rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
ЗПР

Контроль на процессом внимания у детей с ЗПР

Внимание — это главное условие для осуществления познавательной деятельности, направленность сознания на конкретный объект. Внимательное восприятие порождает яркие и четкие образы, способствует функционированию мыслительных процессов в ускоренном ритме, гарантирует четкость и аккуратность движений.

Контроль над процессом внимания позволяет значительно улучшить выполнение любой деятельности. Прежде чем поговорить о том, какие особенности имеет внимание у детей с ЗПР, скажем немного о внимании как таковом.

О роли внимания

Сложно переоценить роль внимания: оно необходимо для активного познания окружающего мира, практической деятельности. Человеку свойственно запоминать лишь те раздражители, которые успевают завладеть его вниманием.

Для педагогов крайне важно, внимание у детей с зпрчтобы учащиеся имели высокий уровень развития внимания: это нужно для адекватного восприятия новой информации. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, внимание которых имеет определенные особенности.

Именно поэтому особенности внимания детей с задержкой психического развития, а также методы его развития подвергаются тщательному изучению. Анализируя внимание детей разного возраста, стоит обратить внимание на их способность к концентрации, сохранению инструкций в памяти, а также активность в процессе выполнения определенных заданий. Эти способности поддаются развитию в рамках обычных школьных занятий и коррекционных программ.

Разновидности внимания

Внимание может быть:

  • произвольным;
  • последовательным;
  • непроизвольным.

В свою очередь каждый тип внимания имеет пять основных свойств:

  • объем;
  • сосредоточенность;
  • распределение;
  • переключаемость;внимание у детей с зпр
  • устойчивость.

Под объемом подразумевают количество информации, которую ребенок может охватить вниманием в определенный отрезок времени. У детей с ЗПР объем памяти, как правило, сильно отличается от нормы.

Под устойчивостью понимают способность не отвлекаться от деятельности на посторонние дела или объекты.

Распределение внимания — это не что иное как способность заниматься несколькими видами деятельности одновременно с одинаковой результативностью.

Под переключаемостью внимания понимают осознанный переход от одной деятельности к другой, от одного объекта к следующему. Скорость переключения у детей с ЗПР заметно снижена.

К положительным свойствам внимания можно отнести способность к переключению, а также устойчивость и сосредоточение, тогда как негативными свойствами являются отвлекаемость, невнимательность, рассеянность.

Об особенностях внимания у детей с ЗПР

Анализируя особенности внимания детей с задержкой психического развития (ЗПР), можно отметить, что главное отличие — это недостаток внимания. Типичные признаки недостатка внимания: рассеянность, слабое внимание к словесной информации независимо от содержания. Ребята не способны удерживать внимание более 15 минут, быстро теряют суть повествования даже при незначительных внешних раздражителях.

Итак, основные особенности внимания у ребят с ЗПР:

  • уменьшенный объем;внимание у детей с зпр
  • неустойчивость;
  • слабое распределение;
  • недостаточная концентрация;
  • избирательность.

До третьего класса малыши не способны равномерно распределять внимание, в результате чего в процессе работы над заданием отмечаются скачки работоспособности.

Каждый из вариантов внимания по-своему отражается на качестве усвоения предметов. Так, например, чтобы преуспевать в математике, ребенку необходимо поработать над увеличением объема внимания, для безупречной грамотности потребуется точное распределение, тогда как чтение нуждается в проявлении устойчивости внимания.

У детей с ЗПР, имеющих проблемы с развитием каждого из свойств внимания, можно наблюдать неуспеваемость практически по всем предметам в школе.

Развивать различные виды внимания можно с помощью специальных коррекционных упражнений, а также чтения, диктантов и так далее. Заниматься с ребятами нужно согласно четкой инструкции, стараясь их мотивировать и заинтересовать процессом.

Важно правильно дозировать нагрузки для детей с ЗПР, ведь малейшее переутомление вызывает у них снижение внимание у детей с зпрконцентрации внимания, что выливается в неспособность воспринимать материал, справляться с заданиями согласно инструкциям. Задания должны быть доступными, необъемными, интересными.

Наиболее эффективный способ завладеть вниманием детей с ЗПР во время занятия — использовать жесты. Это связано с их ослабленным вниманием именно к словесному материалу, к которому дети быстро теряют интерес, независимо от его содержания, особенно при наличии внешних раздражителей.

Чтобы снова добиться создания рабочей атмосферы после потери внимания у ребят, потребуется время, а это негативным образом отразится на эффективности занятия.

Ниже рассмотрим некоторые варианты упражнений и игр, способствующих развитию основных свойств внимания у детей с ЗПР.

Упражнения для увеличения объема внимания

Упражнение №1.

Проводить занятие нужно в группе для получения соревновательного эффекта. Ребятам предлагают внимательно посмотреть на центр экрана, запомнить информацию и записать ее. Победителями станут те, кто смог записать в двух самых длинных словах более 5 букв без ошибок. Победители обязательно награждаются.

Упражнение №2.

Перед детьми раскладывают предметы (до 10) либо картинки с их изображениями. В течение 10 секунд ребята внимательно смотрят на предметы или картинки, после чего их закрывают. Сначала дети называют названия предметов, после чего пытаются внимание у детей с зпрвоспроизвести их последовательность по памяти. Задание можно усложнять, меняя местами предметы, убирая некоторые из них.

Упражнение №3.

Ученику дают задание заметить вблизи себя как можно больше идентичных по форме, цвету, фактуре или размеру предметов.

Упражнения для повышения концентрации внимания

Задание №1.

Интересная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с целой группой, построена на поиске подходящих «дорожек» в спутанном клубке линий. Детям нужно будет провести пальцем по каждой линии для того, чтобы добраться до ее финиша. Разнообразить игру можно, предложив «распутать» клубок с цифрами, найти домики для животных, маршруты для машин и пр.

По мере продвижения детей можно будет увеличивать количество линий, предлагая отказаться со временем от использования карандаша или пальца. Кроме того, играть можно на время и без ограничения времени, с установкой интервала, учитывающего уровень подготовки и возраст детей.

Задание №2.

Интересное упражнение, способствующее улучшению концентрации внимания.

Работать над заданием можно со школьниками, способными к выполнению арифметических диктантов. Учитель зачитывает детям задачи, которые они решают в уме, после чего записывают ответы. Сложность задач регулируется в зависимости от возраста и подготовки. Варианты для учеников разных классов:

1-й класс — «Даны числа 5 и 2… Сложите их и из полученного результата отнимите 1… Добавьте к ответу 3 и запишите результат.»

2-й класс — то же самое, но с двузначными начальными цифрами.

3-й класс — «Даны числа 35 и 25».  Прибавьте ко второй цифре первого числа вторую цифру второго числа, внимание у детей с зпрполученное число разделите на первую цифру второго числа.

Чтобы задания больше нравились детям, можно добавлять в них элементы игры, например, предлагая поиграть в мага, способного угадывать числа.

Перечисленные задания способствуют улучшению концентрации внимания. По результатам можно будет выявить основные особенности внимания детей: быстрое его истощение, запоздалое включение и т.д. На основании этих результатов педагог сможет скорректировать работу.

Для развития концентрации внимания подойдет также и упражнение на поиск лишнего предмета. Ребенку нужно будет из перечня картинок с изображениями или предметов выбрать то, что не соответствует остальным. Например, это может быть книга среди игрушек, вилка среди ложек и т.д. Игра подходит для малышей дошкольного возраста.

Задания для исследования работоспособности учеников

Удачное упражнение, с помощью которого можно определить уровень внимания детей с ЗПР, — «Счет». Ребятам предлагают сложить числа, записанные столбиком (до 10), и записать ответ.

Еще один вариант упражнения с цифрами — ребята рассаживаются вокруг стола, после чего ведущий произносит 5 однозначных чисел. Дети записывают их по памяти, после чего ведущий их проверяет и выставляет баллы. Каждый ребенок выступает в роли ведущего по очереди.

Для развития навыка слушать и выполнять инструкции подходит упражнение «Запомни движение».  Педагог или ведущий внимание у детей с зпрпоказывает детям несколько движений в определенном алгоритме. Задача детей — повторить их сначала в том же, а потом в обратном порядке.

Для этих же целей подойдет упражнение «Нарисуй!». Детям предлагают закрашивать картинки по инструкции, например таким образом, чтобы красный шар оказался между желтым и синим, а желтый рядом с зеленым, и так далее.

Для развития наблюдательности можно поиграть в игру, построенную на описании предметов. Для этого ребятам предлагают в течение нескольких минут внимательно посмотреть на группу предметов (например, брелок от ключей, чашку, отвертку, бусы и пр.), после чего описать их по памяти.

Выиграет тот, кто опишет предметы наиболее точно. Таким же образом можно пробовать описывать и людей: их одежду, прическу, цвет глаз. Экспериментировать в рамках этого упражнения можно до бесконечности.

Развитие навыков работы с узорами

Упражнение «Повтори по образцу».

Этот вариант задания подойдет для формирования навыка выполнения сложных узоров, идентичных друг другу. Прорисовка каждого узора будет требовать высокой концентрации внимания от ребенка с ЗПР, подразумевая выполнение действий в определенном порядке:

  • анализ отдельных элементов узора;внимание у детей с зпр
  • выбор положения для каждого из них;
  • сохранение последовательности действий на протяжении долгого времени.

Педагог должен в первую очередь обращать внимание не на то, как ученик справляется с воспроизведением образца, а на то, сколько времени он способен работать, не допуская ошибок. Именно этот показатель позволит проанализировать уровень внимательности. Начинать работать над воспроизведением узоров необходимо с нескольких минут, постепенно можно увеличивать время и усложнять узоры.

Чтобы закрепить навыки работы с узорами, можно предложить детям сыграть роль учителя и проверить готовые узоры других ребят, выделяя ошибки. Кстати, проверять можно не только узоры, но и диктанты детей, примеры и прочие задания.

Как работать с детьми дома?

Развивать концентрацию внимания можно с помощью выполнения однотипных заданий, требующих определенного терпения. Одно из них — это вычеркивание каких-либо букв в печатном тексте, например на страницах старой газеты или журнала. Ребенку для выполнения задания нужно быть предельно сосредоточенным и внимательным.

В зависимости от возраста ребятам с ЗПР можно предлагать поработать с более крупными или мелкими шрифтами, внимание детей с ЗПРпостепенно увеличивая время работы на 5 минут.

Также для домашнего обучения детей, учитывая их особенности и с целью развития у них разных типов внимания, можно:

  • раскрашивать картинки по образцу, в том числе и с использованием штриховки;
  • выкладывать из спичек или счетных палочек разнообразные картинки, также по образцу и даже на время;
  • сравнивать картинки;
  • искать изменения в предметах или на картинках и пр.

Внимание — это сложный психический процесс, связанный с мотивацией и намерениями. Деятельность детей с ЗПР может быть успешной только в том случае, если уровень их внимания достаточно высокий. Так как внимание — один самых важных психических процессов, работа с детьми с диагнозом ЗПР для его развития крайне необходима, хотя и будет довольно сложной.

Только систематическая коррекционная работа позволит добиться результата — улучшить развитие внимания у детей с ЗПР начиная с раннего возраста, несмотря на их особенности. В процессе такой работы должна быть организована внимание детей с ЗПРдеятельность разного типа, обязательно вызывающая положительную мотивацию.

Планируя коррекционную работу с детьми с ЗПР, нужно помнить о том, что задания не должны быть слишком сложными и объемными. Увеличивать объем и сложность нужно будет постепенно, не допуская выведения детей из состояния равновесия.

Самыми сложными для таких ребят будут задания, требующие повышенной умственной активности, поэтому их лучше исключить из программы. Выстраивая план занятий, нужно учитывать специфику внимания у детей, их индивидуальные особенности, а также зоны актуального и планируемого в ближайшее время развития.

Только в этом случае можно будет надеяться на определенный эффект и прогресс со временем, выражаемый в улучшении показателей концентрации, распределения, удерживания внимания у детей с задержкой психического развития.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье