rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
ЗПР

Индивидуальная программа для детей с задержкой развития

Если у ребенка диагностировали ЗПР, то в дошкольном учреждении для него должна быть составлена индивидуальная программа развития, учитывающая его возраст, индивидуальные особенности, психическое состояние и уровень развития и зпрнацеленная на создание подходящих для него коррекционных условий воспитания и обучения.

Основная задача такой программы — помочь каждому отдельному малышу с задержками развития в социальной адаптации и повысить его уровень успеваемости в будущем.

Правильно составленный маршрут работы для не совсем обычного ребенка поможет ему справиться с освоением самых важных навыков, позволит стать более организованным и приспособленным к повседневной жизни. Работать по схеме должны сразу несколько специалистов:

  • логопед;
  • педагог-дефектолог;
  • воспитатель.

Естественно, что маршрут следования должен быть разработан индивидуально под каждого ребенка после тщательного анализа его психического здоровья на момент поступления в дошкольное учреждение.

Задачи и этапы составления маршрута

Индивидуальная программа для ребенка, у которого диагностировали ЗПР, выполняет целый ряд задач:

  • способствует созданию педагогического и психологического сопровождения дошкольника в образовательном учреждении;
  • налаживает социальную адаптацию малыша;
  • является профилактикой серьезных отставаний и развития нежелательных особенностей личности;
  • корректирует отклонения и способствует развитию имеющегося потенциала.

Индивидуальная программа для детей с ЗПР начинает разрабатываться со сбора данных о малыше от родителей. Их зпрочень важно привлечь к процессу, так как родители смогут указать на отдельные особенности детей, имеющие важное значение для формирования схемы по работе с ними в будущем.

На следующем этапе специалисты изучают полученную информацию для определения степени ЗПР, а также назначают актуальный маршрут для каждого дошкольника. Планируя корректировки, специалисты обязательно имеют целью улучшение психического состояния дошкольника.

Что включает схема работы с детьми с отставанием психического развития

Индивидуальный маршрут развития детей с ЗПР включает в себя сопровождение трех видов.

Психологическое сопровождение направлено на корректировку поведенческой, эмоциональной и познавательной сфер дошкольника. Логопедическое сопровождение позволяет на ранних стадиях скорректировать или устранить дефекты речи ребенка. Педагогическое сопровождение позволяет обучить детей с ЗПР выполнению заданий и самостоятельной работе.

Практические примеры

Пример первый. Дошкольник неконтактный, старается избегать общения, не проявляет интереса к окружающему, к действиям взрослых равнодушен. Не соблюдает речевые зпринструкции, не способен выполнять задания с предложенными ему предметами, выбрасывает их на пол или меняет местами в хаотичном порядке. Очевидны признаки ЗПР.

Индивидуальный маршрут следования для такого малыша должен формироваться на усваивании простой инструкции посредством эмоционального контакта со взрослым. Простыми словами нужно будет добиться доверия с помощью интересных для него игр и упражнений, налаживая таким образом мотивационную связь.

Как только связь будет установлена, можно переходить на следующую ступень: формирование представлений дошкольника о себе и окружающих. Дети на примере друг друга научатся выполнять задания, действовать по образцу.

На чем будут построены остальные этапы работы, напрямую зависит от особенностей психического развития малыша и его способностей к обучению.

Пример второй. Малыш имеет небольшую степень психического отклонения. У таких детей познавательные зпрпроцессы нарушены лишь частично. Их основная проблема — замедленное усваивание общеобразовательной программы. Индивидуальная программа в этом случае строится с целью подготовить дошкольника к обучению в школе.

Пример третий. Дошкольник с СДВГ и частично сохранным интеллектом. Программа в этом случае должны быть направлена на улучшение концентрации и внимания.

Независимо от того, какой будет индивидуальная программа для ребенка дошкольного возраста с ЗПР, строиться она должна на посильных для ребенка задачах. Положительного эффекта получится добиться только после того, как дошкольник сможет достигнуть первого успеха при выполнении задания.

Индивидуальная программа для ребенка с ЗПР — это реальная возможность перехода на новый уровень в развитии потенциала дошкольника.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье