rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
Отсталость

Причины отставания ребенка в развитии

Любящие и ответственные родители внимательно наблюдают за ростом и развитием чада, вместе с ним радуясь успехам и достижениям, сопереживая неудачам. Они анализируют поведение малыша, фиксируют появление новых навыков, соотносят их с возрастом ребенка и делают предварительные заключения касательно уровня его развития.

Несмотря на то, что каждый Дети с отставанием в развитииродитель гордится своим ребенком, при проявлении явных признаков в отставании развития он обязан принять меры — для начала как минимум проконсультироваться с медиками.

Конечно, некоторых родителей угнетает понимание того, что малыш, возможно, не поспевает за сверстниками в развитии. Пытаясь не замечать очевидного, они надеются, что ситуация со временем разрешится сама собой и стараются избегать общества, таким образом не поддавая поведение ребенка критике или осуждению.

Такой выход из ситуации понятен, но не оправдан. Дети, родители которых будут закрывать глаза на проблему, пытаясь уйти от реальности, получат меньше шансов найти свое место в жизни. Чем раньше родители обратят внимание на некоторые несоответствия развития малыша его возрасту и свяжутся с врачами, тем больше шансов будет у крохи на эффективное лечение.

Поговорим о том, в каких областях фиксируются задержки развития чаще всего, какие причины вызывают данную проблему и как найти правильный выход из ситуации.

Задержка психического развития

Сбои в процессе психического развития ребенка явление совсем не редкое. Проявляется проблема по-разному. Но, так или иначе, дети с отставанием в психическом развитии имеют некоторые особенности поведения.

Дети с задержкой психического Дети с отставанием в развитииразвития отличаются особым поведением, нехарактерным для их возраста. Обычно это проявляется:

  • инфантильностью;
  • повышенной утомляемостью;
  • нежеланием выполнять задания до конца;
  • быстрой сменой деятельности.

Причины, которые влекут за собой сбои в процессе психического развития ребенка, могут быть самыми разными. Для удобства разделим их на биологические и социальные.

К биологическим причинам стоит отнести:

  • заболевания мамы во время беременности, нарушения в работе ее внутреннихДети с отставанием в развитии систем и органов;
  • злоупотребление алкоголем;
  • никотиновая и наркотическая зависимости;
  • употребление сильнодействующих психотропных препаратов;
  • психосоматические заболевания ближайших родственников ребенка;
  • тяжелые роды с патологиями;
  • перенесенные в раннем возрасте инфекции.

К социальным причинам относят:

  • гиперопеку родителей;
  • педагогическую запущенность;
  • подавление личности ребенка в семье;
  • перенесенные в раннем детстве травмы психологического характера.

Все перечисленные выше причины могут повлиять на психическое развитие ребенка и вызвать его задержку.

Диагностика задержки психического развития

Обнаружить отставание в психическом развитии ребенка опытные специалисты смогут в первые недели его жизни. Родители же могут понять, что что-то пошло не так, в младшем дошкольном возрасте, если внимательно понаблюдают за тем, как ведут себя дети дома, на улице, во время общения с другими людьми.

О задержке психического развития можно говорить при неправильном развитии основных рефлексов:

  • у ребенка не снижается сосательный рефлекс на протяжении долгого времени после трех месяцев, он Дети с отставанием в развитиистарается сосать палец, кулак, одежду и пр;
  • на третьем месяце жизни малыш не в состоянии сфокусировать взгляд, не проявляет интереса к общению;
  • ребенок не интересуется источниками звуков либо слишком нервно на них реагирует;
  • малыш с трудом следит за движущимся предметом либо не делает этого вовсе;
  • младенец на 3-м или 4-м месяцах по-прежнему не улыбается при ласковом к нему обращении;
  • на 4-м, 5-м месяцах жизни ребенок не пытается «гулить».

Более старшие дети с отставанием в психическом развитии будут испытывать сложности, когда придет время учиться проговаривать и запоминать новые буквы, они с трудом научатся читать, а грамота для них станет непостижимой наукой.

Обычно дети с задержкой психического развития страдают дисграфией, неспособны работать с цифрами в нужном порядке, невнимательны, не умеют сосредоточиться на одной деятельности. Дополнительно у таких малышей в дошкольном возрасте отмечаются заметные нарушения речевых навыков.

Отставание детей в двигательном развитии — характеристика заболевания

Задержка двигательного развития подразумевает собой опоздание в отношении Дети с отставанием в развитиистановления позы и движений детей, не имеющих проблем с функционированием нервной системы. Считается, что заболевание провоцируют:

  • сохранение первоначальных примитивных рефлексов;
  • повышенная подвижность суставов;
  • рождение ребенка раньше срока с серьезным недобором веса;
  • анамнез нарушения движений.

Диагностировать задержку в двигательном развитии в первые 6 месяцев жизни ребенка очень непросто, если не сказать больше — почти невозможно. Больной ребенок так же, как и здоровый, способен удерживать голову, использует руки для захвата игрушек и предметов. Вполне сносно дети в большинстве случаев умеют и ползать.

Говорить о наличии синдрома задержки двигательного развития можно только на втором году жизни малыша, если он не до этого времени не освоит навыки стояния и хотя бы примитивной ходьбы. Дети, страдающие этим синдромом, начинают ходить, как правило, не раньше 20-го месяца жизни, а в отдельных случаях первые шаги появляются лишь к 25-му месяцу жизни.

Чтобы определитьДети с отставанием в развитии наличие проблемы до этого времени, специалисты используют ряд временных критериев:

  • неумение сидеть в возрасте 10 месяцев;
  • ползание в возрасте от 12 до 18 месяцев;
  • отсутствие навыка ходьбы в 14 месяцев.

Дети, которые начинают ходить с опозданием, отличаются незрелой координацией движений. Визуально это выглядит так: малыш широко ставит ноги, не сгибая их в коленях. Первые полгода после освоения навыка ходьбы ребенок будет отрабатывать ее азы и лишь во втором полугодии почувствует себя более уверенно для того, чтобы ходить и даже бегать без поддержки взрослых.

Особенности синдрома ЗДР

Огромное влияние на двигательное развитие оказывает гипермобильность суставов, которая выступает в данном случае в роле тормозящего фактора. Повышенная эластичность связок с увеличенной подвижностью суставов также может негативным образом влиять на развитие общей моторики ребенка в первые 2 года.

Наиболее серьезнымДети с отставанием в развитии нарушением является излишняя подвижность в области голеностопного сустава. Ребенку будет сложно удерживать тело в вертикальном положении как минимум до двух лет.

Приятная новость заключается в том, что на фоне задержки общего двигательного развития у детей может вполне нормально развиваться мелкая моторика. Более того, малыш сравняется с другими детьми к середине третьего года жизни, когда задержка сойдет на нет.

Нужно ли лечить синдром ЗДР?

Признанного лечения синдрома ЗДР пока не существует. По отношению к ребенку, которому был поставлен такой диагноз, действительно Дети с отставанием в развитииприменяют ряд мероприятий с целью активировать ОДС, но все они имеют общий характер.

Чаще всего детям прописывают массаж конечностей и спины, предлагают комплекс упражнений для пассивной разработки суставов. Если проблема связана с нарушениями строения стопы, что влечет за собой проблемы во время ходьбы, ребенку рекомендуют носить специальную обувь с устойчивым задником, супинатором и жесткой подошвой, чтобы не допустить усугубления проблемы.

Признаки отставания в отношении социально-эмоционального развития

Задержка социально-эмоционального развития чаще всего является следствием задержки психического развития. Стоит проконсультироваться с врачом, если дети:

  • не фокусируют взгляд на лице мамы, смотрят «мимо нее» после трех месяцев жизни;Дети с отставанием в развитии
  • не реагируют на общение и обращение на третьем месяце жизни;
  • не проявляют интереса к близким людям, предпочитают избегать контакта «глаза в глаза»;
  • выбрали для себя одного из членов семьи в качестве объекта симпатий и не желают взаимодействовать с остальными;
  • не умеют занимать комфортное положение на руках у мамы;
  • в кроватке или манеже не пытаются изменить положение;
  • не машут руками и ногами в минуты бодрствования.

Если вы наблюдаете большую часть признаков у ребенка в первые 6 месяцев жизни, стоит проконсультироваться с педиатром и неврологом.

Задержки в развитии зрительного восприятия

Так же как и в предыдущем случае, стоит обратить внимание на ряд поведенческих факторов ребенка, которые могут свидетельствовать о том, что у него проблемы с развитием зрительного восприятия. К ним относятся:

  • отсутствие реакцииДети с отставанием в развитии глаз ребенка на яркий источник света;
  • нежелание фокусировать взгляд на интересующем предмете;
  • отсутствие способности следить за движущимися предметами на 4 месяце жизни;
  • отсутствие реакции на приближение близких, недоразвитие комплекса оживления;
  • нежелание играть игрушками, изучать собственные руки и ноги;
  • неравномерные движения глазных яблок.

Все перечисленные выше особенности свидетельствуют о некоторых проблемах в формировании зрительного восприятия у детей. Проконсультироваться нужно будет не только у педиатра, но и у офтальмолога.

Отставание в развитие слухового восприятия

Стоит показать ребенка врачу, если у него наблюдаются следующие признаки:

  • отсутствует рефлекс моргания;Дети с отставанием в развитии
  • малыш не реагирует на резкие звуки;
  • не прислушивается к звукам, пытаясь определить их источник, не поворачивает голову;
  • не узнает родные голоса родителей, не имеет любимых звуков;
  • не лепечет после 6 месяцев, не пытается менять интонации голоса, подражая манере разговора взрослых;
  • к 9 месяцам не понимает, что у него спрашивают, не показывает глазами на называемый предмет, неспособен выполнить примитивные просьбы.

Помочь выявить и решить проблему в таких случаях смогут педиатр и отоларинголог.

Отставание в познавательном развитии ребенка

Стоит обратиться к специалистам для консультации, если дети:

  • не нуждаются в контакте со взрослыми, окружающими их, неДети с отставанием в развитии реагируют на голос матери, не могут успокоиться даже на руках;
  • не проявляют интереса к окружающим их предметам, остаются безразличными в минуты бодрствования;
  • после трех месяцев неспособны проявлять эмоции даже в присутствии мамы;
  • не умеют улыбаться после 3 месяцев;
  • не оживляются при виде близких людей;
  • играют игрушками на 10 месяце однообразно, не принимая в расчет их назначение и особенности;
  • не делают разделения на знакомых и незнакомых людей;
  • не пытаются подражать действиям взрослых;
  • не испытывают желания познавать мир самостоятельно.

Помочь в таких случаях смогут педиатр, а также невролог и психолог после обследования ребенка и постановки диагноза.

Отставание в дословесном развитии речи: основные признаки

Родителям стоит насторожиться и понаблюдать за малышом, если в его поведении проявляются следующие особенности:

  • кроха не кричит либо Дети с отставанием в развитиикрик его едва слышим, отличается непродолжительностью и однообразием;
  • у ребенка отсутствует сосательный рефлекс, он быстро утомляется, молоко в момент кормления стекает с угла рта;
  • заметен перекос мышц артикуляционного аппарата;
  • издаваемые малышом звуки после нескольких месяцев жизни тихие и неразличимые;
  • голосовая активность «на нуле»;
  • кроха не лепечет, а произносимые им периодически звуки отличаются монотонностью;
  • малыш не реагирует на обращенную к нему речь, не знает собственного имени, неспособен выполнить простое поручение;
  • голосовые реакции появляются с опозданием и имеют неполноценный характер;
  • гуление если и проявляется, то с большой задержкой;
  • не проявляет желания копировать интонации взрослых.

Своевременная диагностика проблемы поможет подобрать адекватное лечение и не допустить ее усугубления. Помочь в этом смогут врачи: логопед, отоларинголог и невролог.

В заключение отметим, что наблюдать за развитием ребенка нужно с первых дней его жизни, ориентируясь на общепринятые нормы. Важно адекватно оценивать достижения малыша, обращая внимание на появление сбоев в процессе, вовремя консультируясь с детским врачом. Родители должны научиться наблюдать за процессом развития малыша, не паниковать каждый раз, когда он не уложился в график, и в то же время не запускать очевидных проблем.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье