rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
Отсталость

Особенности развития детей с нарушением интеллекта

Каждый ребенок индивидуален, и развитие его идет по особому, запланированному для него природой графику. Так, одни дети развиваются стремительно, буквально схватывая информацию на лету в ожидании подходящего момента для ее использования, другим же требуется для этого время и усилия.

Стоит отметить,развитие детей с нарушением интеллекта что такой принцип развития характеризует каждый из этапов в жизни детей. Малыши учатся держать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, говорить. Со временем они будут осваивать навыки самообслуживания, чтения, письма, рисования. То, насколько гармоничным будет развитие детей на каждом из этапов, зависит:

  • от типа темперамента;
  • от педагогического внимания;
  • от социального окружения;
  • от состояния здоровья и так далее.

К сожалению, бывает так, что замедленное развитие провоцируют нарушения интеллекта. Такой диагноз смогут поставить только специалисты после полного обследования.

Проявление заболевания

Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.

В особенно тяжелых случаях развитие детей с нарушением интеллектапоставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления крохи на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как малыш попадает в детский сад или школу.

Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени. Специалисты смогут вынести окончательный вердикт только после того, как ребенок поступит в первый класс. Обычно нарушение интеллекта у учеников младших классов проявляется невозможностью усваивать материал и отличным от сверстников поведением.

Виды умственной отсталости

Выделяют несколько видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения:

  • легкая умственная отсталость;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Дети с умственной отсталостью в легкой степени находят контакт с одногодками, справляются со школьной программой, хотя и имеют некоторые проблемы с усваиванием информации.

Вырастая, такие люди могут стать полноценным членами общества, способными занимать определенные должности и обеспечивать развитие детей с нарушением интеллектасебя и свою семью, но это возможно только после получения необходимой им помощи.

Ребята с нарушением интеллекта, вызванными умеренной умственной отсталостью (а это около 10% от общего количества) должны получить необходимую помощь в раннем дошкольном возрасте. При адекватном воспитании и лечении их общее развитие будет протекать гармонично, хотя и с отставанием от здоровых детей на 3-4 года.

Обычно умеренная умственная отсталость проявляется у ребят, которым поставили диагноз «синдром Дауна». В целом такие дети способны освоить основные навыки коммуникации и самообслуживания, но только если кто-то будет их постоянно контролировать и направлять.

Как правило, эти дети усваивают программу первых двух классов, не более. В подростковом возрасте они сталкиваются с проблемами в общении с одногодками из-за неспособности понять и усвоить основные социальные нормы.

Дети с диагнозом «тяжелая умственная отсталость» (это не более 4% от общего количества детей с нарушением интеллекта) попадают под наблюдение медиков уже в первые недели жизни. Физическое развитие их имеет свои, несвойственные здоровым детям особенности, в некоторых случаях проявляются аномалии.

Как правило, дети с таким диагнозом значительно позже сверстников начинают сидеть, стоять, ходить и говорить. развитие детей с нарушением интеллектаФизическое развитие протекает замедленно, проявляются хронические заболевания разной степени тяжести. Только к 10-12 годам их уровень развития начнет соответствовать уровню развития малышей 2-3 лет, а к подростковому возрасту — уровню старшего дошкольника или ученика первого класса.

И последняя категория, к которой относится не более 2% детей с нарушением интеллекта, — дети, которые страдают умственной отсталостью в глубокой степени. О проблеме родителям сообщают еще в родильном доме, отмечая у новорожденного четко выраженную асимметрию лица и другие признаки отставания в развитии.

С такими детьми работать сложнее всего, так как для них проблемой будет научиться даже обслуживать себя самостоятельно и потреблять пищу.

Причины развития заболевания

Нарушение интеллекта, которое повлечет за собой замедленное развитие, связано с:

  • унаследованными заболеваниями;
  • генетикой;
  • внутриутробными нарушениями;
  • возрастом роженицы, превышающим допустимые нормы (более 45 лет);
  • тяжелой беременностью;развитие детей с нарушением интеллекта
  • травмами во время родов;
  • воспалением мозговых оболочек;
  • черепно-мозговыми травмами.

Развитие детей с нарушением интеллекта происходит по своему графику и имеет свои особенности. Обычно такие ребята познают окружающий мир через прикосновения и через рот. Именно так они получают возможность узнать максимум о предметах и объектах, которые их окружают.

Если речь идет о детях с легким нарушением интеллекта, то речевые навыки у них развиваются в том же возрасте, что и у здоровых детей, — около двух лет. У некоторых из них поэтапное развитие несколько затягивается, но к более позднему возрасту они почти догоняют сверстников.

Положительное обращение с такими ребятами и признание их среди сверстников может помочь им выработать уверенность в себе и даже проявлять лидерские качества.

Сложности детей с нарушением интеллекта

Естественно, что ребята с нарушением интеллекта сталкиваются с некоторыми сложностями в процессе развития. Как правило, это:

  • несоответствующиеразвитие детей с нарушением интеллекта развитию речевые навыки: дети часто пользуются жестами для того, чтобы донести до собеседника информацию, что, в свою очередь, усложняет вербальную коммуникацию;
  • неспособность заводить друзей: развитие детей не позволяет им понять сверстников, что делает для них сложным участие в играх из-за неспособности усваивать правила;
  • проблемы в освоении школьной программы.

Остановимся подробнее на нескольких пунктах.

Сложности в общении

Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта к трем годам страдают нарушениями речи, то есть практически не говорят, даже если речевые навыки у них относительно развиты. Таких ребят можно легко отличить по поведению: они остаются в стороне от играющих сверстников, отмалчиваются, не играют игрушками.

Очень важно начинать работать с такими малышами в раннем возрасте, развивая речевые навыки, так как именно они станут базой для дальнейшего психологического развития. Специалистыразвитие детей с нарушением интеллекта считают, что на развитие общения у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте влияют:

  • незрелость возрастных форм общения на фоне общей несформированности структурных компонентов общения;
  • дефицит внимания родителей, негативно влияющий на развитие социально-коммуникативных навыков;
  • авторитарный стиль общения, что в случае с детьми с нарушением интеллекта просто непозволительно.

Осознавая некоторую неполноценность, такие ребята стараются лишний раз не говорить с окружающими. Если диалог возникает, то в большинстве случаев он сводится к нескольким коротким фразам. Это связано:

  • с быстрым прекращением потребности высказываться, что самой собой сводит беседу на нет;
  • с нехваткой у ребенка сведений, необходимых для построения правильного ответа;
  • со скудностью словарного запаса;
  • с неспособностью понять собеседника, что приводит к не всегда адекватным высказываниям в ответ на встречную реплику.

Окончательный диагноз «нарушение интеллекта» может быть поставлен только после многочисленных комплексных обследований у ряда специалистов. Это необходимо для того, чтобы исключить из группы таких детей здоровых ребят с низким коэффициентом интеллекта, но при этом вполне способных стать полноценными членами общества.

Трудности с обучением

Дети с нарушением интеллекта не только сложно находят контакт с окружающими, в особенности со сверстниками, но у них отмечаются и определенные сложности в обучении. В развитие детей с нарушением интеллектазависимости от степени поражений мозга некоторые из них могут учиться в обычной средней школе, осваивая, хоть и с трудом, общеобразовательную программу. Физическое развитие таких детей не отличается от нормы, и визуально они выглядят вполне здоровыми.

Другие же ребята с более тяжелыми нарушениями интеллекта могут не суметь освоить программу средней школы, поэтому обучаются в специализированных учреждениях.

Чтобы дети с легкой степенью умственной отсталости смогли нормально учиться в обычной школе, практически не уступая одноклассникам, учителя должны обеспечить им особый подход, мотивируя их и подбадривая в случаях неудачи.

Очень важно, чтобы такие дети научились верить в себя и чувствовали поддержку со стороны взрослых.

Часто родители таких малышей задумываются о том, какого типа школу выбрать для обучения чада. Решение нужно принимать на основании диагноза и никак иначе. Малыш с легким нарушением интеллекта может учиться в обычной школе при должном участии в его школьной жизни родителей и учителей.

Если умственные способности сильно нарушены, то обучение в обычной школе может быть сопряжено с изоляцией, неуспеваемостью, разочарованием. Естественно, что все это не может пойти ребенку на пользу.

Ребятам с серьезным нарушением интеллекта правильно будет проходить курс обучения в школах, где с ними будут работать подготовленные специалисты по корректирующим методикам.

Несколько слов о самооценке

У детей со сбоем функционирования интеллекта отмечаются недостаточно сформированные мыслительные операции, что выливается в проявление одной существенной особенности: они не умеют адекватно оценивать себя и свои возможности. Как правило, эти дети всегда довольны тем, что они делают, и не осознают неудач.

Чтобы ускорить развитие детей с нарушением интеллектасоциализацию таких детей, с ними нужно заниматься трудотерапией. Речь идет о простых работах на даче, на ферме, в гончарной мастерской, например, или в конюшне по уходу за лошадьми. Контакт с животными, кстати, как с лошадьми, так и с домашними питомцами, положительно влияет на развитие малышей, которые начинают чувствовать свою важность и необходимость, полностью перенимая манеру поведения взрослых.

Считается, что дети с таким диагнозом быстрее социализируются, много времени проводя на даче или в деревне, где у них будут постоянные обязанности и задания, выполнять которые нужно будет под контролем взрослого. В ходе таких работ дети смогут улучшить развитие моторики, научатся выстраивать связи с окружающими, смогут развиться как личности и стать частью общества.

Можно ли вылечить нарушения интеллекта?

К сожалению, болезнь останется с ребенком на всю жизнь. Вместе с тем нужно отметить, что это стабильное состояние, которое может измениться лишь в подростковом и взрослом возрасте в зависимости от степени нарушений.

Если обеспечить детям специализированное обучение с корректирующим воспитанием, то в случаях с легкой степенью умственной отсталости они смогут достаточно уверенно себя чувствовать, влившись в социальную жизнь.

Роль игровой деятельности

Детям с нарушением интеллекта с ранних лет нужно прививать интерес к играм, пытаясь через них влиять на психическое развитие. Лучше всего это получается делать у воспитателей специализированных учреждений. Очень важно, чтобы ребенок как можно лучше овладел игрой, так как это благоприятно скажется на дальнейшем его умственном и речевом развитии.

Известно, что в дошкольном паззлвозрасте основными являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята придумывают для себя роли, диалоги, используют игрушки и предметы-заместители, таким образом создавая свой мини-мир, где действуют по своим правилам.

Очень важно, что, играя в сюжетно-ролевые игры, дети копируют манеру поведения, отношения взрослых. Таким образом они знакомятся с разными видами человеческой деятельности, налаживают контакты друг с другом.

Чтобы дети с задержками в интеллектуальном развитии смогли играть в такого рода игры, необходимо их подготовить. Этим и занимаются родители и педагоги в специализированных учреждениях. Со временем в жизнь ребенка можно будет ввести подвижные и дидактические игры.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье