных скороговорок при регулярных тренировках и вашей поддержке.

Как правильно работать со скороговорками

Регулярной тренировки требуют не только наши конечности, мозг и другие части тела, но и губы, язык, органы дыхания – нос, гортань и лёгкие. Язык – особенная мышца в организме человека, помогающая ему не только справляться с пережевыванием пищи во рту, но и чётко и быстро произносить звуки, формирующие речь, посредством которой люди общаются между собой.

Чтобы речь малыша была скороговорки для детейразмеренной и членораздельной, не отягощённой «проглоченными» и плохо произносимыми звуками, разучивайте с ним разные скороговорки. Так, посредством многократного повтора проблемных звукосочетаний ваш малыш сможет:

  • выработать правильное произношение;
  • научиться управлять собственным голосом;
  • улучшить дикцию;
  • обогатить словарный запас;
  • развить память;
  • красиво и чётко доносить свои мысли окружающим его людям.

Выбираем скороговорку для ребёнка

Этот процесс требует тщательной подготовки, поскольку необходим только тот материал, который разрешит конкретную речевую проблему малыша. С этой целью вам необходимо:

  1. Выбрать несколько скороговорок с теми буквосочетаниями, которые ребенок не умеет произносить правильно и чётко.
  2. Если малышу непонятен смысл некоторых слов или всего предложения, обязательно объясните ему, иначе непонятные слова не закрепятся в его памяти и будут мешать разучиванию. В скороговорки для детейданном случае необходимо попытаться объяснить ему смысл скороговорки или показать его в виде рисунка:
  3. Следите не за скоростью, а за точностью произношения ребёнком скороговорок. Медленное произношение с чётким проговариванием всех букв и их сочетаний будет способствовать лучшему запоминанию порядка слов в предложении.Не позволяйте ребёнку специально искажать произносимые слова, чтобы посмешить окружающих. В любом деле важна психологическая разрядка, поэтому можно немного посмеяться над тем, какие смешные слова получаются, если быстро проговаривать трудную скороговорку. Однако не забывайте, что у вас есть совсем иная цель.

    Игры для развития дикции

    Обучающий процесс будет иметь лучший результат, если его проводят в игровом порядке. Существует несколько видов игр, которые не только понравятся вашему ребёнку, но и помогут ему быстрее освоить технику проговаривания скороговорок.

    • Игра в суфлёра

    Суть этой игры заключается в том, чтобы малыш шепотом смог произнести скороговорку, не «потеряв» ни одной её буквы или звука. Следите за силой звуков, которые скороговорки для детейпроизносит малыш: они должны быть разборчивыми для вас на расстоянии 2-3 метров от него.

    • Читаем по губам

    В этой игре один человек беззвучно произносит скороговорку, а другой по движению его губ должен определить, какую именно скороговорку он прочитал. Меняйтесь с ребёнком местами: пусть он и угадывает, и сам произносит слова.

    • Актёрское мастерство

    Выбрав одну скороговорку, предложите ребёнку по-разному произнести её несколько раз. Пусть он сначала прочитает её тихо, затем громко, нараспев, с усилением темпа и с замедлением. Предложите ему менять речевую интонацию и темп, прочитав скороговорку от имени «мышки», «волка», «комарика» или «медведя». Это игровое упражнение способствует не только лучшему запоминанию и проговариванию скороговорок, но и учит малыша владеть своим голосом, это правильный путь для развития его индивидуальности.

    • Игра в мяч

    Это методика разучивания скороговорок базируется на игре с мячиком, когда малыши хором и по слогам проговаривают скороговорку и перебрасывают друг другу мяч на каждом слоге. Можно разнообразить этот игровой процесс, снабдив мячиком каждого малыша, чтобы он подбрасывал мяч вверх, произнося каждое слово в скороговорке.

    • Игра на результат

    Условием такой игры является, например, чёткое и правильное проговаривание одной скороговорки 3-5 раз подряд. Поощрение ребёнку при выполнении условий игры вы можете продумать самостоятельно.

    Занятия в игровой форме рекомендуется проводить дважды в день (на выбор, по 10-15 минут на игру).

    • Игра в «дразнилки»

    Мы часто ругаем детей за то, что они дразнятся и кривляются. Наши замечания оправданы с воспитательной точки зрения, но не совсем правильны, если у ребёнка есть проблемы с речью.скороговорки для детей

    Передразнивая кого-либо, малыш совершает движения губами и языком, которые можно отнести к элементам артикуляционной гимнастики. К примеру, детям, у которых при рождении была установлена такая патология, как короткая уздечка языка, рекомендуется обычно специфическая гимнастика языка.

    Она заключается в высовывании языка и вращении им во все стороны. Ребёнку предлагают дотянуться кончиком языка до своего подбородка или кончика своего носа. Банальная «дразнилка» может быть полезной и нужной. Правда, родители должны попытаться объяснить ребёнку, что это не закономерность, а вынужденная мера, что в обществе кривляться не принято.

    • Гимнастика губ и языка

    Для улучшения дикции у детей и быстрого осваивания ими техники правильного проговаривания скороговорок разработаны методики артикуляционной гимнастики. В них входит комплекс специальных упражнений, направленный на устранение тех или иных дефектов дикции.

    Если ваш ребёнок нуждается в помощи специалиста, обратитесь к логопеду. Врач не только точно установит причину нарушений речевого аппарата или некачественной дикции у вашего малыша, но и подберёт для него необходимую методику артикуляционной гимнастики. Это особенно важно, если у малыша есть признаки развития дефектов дикции.

    Общие рекомендации родителям

    1. Какой бы методикой вы не пользовались, помните, что важен позитивный результат занятий с ребёнком. Отработка «с ходу» сложных скороговорок не даст мгновенного результата и не принесёт пользы. Малыш расстроится от собственных неудач, его может испугать ваше недовольство, что не только усугубит его скороговорки для детейположение, но и может отбить у него охоту разговаривать вообще. Малыш станет немногословным и замкнутым в себе, его уровень развития будет ниже, чем у сверстников. В итоге кроме помощи логопеда ему может понадобиться ещё и помощь психотерапевта или психиатра.
    2. Не забывайте о том, насколько важна регулярность занятий. Выбрав комплекс скороговорок, вы должны научиться планировать и организовывать занятия таким образом, чтобы они не успевали надоедать ребёнку, но и не были слишком редкими в его «рабочем» графике.
    3. Обращайте внимание на качество выполнения необходимых упражнений ребёнком. Если у малыша нет настроения на момент занятий или он чувствует себя уставшим, их можно перенести на несколько часов. После отдыха малыш охотно пойдёт на контакт и занятия не будут ему в тягость. Каждая буква и звук, который он скороговорки для детейпроизносит, должен быть чётким и внятным. Попросите ребёнка постараться, объясните, что упражнение будет считаться выполненным только тогда, когда он хорошо постарается и у него всё получится.
    4. Если в первые занятия вы должны уделять внимание не скорости, а качеству произносимых малышом скороговорок, то по мере их освоения ему можно предложить ускорить темп произношения. При этом важно, чтобы и на высокой скорости произношения были чётко слышны все буквы и звуки, их составляющие. Последний этап занятий предполагает быстрое, чёткое и безошибочное произношение выученной скороговорки с повторением её 3-4 раза подряд.

    Принцип разучивания скороговорок – от простого к сложному. Систематичность занятий гарантированно даст положительный результат, в результате чего у ребёнка будет правильно формироваться речевой аппарат, улучшится качество его речи и дикции. Это сложный и долгий процесс, к которому ребёнка следует подготовить, а затем поддерживать его интерес, чтобы добиться поставленной цели.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье