rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_15Отклонения в развитии

Симптомы и профилактика задержки психоречевого развития ребенка

У некоторых детей развитие речи и моторных функций идет не по графику. В этом случае симптомы становятся очевидны уже к 1,5-2 годам. Выявить это могут сами родители – тогда необходимо задержка психоречевого развития у детейнемедленно обратиться за консультацией к врачу. Если ребенок ходит в садик или ясли, то проблему может обнаружить воспитатель. В любом случае задержка психоречевого или психомоторного развития должна быть устранена.

Часто это сделать не так уж сложно, особенно если начать лечение сразу после постановки диагноза. Ребенок начинает заниматься с логопедом, проверяется у невролога и ЛОРа. Бывает, что симптомы не были замечены вовремя, тогда ситуация намного сложнее. Ведь к 4-5 годам малыш уже сформировал привычки, его мышление и логика поменялись. Задержка в развитии в таком случае усугубляется. Родители обязательно должны следить за тем, как ведет себя малыш, как он развивается. Это поможет вам избежать многих лет коррекции, нормально пойти в школу вместе со сверстниками.

Что такое «задержка в развитии»

Обратите внимание: речь идет именно о задержке. Это значит, что у ребенка по каким-то причинам возникли проблемы с нормальной скоростью развития того или иного навыка, функции. Он делает успехи, но медленно, или же ему приходится тяжелее, чем другим деткам. В данном случае речь идет о нервной системе и психике. Бывает так, что ребенок сам избавляется от проблемы.

Например, если он начал активно знакомиться с другими задержка психоречевого развития у детейдетьми, играть, общаться, то уровень его психоречевого развития часто приходит в норму и без лечения. Но такие ситуации не повод просто оставить малыша без помощи. В любом случае нужно обратиться к врачу. Ваш педиатр направит ребенка на обследование к:

  • невропатологу;
  • ЛОР-врачу;
  • терапевту;
  • психологу.

Если речь идет про задержку психомоторного развития, то необходимо заниматься с ребенком дома, а также регулярно походить осмотр врача. До 2 лет диагноз «задержка» обычно не ставится, но бывают и исключения – это случаи тяжелого расстройства нервной системы у малышей.

Что нужно помнить родителям прежде всего

Родителям необходимо заботиться о правильном развитии малыша еще до его появления на свет. Соблюдать такие простые и всем знакомые правила, как не пить алкоголь во время беременности, правильно питаться, употреблять лекарства только после разрешения врача.задержка психоречевого развития у детей

Задержка психического, моторного и речевого развития происходит в первую очередь из-за того, что во время формирования мозга и нервной системы у ребенка что-то пошло не так. Этот процесс проходит еще на 3-6 месяцах беременности. Поэтому будущей маме необходимо здоровое питание, отсутствие стрессов. Прием антибиотиков и сильных лекарств в этот период может все испортить. Сама закладка нервных волокон будет неправильной —  отсюда задержка или более серьезные проблемы развития у детей.

После рождения малыша родители должны знать о том, что происходит с их ребенком. Основные рефлексы можно проверять дома, врач также обязательно будет проводить проверку рефлексов и реакций на каждом приеме.

Важно отслеживать процесс появления речи у ребенка. Как он повторяет слова, как складывает их в предложения. Если что-задержка психомоторного раззвитиято вызывает сомнения, лучше записаться к логопеду. Простые дефекты исправляются за 1-2 посещения и при помощи домашних упражнений, таких как повторения, стихи, скороговорки, слова с труднопроизносимыми согласными.

С ребенком нужно заниматься. Это не только развивающие игры, но и самые обычные — малыш сам предложит игрушки и игру. С ним нужно разговаривать, демонстрировать разные эмоциональные реакции и ситуации. Глядя на взрослых, ему проще понять, к чему стремиться, ведь дети подражают родителям. Если вы будете просто аставлять ребенка одного с мультфильмами, говорящими игрушками, пусть даже самыми хорошими, это может привести к задержке или отставанию в развитии.

Ваш ребенок нуждается в помощи

Поставленный врачом диагноз — первый шаг к тому, чтобы помочь ребенку. Здесь главную роль играют родители. Необходимо будет выполнять все, что скажет врач, пройти множество обследований и регулярно повторять их. Задержка еще не означает, что ваш малыш болен или неспособен на что-то. Это лишь значит, что все происходит медленнее, чем должно быть.

Для многих видов психической и моторной задержек развития сейчас есть лечение. После этого, если лечение прошло задержка психоречевого развития у детейуспешно, диагноз снимается. Так, например, в 2 года можно получить задержку речевого развития, но в 5 лет ее могут снять — теперь для своего возраста (5 лет) ребенок развит правильно. Что могло повлиять? Родители занимались с ребенком, он пошел в садик, посещал логопеда. Все – после снятия диагноза можно забыть об этой проблеме. Главное, поддерживайте кроху, помогайте ему, а не ругайте.

Родителям нельзя проявлять агрессию по отношению к малышу, если он чего-то не может сейчас, не умеет, отстает от сверстников. Каждый ребенок развивается индивидуально. Конечно, есть общий график для детей, но обычно 2-3 месяца отставания не страшны. Пока что у детей идет лишь «закладка фундамента»: психика еще очень гибкая, нервная система только формируется, еще не все нервные окончания работают слаженно с мозгом. Помните об этом.

Задержки речевого развития

По статистике, в последние 5 лет детишек с отставанием или задержкой речевого развития становится все больше. Такая печальная тенденция складывается из-за того, что мало внимания уделяется общению, речи. Сегодня много задержка психоречевого развития у детеймультфильмов, развивающих программ для детей, говорящих игрушек. Ребенку не нужно говорить – его мозг настроен на активное слушанье. Часто родители решают оставить его дома, а не отдавать в садик. А ведь именно там, среди сверстников, в играх формируется нормальный словарный запас, структура речи.

С детьми нужно разговаривать, даже если они еще совсем маленькие. Слышать речь взрослого, ее эмоциональные аспекты, видеть мимику очень важно для малыша. Очень важно вовремя заметить проблемы и начать лечить, корректировать. Речь и психика связаны между собой — эмоциональное и правильное психическое развитие невозможно, если речь не сформирована правильно. У ребенка начнется отставание в психическом развитии, а это уже более серьезный диагноз. Очень тяжело будет учиться в школе, строить отношения с другими людьми.

Кто и когда ставит диагноз «задержка речевого развития»

Если вы регулярно проходите все необходимые проверки у врача, то некоторые задержка психоречевого развития у детейзадержки в развитии можно выявить на ранней стадии. Тогда их легче всего исправить с помощью курса лечения, упражнений, игр и изменения режима. Поэтому так важно приходить к своему педиатру вовремя, а не только тогда, когда что-то болит или вас что-то тревожит.

Диагноз «задержка в развитии речи» ставит логопед после беседы с ребенком. Раньше 2 лет стараются избегать такого диагноза.

Иногда хватает всего 2-3 месяцев, чтобы малыш «разговорился».
В этом возрасте его словарный запас составляет около 1000 слов, форм слов, слогов и звуков. В игровой форме логопед выясняет, как малыш произносит слова, есть ли дефекты речи. Если он демонстрирует 50-80 слов за беседу, то это считается хорошим показателем. Чем больше, тем лучше. Отставание в речевом развитии ставится, если словарный запас в 2 года при обычной беседе составляет менее 50 слов, из которых многие он произносит неправильно, глотает и добавляет слоги.

Выявить симптомы отставания можно и раньше, особенно если у ребенка предрасположенность к задержке:

  • 4 месяца: задержка психоречевого развития у детейнет улыбок, реакции на слова или жесты, очень мало звуков (такое поведение в раннем возрасте может говорить об аутизме);
  • 8–9 месяцев: нет детского лепета, малыш очень тихий, редко кричит;
  • 1 год: нехарактерное поведение для ребенка: молчит, может кричать, если что-то не нравится;
  • 1,5 года: очень мало слов в обиходе, некоторые простые слова не может выговорить;
  • 2 года: нет развития, повторения новых слов, запас слов такой, как в год;
  • 2,5 года: дети не знают, как называются части тела, используют придуманные слова, сильно коверкают те 20-30 слов, которые используют;
  • 3 года: нет запоминания речи — для ребенка дословное повторение сказанного является проблемой. Присутствует речь, но ее очень тяжело понять, ребенок говорит быстро, глотает окончания, части слов.

Часто отставание в речевом развитии присутствует у детей с синдромом гиперактивности.

Профилактика

Если быстро начать лечение и активно заниматься, то ребенок может уже в 6-7 лет без проблем пойти в школу вместе с остальными. К сожалению, в случае, если в 7 лет, перед школой, будет стоять этот задержка психоречевого развития у детейдиагноз, то ребенка не примут в обычный класс.

Занятия с логопедом помогут тем, у кого уровень психоречевого развития отмечается как пониженный. При легкой форме отставания необходимы частые занятия, а дома вам нужно обязательно контролировать, как и что говорит ваш малыш. Повторяйте слова правильно, но не ругайте его при этом. Например, ребенок 3 лет с отставанием в речевом развитии не может выговорить слово «молоко». Просит у вас: «Мама, дай мока!», на что мама должна повторить правильно: «Молока? Хорошо, сейчас налью». Так запоминание происходит гораздо быстрее.

Лечение

Лечение будет зависеть от того, насколько тяжелая форма задержки, и от возраста ребенка.

  1. Микротоковая рефлексотерапия – это воздействие на зоны мозга специальным аппаратом. Так врач стимулирует развитие зоны, отвечающей за речь, понимание речи. Обычно требуется несколько курсов для того, чтобы ощутить задержка психоречевого развития у детейрезультат. Применяется вместе с другими видами лечения. Положительный эффект отмечают дефектологи по всему миру.
  2. Дефектолог и логопед
    Этот метод применяется для работы с детьми 4-5 лет. Сначала определяется точный дефект и степень отставания в развитии, а потом занятия проводятся один на один. Ребенку предлагается читать тексты, пересказывать, тренировать различные звуки. Эти занятия считаются одним из самых эффективных методов лечения для детей, у которых нет структурных нарушений мозга или понижения интеллекта.
  3. Медикаментозное лечение
    Лекарственная терапия проводится в случаях, когда есть нарушения работы ЦНС. Невролог назначает курс лечения после обследования мозга. Чаще всего прописываются препараты для детей от 4 лет: кортексин, пирацетам и т.д.

Задержка психомоторного развития

Часто встречается у детей, которые растут в малообеспеченных задержка психоречевого развития у детейсемьях. Здесь играет роль плохое питание, недостаток витаминов. Сильно влияют лекарства, которые вы даете малышу. Для детей дозы всегда ниже, чем для взрослых, поэтому покупать взрослые таблетки для ребенка 1-3 или 5 лет — значит сильно навредить ему. Дать половинку вашей таблетки — тоже плохой вариант. Сильное вещество влияет на мозг, желудок, почки, печень.

Иногда, к сожалению, ситуация усложняется, если есть более глубокие причины:

  • трудные роды, асфиксия;
  • аллергия у детей (передозировка витаминов, бытовая химия) задержка психоречевого развития у детейс последующим лечением стероидами;
  • врожденные пороки развития нервной системы;
  • синдромы Дауна, Патау, олигофрения;
  • нейроинфекции в первые месяцы жизни, перенесенный менингит.

Каждый из этих пунктов опасен для нормального развития психики, движения, эмоций, моторики, коммуникации в целом. Большинство из таких детей не могут посещать обычные учебные учреждения, им требуется постоянный присмотр и уход специалистов.

Диагноз «задержка психомоторного развития»

Может возникать в двух случаях:

  • когда есть повреждения мозга, опухоли и новообразования;
  • когда нет структурных повреждений мозга (влияние среды, питания, окружения на ребенка).

Конечно, ситуация, когда нет никаких задержка психоречевого развития у детейповреждений мозга, решается проще. Меняется режим питания, проводятся занятия с логопедом, развивающие упражнения на моторику, лечебная физкультура. Ставить такой диагноз могут в разные периоды жизни малыша. Задержка психомоторного развития отслеживается врачом начиная с 2 месяцев. Симптомы?

  • 2 месяца: нет основных реакций, малыш не реагирует на свет, голос, движения, плохо запоминает лица родителей;
  • 4 месяца: активность малыша малая, он не улыбается. При виде матери спокоен, нет оживления. Отсутствует интерес к новым игрушкам. Не может взять в ручки предмет, роняет его;
  • 5 месяца: молчит, нет эмоциональных реакций;
  • 6 месяца: отсутствует подражание речи, нет интереса к игрушкам и новым предметам, слабо реагирует на прикосновения;
  • 10-12 месяца: нет выраженного игрового процесса;
  • 15 месяца: малообщителен; отсутствуют подвижные игры – они скорее носят бесцельный характер;
  • после 2 лет уровень развития ребенка соответствует 1 году. Он имеет очень малый словарный запас, не принимает участия в общих играх.

После 3-5 лет оценкой психомоторного развития уже задержка психоречевого развития у детейзанимаются психологи и психиатры. Родители должны помнить, что именно они могут своими действиями сформировать задержку у детей. Плохой рацион питания, недостаток витаминов, редкое общение с ребенком (проще оставить его смотреть мультики), непосещение кабинета педиатра могут привести к печальным последствиям. Не все детские сады принимают детишек в таком состоянии, и уж точно не примет школа. Вас направят в класс коррекции.

Профилактика

Если в 2, 3, 5 месяцев, 1 год все нормально, это не повод не заниматься с малышом. Профилактика должна проводиться постоянно. Сюда можно включить:

  1. Массаж. Мамы легко научатся делать массаж своему малышу. Или же задержка психоречевого развития у детейприглашайте массажиста.
  2. Терапия у остеопата. Этот метод становится все популярнее, особенно если некая угроза отставания замечена педиатром. Остеопат будет проводить лечебный массаж, который поможет развитию нервной системы.
  3. Правильное питание. Ваш педиатр обязательно расскажет о том, когда вводить прикормки и чем кормить малыша. С помощью правильного рациона можно помочь его нервной системе, мозгу, нервным окончаниям сформироваться правильно.

Лечение

Если речь идет о неправильном развитии каких-то участков мозга, то применяется магнитотерапия. Она помогает детям с ранними признаками задержки психомоторного развития. Применяется только по рекомендации врачей: терапевта, психолога, невролога и невропатолога.

Лечение может проводиться медикаментозно, вместе с изменениями в рационе питания. Так называемое «активное питание» для мозга. В рацион вводятся вещества, играпродукты и добавки, стимулирующие развитие коры головного мозга, укрепление нервных окончаний. Очень часто причина задержки в развитии обусловлена именно отсутствием правильных продуктов.

Часто детям и их мама прописывают посещение бассейна. Занятия лечебной физкультурой в воде нравятся детям, приносят им пользу. Бывает, что ребенок не реагирует на прикосновения, нет активности. В воде проще ощутить свое тело, даже для крохи.

Обычно лечение задержки психомоторного развития — это комплекс. Все зависит от вашего случая — врач будет решать, как именно можно помочь ребенку. Важно, на каком этапе случилась задержка. Чем позднее она выявлена, тем дольше будет лечение.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье
Анна Николаева говорит:
5 месяцев назад

Моей доченьке поставили ЗРР в 3,5 года. К этому возрасту она все понимала, показывала на предметы, которые просили показать, отзывалась на имя, но не говорила. Какое-то сплошное мычание. Обратились к неврологу, который на правил на ЭЭГ. Позже дополнительно прошли обследование у логопеда-дефектолога и психолога. В результате был поставлен диагноз ЗРР. Лечились мы долго: принимали пантогам, актовегин. Не помогало. Потом невролог назначил рефлексотерапию и уколы кортексина, а так же работу с логопедом-дефектологом. Ставила уколы медсестра в поликлинике. Дочка перенсла их достаточно стойко, хотя читала, что они болючие для деток. Зато буквально через месяц она стала говорить первые слова, постепенно словарный запас вырос до 50 слов!!! А когда дочка пошла в садик, тут ее речь и прорвало. Надеюсь, мой опыт будет кому-то полезен!