rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_11Подготовка к школе

Развитие умственной деятельности у ребенка

Важнейшая особенность людей – это их память. Без памяти человек не будет функционирующим индивидуумом и личностью. Отсутствие способности запоминать является серьезной патологией, которая приводит к нарушению всех процессов развитие памяти у детеймыслительной деятельности.

Каждый период жизни имеет характерные особенности развития памяти. Так, дети до года, дошкольники, подростки и взрослые по-разному запоминают информацию, ведь развитие памяти в то или иное время происходит иначе. Например, развитие памяти у детей дошкольного возраста наиболее интенсивно и многогранно. Это именно то время, когда над памятью следует работать максимально усердно. Если приложить все усилия, то даже в таком раннем возрасте можно добиться показателей подросткового уровня!

Основные виды памяти

Человеческая память классифицируется по видам. Память бывает двигательной, эмоциональной, образной или зрительной и словесно-логической. А теперь по пунктам…развитие памяти у детей

Двигательная память предполагает запоминание и последующее воспроизведение всевозможных движений. При помощи двигательной памяти новорожденный учится переворачиваться с живота на спинку, самостоятельно сидеть, ходить, писать, заниматься спортом, ездить на велосипеде, водить автомобиль, играть на фортепиано и т.д.

Эмоциональная память строится на эмоциях, которые человек переживает. Именно эти переживания откладываются в памяти, а также все, что с ними связано.

Образная или зрительная память предполагает запоминание информации в виде конкретных образов и даже запахов. То есть в формировании образной памяти принимают участие органы чувств.

Словесно-логическая память характеризуется запоминанием через общение и слова.

Но это не все характеристики памяти. Также она отличается длительностью хранения, поэтому бывает кратковременной, долговременной и оперативной. Кратковременным запоминанием обладает каждый человек и делает это ежедневно, но усвоенная информация через пару часов или дней стирается из памяти. Например, человек может в подробностях описать человека, который стоял развитие памяти у детейперед ним в очереди в магазин, но только в ближайшие часы после посещения последнего.

Самая важная для человека память – долговременная. Она участвует в становлении человека как личности. Этот вид памяти позволяет накапливать знания и жизненный опыт, которые впоследствии подвергаются анализу и систематизации.

Кроме того, память бывает произвольной и непроизвольной. При произвольном запоминании человеку приходится затрачивать ряд усилий, чтобы усвоить информацию, а при непроизвольном запоминание происходит автоматически.

Что характерно запоминанию ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст длится от четырех до шести-семи лет, пока ребенок не начнет посещать школу. Когда дети входят в этот период, они уже четко разговаривают, легко строят предложения и учатся выражать мысли словами. Все эти процессы построены на восприятии и мышлении, когда малыш не только осваивает информацию, но и пытается ее анализировать. развитие памяти у детейНа этом временном промежутке преобладает образная память. Информация воспринимается целенаправленно, при этом кроха выделяет наиболее яркие и выразительные события, предметы, детали, нередко оставляя без внимания более важные подробности.

Дошкольники обладают и определенными особенностями двигательной памяти. Дети уже владеют более замысловатыми движениями, которые требуют выполнения последовательных действий. Например, малыши легко запоминают танцы, состоящие из движений ногами, руками, взмахов платочком. Постепенно эти движения совершенствуются. При этом ребенку удается одновременно контролировать как свои движения, так и следить за действиями остальных танцоров. Таким образом в процессе танцев и подвижных игр дети учатся не только самостоятельно выполнять необходимые действия, но и следить за выполнением правил другими игроками. Благодаря данной способности развития памяти дошкольники осваивают игры с элементами аттракциона или эстафеты.

Наряду с уже указанными особенностями у ребенка дошкольного возраста при часто выполняемых или основных действиях постепенно вырабатывается автоматизация. При помощи имеющегося в памяти образца кроха вспоминает и совершает движения различного характера, в которых задействована мелкая моторика.

Продолжает осваиваться и речевая функция. Развивается словесная память. Этому способствует прослушивание и последующее воспроизведение стихов и сказок. Поэтому сейчас, как никогда ранее, важно общение ребенка не столько со сверстниками, как со взрослыми, являющимися основными носителями полезной и интересной информации. Однако не стоит совсем забывать о маленьких друзьях карапуза, ведь именно им он может рассказать об услышанном, таким образом практикуя умение формулировать мысли и выражать их наиболее подходящими словами.

Непроизвольная память также преобладает у детей дошкольного возраста. Они легко запоминают информацию, которая сопровождается эмоциями.развитие памяти у детей Это может быть эмоционально окрашенная сказка или стих, а также скандал в семье или ссора близких, при которой ребенку не посчастливилось присутствовать.

Дети очень часто обращают внимание на необычность вещей, на явный контраст, в результате чего они непроизвольно запоминают ту или иную информацию. С пяти лет малыши начинают постепенно себя контролировать и специально запоминать знания, а после воспроизводить необходимый материал. До этого момента родителям, чтобы обучить ребенка чему бы то ни было, следует самостоятельно ставить и формировать задачи, которые при этом должны иметь игровую форму, нестандартное оформление, яркую цветовую и эмоциональную окраску.

Развитие умственной деятельности дошкольников

С детьми дошкольного возраста обязательно следует заниматься. При правильно составленной программе обучения ребенка можно быстро и эффективно подготовить к школе. При этом полученные знания станут стартом личностного развития будущего отличника.

Ни в коем случае нельзя упускать дошкольный возраст, развитие памяти у детейведь в это время ребенок готов как губка впитывать в себя любую информацию. Взрослым только требуется направить активность их мозга в нужное русло.

Специалистами разработаны и успешно применяются на практике всевозможные методики развития памяти. Да, в детских садах используются многие из этих программ. Но чаще всего воспитатели работают одновременно с группой детей, а не индивидуально с каждым. Именно поэтому родителям лучше выделить пару методик для домашней работы с малышом.

Главное – не переусердствовать. Ребенок – это прежде всего маленький человечек, у которого должно быть детство. Не стоит превращать детство в тюрьму, в которой роль решеток будет исполнять обязательная к изучению информация. Так можно лишь добиться повышенной усталости, рассеянного внимания и ненависти к обучению как таковому.

Именно поэтому большинство методик развития памяти берут за основу игру. Дети любят играть, даже если при этом придется учиться. Особенно интересно играть с взрослыми, внимание которых всегда лестно карапузу.

Игры для развития памяти

«Картинки». Ребенку на несколько секунд показывается развитие памяти у детейкартинка с просьбой запомнить все, что на ней нарисовано. После картинку убирают, а ребенок должен в подробностях описать то, что увидел.

«Рисунок по памяти». Эта игра немного похожа на предыдущую. Только задача немного усложняется: ребенку необходимо не только запомнить, что нарисовано на картинке, но и нарисовать. Картинку следует показывать не более 30 секунд. Выбирать нужно изображения, достаточно простые для воспроизведения на бумаге. Да, там может быть много деталей в виде цветочков, деревьев, тучек, солнышка, зверей и прочего, что малыш сможет изобразить без посторонней помощи. Со временем игру можно усложнить, используя более сложные картинки и даже несколько сразу.

«10 отличий». Достаточно популярная и простая игра, при этом очень эффективная. К тому же ее можно усложнить, если сначала показать одну картинку и разрешить изучить, а после убрать ее с глаз и показать следующую, попросив ребенка рассказать, что на ней изменилось.

«Что пропало?». Эта игра учит ребенка концентрироваться. Сначала перед крохой следует разложить ряд предметов. После один или два предмета убираются, но при этом надо не забыть попросить малыша отвернуться. Когда ребенок повернет голову и взглянет на оставшиеся перед ним предметы, он должен ответить, какие именно пропали.

«Описание». Ежедневные прогулки по свежему воздуху могут быть полезны не только для иммунитета, но и для памяти ребенка. Для этого всего лишь нужно обсуждать их подробности и детали по приходу домой. Например, помнит ли малыш, во что был одет его друг на прогулке, развитие памяти у детейкакого цвета машины стояли на парковке, чем запомнился странный незнакомец, на которого вы до этого обратили внимание малыша, и т.д. Кто вспомнит больше подробностей, тот и победил!

«Пересказ». Для этого упражнения родителям следует уметь сочинять небольшие истории. Пусть каждая из них состоит не более чем из пяти-шести фраз. Например: «Девочка проснулась, потянулась, сделала в постели упражнение «велосипед», умылась, оделась и пошла в сад. В садике она повеселилась с детками, позанималась, поела, поспала, поиграла на улице. Вечером она сходила в кинотеатр с родителями и посмотрела мультик о животных. Больше всего в мультфильме ей понравился гиппопотам в розовой юбочке. Перед сном она попросила у мамы такую же юбку». Дальше остается всего лишь попросить ребенка пересказать историю. Если у него не получится с первого раза, то повторите историю еще раз или два.

Пища для памяти

Развитие памяти очень важно, но… Только упражнениями для мозга не обойтись. Детскому организму необходимы ресурсы, которые помогают усваивать информацию, – это режим дня, спорт (от зарядки до любой другой физической нагрузки), ежедневные прогулки на свежем воздухе и полноценный сон. Все эти процессы способствуют расширению сосудов и улучшению кровотока, а оно – нормальному развитию мозга и памяти.

Кроме того, малыш нуждается в правильном и частом питании. Это также поддерживает мозг в тонусе. Лучшая пища для памяти – это каши, фрукты, овощи, орехи, жирная рыба, бобы. Также можно употреблять рыбий жир и салаты с растительным маслом.

Чем бы вы ни кормили ребенка и его мозг, старайтесь не забывать о мере. Здесь она должна быть точной, ведь ваш ребенок не игрушка, а человек, даже в таком возрасте обладающий правами. И главное его право – право на детство!

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье