rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_03Психология

Главные писхологические особенности детей в возрасте двух-трёх лет

Анализируя психологические особенности детей 2-3 лет, понимая тонкости их поведения, взрослые могут наладить контакт и поспособствовать максимально гладкому протеканию кризиса, свойственного этому возрасту.

Дети в 2-3 года: особенности поведения в процессе занятий

На третьем и четвёртом годах жизни главная особенность малышей — это повышенная эмоциональность. Ребёнок пока не способен до конца контролировать эмоциональные всплески, при этом он легко переключаются с одного состояния на другое, чем могут воспользоваться взрослые, желая отвлечь малыша.

Малыша,психологические особенности детей 2 3 лет который чем-то расстроен, раздражен или опечален, можно легко отвлечь игрой, игрушками, покачиванием. Активные действия помогут малышам забыть о том, что их беспокоило, и зарядиться позитивными эмоциями.

Обучать детей в этом возрасте можно только при условии, что они будут проявлять интерес к тому, о чём идет речь во время занятия. Важно, чтобы малыш не только понимал материал, но и доверял человеку, который с ним работает.

У 2-3-летних детей механизмы саморегуляции несовершенны. Их настроение, равно как и способность усваивать новый материал, во многом связано с ощущением физического комфорта. Обычно дискомфорт вызывают:

  • голод;
  • повышенная или пониженная температура;
  • боли;
  • жажда;
  • сонливость и пр.

Если педагог планирует провести эффективное занятие с малышом, заручившись его вниманием, он обязательно должен проверить, насколько комфортно кроха в данный момент себя чувствует.

Особенности общения малышей на 3-4 году жизни

Общение малышей в таком возрасте имеет ситуативно-личностный характер, что говорит об острой потребности каждого из них в индивидуальном внимании и контакте со взрослыми. Именно поэтому, если речь идёт о занятиях или совместных играх с педагогами, необходимо, чтобы в них принимали участие небольшие группы детей, каждому из которых будет уделено достаточно времени и внимания.

Малыши в возрасте 2-3 лет способны учиться чему-то новому, причём как напсихологические особенности детей 2 3 лет основе личного опыта, так и беря за начало опыт окружающих взрослых. Дети внимательно следят за поведением родителей или воспитателей и пытаются им подражать, не разделяя плохое и хорошее.

А вот что касается одногодок, то они для малышей в этом возрасте пока не интересны. Дети могут играть рядом друг с другом, наблюдая за действиями соседа, но не вступая с ним в контакт. Часто именно сверстники вызывают у малышей всплеск отрицательных эмоций.

Мышление у детей этого возраста имеет наглядно-действенную форму и во многом зависит от условий.  Память и внимание непроизвольны.

Предметная деятельность и игра в жизни 2-3-летних детей

Освоив культурные способы действия с разнообразными предметами, дети осваивают и новый вид деятельности — предметный. Малыши переносят действия, которые им удалось подсмотреть у взрослых, на игрушки, пытаясь копировать их манеру поведения, голоса, действия. Дети с удовольствием «звонят» по телефону, кормят и одевают игрушки, психологические особенности детей 2 3 летсооружают себе игрушечные машины из одеял и подушек, воображая себя за рулем настоящего папиного или дедушкиного авто.

К этому возрасту активная речь малышей переходит на новый уровень. К концу третьего года жизни дети осваивают новые грамматические структуры, общаются простыми предложениями, используя почти все части речи. В активном словаре малышей этого возраста уже насчитывается порядка 1,5 тысячи слов. К четырём годам это количество удвоится, и дети не будут испытывать проблем в общении как со взрослыми, так и со сверстниками.

Игра у 2-3-летних детей имеет процессуальный характер и построена на действиях. В игре задействуются игровые предметы, сходство которых с реальными должно быть максимальным.

На третьем году жизни на новый уровень выходят слуховые, а также зрительные способности, что на порядок упрощает работу с детьми по изучению форм, цветов и размеров предметов.

Более совершенным становится и фонематический слух. У трёхлетних малышей теперь не возникает сложностей с восприятием психологические особенности детей 2 3 летзвуков родного для них языка, несмотря на иногда имеющиеся большие неточности во время их произношения.

Особенность малышей этого возраста – отражение эмоционального состояния сверстников. Для 2-3-летних детей абсолютно нормальным является заплакать, закричать или засмеяться только потому, что это сделал сверстник. Однако к окончанию третьего года жизни характер поведения малышей начинает носить более произвольный характер. Дети способны ощущать гордость, стыд, радость, идентифицируют себя по половому признаку.

Кризис как особенность трёхлетнего возраста – что нужно знать?

В конце третьего года жизни малыши и их родители начинают испытывать ряд проблем, связанных с развитием первого серьезного возрастного кризиса. Для малыша это действительно сложный период в жизни, во время которого он должен будет привыкнуть к новой системе социальных отношений, постепенно отстаивая свое личное «я» и снижая уровень влияния на себя взрослых.

Родители, понимая, что малыш в этом возрасте желает проявить себя самостоятельным, активным и независимым, должны быть к этому готовы заранее. Важно поощрять новые стремления ребёнка и в то же время не позволять ему переходить грани дозволенного, но только максимально деликатно и с пониманием.

Обычно кризиспсихологические особенности детей 2 3 лет трёх лет проявляется следующими качествами:

  • негативизмом;
  • упрямством;
  • строптивостью;
  • своеволием;
  • бунтарством;
  • ревностью;
  • обесцениванием ценностей и пр.

Негативизм проявляется отрицанием авторитета взрослого. Ребёнок принципиально отказывается выполнять даже самые простые просьбы только потому, что желает отстоять свое «я» и сделать всё по-своему, причём касается это даже самых покладистых и послушных детей.

Под упрямством обычно стоит понимать нежелание малыша следовать советам или указаниям взрослых просто потому, что ему не хочется быть зависимым от чьих-то суждений или действий. Обычно упрямые дети настаивают на чём-то не потому, что слишком этого хотят, а только для того, чтобы не делать так, как их просят взрослые.

В раннем переходном возрасте малыши часто проявляют строптивость, которая может быть направлена как на конкретного человека, так и на определённые правила или устои. Малыш может настаивать на выполнении собственных желаний, не принимая инициативу взрослых.

Также для детей этого возраста абсолютно нормальным является показывать своеволие, причём даже рискуя расстроить отношения с любимыми родителями. Для малышей в три года принципиально важно получить возможность во что бы то ни стало принимать ребенку 2 годасамостоятельные решения.

Сталкиваясь с непониманием взрослых, дети могут перейти к самому настоящему бунту и даже проявить себя деспотами по отношению к окружающим, пробуя на вкус сладкие плоды власти над ними. Такие дети диктуют правила родителям и воспитателям, требуя их точного соблюдения.

Нередким явлением для кризисного возраста является проявление ревности, когда малыши не желают общаться со сверстниками, братьями или сестрами, одним из родителей, требуя к себе всепоглощающего внимания одного конкретного человека.

И самая интересная особенность этого возраста — это способность обесценивать ценности. Малыши могут посчитать ненужными ранее установленные правила, постараться избавиться от привязанности к игрушкам или вещам и иногда даже к некоторым окружающим их людям.

В период кризисного возраста дети часто невыносимы, нетерпимы и сложно идут на контакт. Тем не менее, что бы они ни делали, взрослые должны помнить, что такие действия носят временный характер. В этот непростой период жизни именно от взрослых будет зависеть то, насколько гладко и безболезненно у ребёнка произойдет переоценка ценностей и его переход на новый этап развития.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье