rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_11Подготовка к школе

Помощь ребенку в период адаптации к школе

Все начинается радостно: покупка тетрадей и красивых ручек, букет к 1 сентября. У малыша новый ранец, нарядная школьная форма и масса впечатлений. Кругом дети разного возраста, красиво одетые учителя. Все очень приветливо и весело. Некоторые школы подготовили целый праздник Знаний с выступлениями старших, музыкой, конкурсами. Все это замечательно, но после 1 сентября многое адаптация к школепоменяется. В первую очередь, в жизни ребенка. Красивый антураж праздника может смениться ужасом: ведь это все на следующие 10-11 лет!

Правильная адаптация ребенка к школе — задача непростая. Главное, здесь все должны принимать участие: родители, учителя, школа. Нелюбовь к урокам или домашнему заданию — не страшно, это было у всех нас. Гораздо хуже, если ребенок начинает вести себя иначе: становится агрессивным, конфликтным или, наоборот, все время молчит, не заводит друзей. Тогда стоит обратить внимание: что же случилось? Часто родители могут помочь ребенку привыкнуть к школе и полюбить ее.

Идешь в школу — значит, взрослый

С такой бодрой позицией многие родители посылают 6-7-летнего малыша в первый класс. Они уже давно рассказывали ему про школу, уроки, опыты на химии и физике. И вот долгожданный момент настал. Школа для маленького человечка — нечто удивительное. Туда ходят большие дети адаптация к школе(лет по 14-16), там учат интересным вещам… Примерно такое же чувство было у вас перед первым годом ВУЗа.

Огромный институт, который только предстоит обойти, посмотреть. А что ждет на занятиях, на сессии? Было волнительно, не так ли? Но у вас уже была база — школа. Вы кое-что знаете об уроках, заданиях, контрольных работах.

А ваш ребенок еще совсем мал, ему все в новинку. Будет немного проще, если раньше малыш ходил в детский сад. Он уже привык оставаться на весь день в компании друзей и воспитательницы, научился сам ходить в туалет и кушать. Если же садика не было, все сложнее. До 7 лет малыш был с родителями, дома, а теперь его просто отведут туда, где нет ничего и никого знакомого. А вы бы не испугались?

Не все родители знают, как успокоить своего сына или дочку. У них будет масса предположений, вопросов и страхов.

Не нужно отмахиваться или таинственно отвечать фразой «сам все узнаешь». Лучше поговорить заранее, причем начать свои разговоры за год до поступления в школу.
Пусть эта мысль станет для него обыденной, он с ней свыкнется.

Что ждет родителей первоклассника

Вам нужно быть готовыми, ведь весь мир вашего ребенка меняется с приходом в школу.

  1. Новый коллектив. За 2-3 года детского сада он привык к своим друзьям, с кем-то у него до сих пор совместные прогулки и игры. Теперь же вокруг совершенно новые люди. У тех детей, которые плохо заводят знакомства, могут быть адаптация к школепроблемы. Большинство малышей в 6-7 лет уже научились знакомиться, общаться, у них есть общие темы: игры, мультфильмы, техника (сейчас у большинства уже есть телефон, компьютер).
  2. Стресс от учебы. В детском саду или на домашних занятиях много не требовали. Там занятия — игра. Если очень устал, хочется есть, пить, играть — всегда можно отдохнуть или заняться чем-то другим. А в школе нельзя просто отложить книги и начать играть.
  3. Дисциплина. Урок длится 40-45 мин, а переменка — всего 10-15 минут. И мама уже не заберет из школы раньше времени без важной причины. К этому нужно привыкнуть.
  4. Домашнее задание. В первом классе, конечно, задают еще мало. Но, чтение, счет, естественные науки — все это не так просто. Особенно, если вы не занимались с малышом до школы. Все для него ново, все требует внимания и концентрации.
  5. Стресс от неуспеваемости. Что-то остается непонятным, а учитель требует, иногда даже ругает. Появляются оценки. Если что-то сразу усвоить не получилось, то потом догнать адаптация к школеостальных трудно. Малышу может казаться, что он тут самый глупенький. Это очень сильно расстраивает его.
  6. Внешний вид. Детский коллектив бывает очень жесток к тем, кто чем-то отличается. Необычная внешность или какой-то дефект, слишком простая одежда (когда нет формы), отсутствие модных вещей (телефона, красивого рюкзака). Кто-то может начать смеяться над ним, а ваш ребенок не умеет за себя постоять.
  7. Усталость. После занятий нужно идти домой, делать домашнюю работу, а еще, возможно, ждет какая-то секция. Первое время ребенок сильно устает, капризничает. Это сказывается на учебе, а родители нервничают и злятся.

Про все это и многое другое вам нужно будет рассказывать ребенку заранее, предупреждать, объяснять. Главное — скажите сыну или дочке, что вы рядом, вы поможете, к вам можно обращаться с любой проблемой.

Новый мир

Школа – это, конечно же, интересно. Очень хорошо, если вам попался опытный педагог начальных классов. Учитель, который не оскорбляет детей, не кричит, а может спокойно объяснять несколько раз подряд. Такие адаптация к школепреподаватели на вес золота сейчас, среди нетерпеливых, раздражительных и уставших. Тут главное, чтобы учитель понимал: перед ним маленький ребенок. Да, иногда придется отвести его в туалет или дать попить воды. Кроме того, на уроке нужно регулярно делать паузы, чтобы дети отдохнули.

Новые люди могут стать друзьями. Хорошо, если знакомые появились уже в первые несколько дней. У них можно взять номер телефона, спрашивать домашние задания, если заболел и пропустил. С друзьями все переносится легче, даже такая новая атмосфера.

Уроки

Нагрузка в первом классе довольно интенсивная. В сентябре и октябре стараются проводить не более 4 уроков в день, плюс обязательная прогулка или классный час несколько раз в адаптация к школенеделю. Министерством образования рекомендована 5-дневная школьная неделя, а урок должен длиться не более 35 минут.

Эти правила не всегда соблюдаются, особенно из-за того, что у преподавателя есть свой план на год. За невыполнение его будет «ругать» директор. Конечно, в первые месяцы нагрузка меньше. Детям показывают, как нужно учиться. Это период адаптации к школе.

Расписание и уроки организованы по-разному. Обязательные предметы – рисование, физкультура, природоведение или краеведение. Уделяется много времени логическим задачкам. В середине урока проводится небольшая пауза, когда детей просят встать, сделать несколько упражнений, приседаний. Это поможет им расслабиться, снять нагрузку.адаптация к школе

Лучше всего, если преподаватель прогрессивный. Тогда он знает, как увлечь детей новым предметом. Фильмы, игры, творческая работа – все это развивает мышление, позволяет детям работать в команде. Результаты такой работы гораздо лучше, чем при стандартном заучивании.

Также рекомендуется проводить экскурсии, прогулки, организовывать праздники. Это поможет детям подружиться, привыкнуть к своему учителю и школе. Так, постепенно, они приблизятся ко второй четверти. Там нагрузка уже будет серьезнее, а уроки будут длиться 45 минут.

Друзья

Адаптация невозможна без установления контактов со своими одноклассниками. Если учитель замечает, что ребенок не общается, не участвует в общих играх на перемене, это повод поговорить с родителями. Такое поведение может быть уместным буквально пару дней. Кому-то нужно присмотреться к ребятам, новым играм. Если же прошел месяц или больше, а ребенок все еще ни с кем не подружился — это проблема.

Конечно, вы не можете прийти в школу и за него адаптация к школеперезнакомиться со всеми. Частично это задача школы – наладить адаптацию в коллективе. Детей знакомят на первом же занятии, возможно, просят рассказать что-то о себе. Но основная нагрузка идет на самого ребенка. Уровень его психического развития уже должен быть вполне достаточным, чтобы завязывать беседу, предлагать игры, дружить.

К этому его частично готовят родители: детский сад, площадка во дворе, приглашение других детей в гости. Если ничего этого не было, то ему будет очень сложно в школе. Здесь важный момент — ребенок видит, что другие дети уже перезнакомились, играют, ходят вместе из школы с мамами. А у него еще нет таких знакомых. Ощущение ненужности вводит в депрессивное состояние.

Учитель

Это человек, которого не нужно бояться. Он тут главный – это правда. Учитель начальных классов должен позиционировать себя так, чтобы дети без страха могли спрашивать непонятное, просить совета, обращаться, адаптация к школеесли что-то болит. Для маленьких детей это уже некий залог уверенности. Так им проще: рядом нет мамы или бабушки, зато есть учитель, а он поможет, если что-то случилось.

Когда учитель начальных классов не вызывает доверия, а лишь требует, заставляет, ругает — это сильно пугает детей. Понятно, что он/она тут главный, а значит, от его/ее слов будет зависеть многое. Представьте себе стресс малыша, которому каждый день нужно рано вставать и идти туда, где страшный злой взрослый «правит бал».

Учитель сейчас — связующее звено между классом и родителями. Он должен создать атмосферу, которая не напугает детей, а, наоборот, покажет, что здесь поощряют любопытство, вопросы, интерес и творчество. Это адаптирует детей не только к первому классу, но ко всему дальнейшему обучению в школе.

Адаптация в той или иной форме пройдет еще раз — при переходе в 5 класс. Там уже будут разные учителя, разные кабинеты и предметы. Придется со всеми находить общий язык или же учиться не реагировать на «своеобразность» учителя.

Домашнее задание

В первой четверти рекомендовано развивать воображение детей. Им задают соответствующие задания: описать происходящее на картинке, нарисовать, сделать что-то руками. Уроки труда обычно нравятся всем, ведь это и урок, и время отдыха. Делать поделки дома тоже весело. Также сейчас в нагрузку добавляется чтение, устный счет. Но пока что все просто.

Главное, чтобы ребенок осознал и привык: домашнее задание будет все время, и его нельзя не делать. Чтобы помочь малышу адаптироваться, установите режим.
Например, после школы небольшая прогулка, обед и время на отдых – от 30 минут до часа. Дайте ему возможность выбрать, чем заняться. Кто-то посмотрит мультики, кто-то поиграет.

Потом обязательно усаживайте ребенка за уроки. Хорошо, если дома мама или бабушка. Если же никого нет — можно оставить малыша в группе продленного дня. Там учитель следит за детьми, помогает им с домашней работой.

Лучше всего, если есть возможность после школы прийти домой и делать уроки в знакомой обстановке. Это тоже часть адаптации: ребенок провел время в школе, а теперь может отдохнуть дома. Сейчас не нужно ругать малыша, если он плохо концентрирует внимание. Видите, что он уже устал — сделайте перерыв на 10-15 минут.

Сколько продлится адаптация?

Психологи отмечают, что нормальный процесс адаптации к школе может длиться 1-2 месяца. Это полная смена образа жизни, режима, интересов. Появляются новые понятия, виды деятельности. Кроме учителя, друзей и домашних заданий, ребенка может беспокоить много чего еще.адаптация к школе

Сам процесс адаптации бывает сопряжен со стрессом:

  • быстрая утомляемость;
  • плохая концентрация внимания на последних уроках;
  • обиды на родителей;
  • плохой сон;
  • потеря аппетита, или, наоборот, ребенку постоянно хочется кушать.

Главное для родителей – понимать, что это нормально. Кто-то может привыкнуть ко всему с первой недели, а кто-то будет два месяца плакать по утрам, что не хочет в школу. Все нормализуется само собой у детей с нормально развитой психикой.

Обратить внимание нужно на эмоциональное состояние ребенка. Да, поход в первый класс — обычное явление, все дети делают это. Но это еще не значит, что все они нормально реагируют на изменение своей жизни. Особенно сложно приходится тем, кто не ходил в дошкольные учреждения.

Адаптация может проходить тяжело – в этом случае необходим разговор с учителем и, желательно, с психологом. Когда стресс длится долго, падает иммунитет ребенка. Ведь стресс — это такая реакция нашего организма, когда все его ресурсы активизируются. «Держать оборону» месяц-два-три подряд — большое испытание для детского организма.

Если ваш ребенок:

  • стал часто адаптация к школеболеть, простужаться;
  • начал уходить в себя;
  • слишком часто капризничает;
  • очень сильно боится школы, учителя;
  • не может справляться со стрессом от занятий;
  • у него обострились старые болезни,

то нужно серьезно отнестись к проблеме. Скорее всего, само собой здесь не наладится. Иногда детям требуется помощь психолога. Хватит всего нескольких посещений, чтобы ребенок осознал свои проблемы и стал с ними бороться.

Тут без помощи родителей – никуда. Вам может казаться, что адаптация или привыкание к школе — всего лишь период в жизни малыша. На самом деле, ему может быть очень и очень тяжело принять новую ситуацию, свою новую роль. Вы можете помочь ему в адаптации, но для этого потребуется терпение, а не ругань и крики.

Как помочь в адаптации?

Стоит начать раньше, чем будете собирать ребенку портфель в школу. Лучше всего — на последнем году садика, летом перед школой. Причем не сопровождая все фразами «вот сейчас отдыхай, а потом будет школа — не будет времени на игры и развлечения». Так вы лишь запугаете малыша  и приучите думать о том, что его ждет что-то долгое, страшное, что навсегда лишит его детства.

Поддержка родителей

Перед 1 сентября обговорите все: что малыш оденет, что возьмет с собой в школу. Купите ему несколько красивых ручек или интересный пенал. Пусть у него будет нечто, чем можно гордиться. Разные семьи — разный достаток, но дети-то одинаковые. Побалуйте его каким-то подарком перед школой – так ему будет легче.

Скажите, что вы в любом случае его адаптация к школелюбите и очень гордитесь им. Ваш малыш пошел в 1 класс — это большое событие. Стоит отпраздновать это и до, и после. Позовите родных, друзей. Поговорите со старшими детьми – будет здорово, если родные или двоюродные братья-сестры могут рассказать что-то хорошее о школе.

Это этапы психологической адаптации. Ребенок узнает что-то про школу, пусть и только на словах. Ваша гордость перейдет к нему. Конечно, он там самый маленький, перед ним долгий путь, много предметов, которые только предстоит выучить. Готовьте его к тому, что вы будете помогать, что постепенно он освоится. Главное — не пугайте его. Малыши в этом возрасте очень впечатлительные.

Ответы на вопросы

Вслед за вашими рассказами о школе начнутся вопросы. Ему захочется уточнить, например:

А вдруг я не научусь писать?

Я не знаю буквы, как мне быть?адаптация к школе

А если моя учительница будет злая?

Что делать, если никто не захочет играть со мной?

Как долго нужно ходить в школу?

Можно не идти в школу, если я болею?

Можно на уроке выходить в туалет?

Вопросы могут быть самые разные, но у вас должны быть готовы ответы. Неплохо сходить в школу заранее, познакомиться с директором и учительницей начальных классов. Тогда вы узнаете больше про распорядок дня первоклашек конкретно в этой школе. Вам проще будет отвечать на вопросы, а ребенку – морально готовиться.

Уроки — не беда

Бывают предметы, которые не даются. Вообще говоря, не рекомендуется в первой-второй четвертях ставить отметки. адаптация к школеЭто только пугает детей. Получил один раз тройку, а теперь боится вообще браться за этот предмет. Ни в коем случае не ругайте малыша – лучше помогите ему разобраться.

Объясните ребенку, что если что-то непонятно, об этом можно спросить учителя. Он должен объяснить, помочь разобраться. Очень плохо, если ваш учитель к этому относится негативно. Тогда не бросайте малыша, а сядьте с ним, разберите проблему. Но не приучайте его все трудности перекладывать на вас и делать уроки только вместе.

Он должен сам научиться искать ответы в учебниках, задачках из класса. В первое время ваша помощь и подсказки будут незаменимы для него. Но потом он должен стать самостоятельным. Научить учиться — задача преподавателя и родителей.

Прежде чем ругать за плохие отметки, найдите причину неуспеваемости. Возможно, если вы всего пару часов порешаете задачи вместе, малыш все поймет и тут же исправится.
 Объясните правила понятным языком – уйдет проблема. Ругаться, кричать, запугивать — это не выход.

Помогите подружиться

Знакомиться и привлекать внимание сверстников — проще, чем кажется. Иногда приходится объяснять такие простые вещи – особенно тем деткам, которые не ходили в садики и ясли. Предложите ребенку потренироваться на игрушках или куклах, если он не уверен в себе. Чаще ходите гулять в парки, на новые площадки. Там ваш малыш может учиться заводить знакомства.

Выучите с ним несколько приветственных фраз, первые вопросы к новому знакомому:

Сколько тебе лет?адаптация к школе

У тебя есть домашние животные?

Во что любишь играть?

Далеко живешь?

Часто сюда приходишь играть?

Так будет проще решить вопрос с адаптацией в коллективе. Дети в школе настроены на знакомство, ведь они все оказались в равных условиях. Но помните, что даже не всем взрослым легко удается завязать знакомства – что говорить про маленьких детей?

Что делать, если обижают

В первую очередь, тут родители должны сохранять здравый рассудок. Если ребенок часто жалуется, что его обижают другие дети или учитель, отнеситесь серьезно к его словам. Выслушайте, что скажет малыш. Возможно, учитель был недоволен его поведением на уроке, несколько раз делал замечания, и ему пришлось повысить голос.

Некоторые адаптация к школеродители тут же бегут в школу, зовут учителя, директора, начинают ссору и разбирательство. На деле ситуация может быть стандартная: ребенку хочется вернуть ваше внимание и показать, что в школе ему не нравится. Есть смысл поговорить с учителем и ребенком вместе.

Если же обижают дети, то ребенок должен уметь себя позиционировать. Не все в 6-8 лет это могут. Вам нужно научить его, как поступать в ситуации, когда его обзывают или даже бьют. Пусть не стесняется в таких случаях идти к учителю и говорить с вами. К сожалению, все это может напугать малыша и еще больше усложнить адаптацию в школе. Немудрено: из любящего дома он попадает в такую враждебную среду. Тут даже один-два смешка одноклассников могут надолго понизить самооценку.

В школе бывает интересно

Расскажите ребенку, что в школе интересно. Это не только новые знания, друзья и взрослая жизнь, но и много чего еще. Утренники, праздники в конце четверти, чаепития, экскурсии. И все это — вместе с друзьями.

Пройдет первый класс, ваш сын или дочка привыкнет к школе… Конечно, недовольство перед 1 сентября останется еще долго – кому хочется заканчивать каникулы? Постепенно школьная жизнь, товарищи, влюбленности затянут его. Скоро он забудет про то, как было сложно в первую неделю.

Проблемная адаптация

Если разговоры, рассказы и ваша поддержка не помогают, то вы столкнулись с проблемой сложной адаптации. Некоторые дети не могут учиться в обычной школе из-за особенностей психики. Тогда адаптация ребенка к школе становится настоящей проблемой, никак не может закончиться. Это не значит, что у ребенка что-то там не в порядке и его нужно лечить. Это состояние называется школьной дезадаптацией. Выражается в следующих проявлениях:

  • полное нежелание ребенка адаптация к школепринимать правила дисциплины;
  • неспособность к концентрации на предмете;
  • очень плохая успеваемость даже в первом классе;
  • отсутствие контактов с другими детьми;
  • агрессия к детям или учителю;
  • неустойчивость психики – ребенок может расплакаться на уроке просто из-за того, что закончилась ручка.

Комбинация этих симптомов говорит о том, что в обычном классе ребенок учиться не сможет. Или же ему понадобятся занятия с психологом.

Еще одна причина дезадаптации — сильный стресс. Это состояние может привести к психосоматическим заболеваниям, появлению нервных тиков. Это редкое явление, и подтвердить его может только врач или психолог. В таком случае вам предложат варианты:

  • экстернат;
  • надомное обучение;
  • перевод в специализированную школу.

Сегодня детям с дезадаптацией дают много шансов закончить школу. Возможно, на домашнем обучении придется провести 1-2 года, а может быть, и все 11 классов.

В любом случае самое главное – ваш ребенок должен быть счастливым, здоровым и спокойным. Не нужно все проблемы сбрасывать на школу – от родителей зависит тоже очень многое. Помочь малышу адаптироваться в новом мире — общая цель и родителей, и детского сада, и школы.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье