rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_03Психология

Особенности психологического развития детей пяти-шести лет

Выделяя психологические особенности детей 5-6 лет, нужно обратить внимание в первую очередь на их повышенный интерес к межличностным отношениям. Дети уже психологические особенности детей 5 6 летне слушают взрослого, полностью полагаясь на его мнение. В 5-6 лет оценки взрослых анализируются и, что самое важное, проходят сравнение с оценками собственными.

На основании такого анализа дети четко разделяют понятия о том, какими они являются на самом деле, и о том, какими их хотят видеть взрослые.

То, по какому сценарию будет протекать нравственное развитие старшего дошкольника, во многом зависит от роли взрослого в процессе. Общаясь со взрослыми, дети не только знакомятся с нормами и правилами поведения, но и получают возможность их осмыслить, а затем и интерпретировать.

Каждый дошкольник нуждается в том, чтобы у него сформировали привычку вести себя в соответствии с нормами общества. Для этого взрослые могут инсценировать психологические особенности детей 5 6 летпроблемные ситуации реальной жизни, подключая к ним детей.

Очень важно в ходе принятия решения и поиска выхода из ситуации говорить с ребенком о нравственной стороне дела, давать свою оценку поступкам и интересоваться у самого ребенка его оценкой поведения участников, в том числе и в отношении его собственных действий. Таким образом можно будет способствовать развитию у дошкольника адекватной самооценки уже в этом возрасте.

К 5-6 годам у детей уже имеется достаточный объем знаний, который пополняется с каждым днем. Им важно делиться этими знаниями с другими детьми, и это желание является основным толчком для развития познавательной мотивации в ходе общения.

Чем шире кругозор дошкольника, тем большей популярностью, как правило, он будет пользоваться среди сверстников.

В 5-6 лет дети способны сохранять в сознании цепь связанных между собой событий. Они различают такие понятия, как «прошлое», «настоящее» и «будущее», копят знания об изменениях внешнего мира, алгоритмах создания чего-либо, рецептах приготовления и пр. Именно поэтому так важно уделять внимание созданию комфортных условий для развития познавательной активности ребенка, давая понятные и в то же время развернутые ответы на его вопросы, активно беседуя на интересующие его темы.

Система первичной гендерной идентичности

На шестом году жизни у детей начинает формироваться система первичной гендерной идентичности. В этом возрасте дети уже имеют четкие представления о том, к какому полу они принадлежат, на основе анализа ряда признаков.

Старшие психологические особенности детей 5 6 летдошкольники анализируют собственные поступки, принимая во внимание половую принадлежность, ищут правильные, на их взгляд, решения и выходы из ситуаций, соблюдают правила поведения с детьми другого пола, подмечают мужские и женские качества в поведении окружающих их взрослых людей.

В этот же период для детей огромное значение имеют образы мужчин и женщин, получивших социальное одобрение: таковыми могут быть литературные герои, роли которых они готовы исполнять с большим удовольствием в театрализованных постановках и во время игр.

Выбор в качестве объектов симпатий сверстников противоположного пола обусловлен целым рядом их признаков. Так, например, выбирая девочек, мальчики обращают внимание на красоту, нежность, чувственность, тогда как девочки отдают предпочтение дружбе с мальчиками, которые производят впечатление сильных, смелых, благородных.

На шестом-психологические особенности детей 5 6 летседьмом годах жизни дети уже понимают, что такое внешняя красота, проводят параллели и связи между профессиями и полом людей, их выбирающих.

В этот же период старшие дошкольники на основе представлений о гендерной принадлежности проводят связи между собственной гендерной ролью и проявлением свойств мужчины или женщины. Они обращают внимание на:

  1. прическу;
  2. одежду;
  3. правила поведения;
  4. реакции на ситуации и пр.

В конце шестого года жизни дети чувствуют удовлетворение от осознания собственной гендерной принадлежности, четко осознавая связанные с этим преимущества.

Игровая деятельность старших дошкольников

Детская игра на шестом году жизни заметно изменяется. Старшие дошкольники, объединяясь в игровой психологические особенности детей 5 6 летдеятельности, уже умеют и успешно применяют практику совместного обсуждения правил игры.

Более того, для детей этого возраста свойственно вести контроль над действиями друг друга, указывая на то, каким в их представлении видится поведение того или иного персонажа игры. На этой почве во время игр у старших дошкольников неизбежно возникают конфликты, в ходе которых дети спорят о поведении друг друга, несоответствующем ранее установленным правилам.

Во время распределения ролей можно увидеть, как дети принимают совместные решения, согласуют психологические особенности детей 5 6 летдействия, распределяют обязанности. Также примечательным является совершенствование игрового пространства и разнообразие игровых действий.

За пределами игры общение детей старшего дошкольного возраста все менее похоже на ситуативное. Они с энтузиазмом рассказывают сверстникам о своих впечатлениях от увиденного, услышанного, проявляют заинтересованность, слушая друг друга, сопереживают и поддерживают.

Я — Личность!

На шестом году жизни дети четко понимают, что являются личностями — самостоятельными субъектами поведения и деятельности. Дошкольники оценивают моральные понятия, дают им определения, способны отличать положительный смысл слова «экономный» от отрицательного «жадный», например. Они способны совершенно осознанно сделать выбор в пользу чего-то менее для них приятного ради человека, который им дорог, психологические особенности детей 5 6 летпричем по собственной инициативе.

В этом возрасте дети отличаются устойчивыми эмоциями и социально-нравственными чувствами.

Произвольная регуляция поведения основана на правилах и нормах поведения, но не только. На шестом году жизни мотивационная сфера получает толчок для развития за счет познавательных и социальных мотивов. Ребенок понимает, что хорошо, а что плохо, и в связи с этим корректирует деятельность, оценивая собственные действия, получая радость от хороших поступков и испытывая чувство неловкости и вины во время нарушения правил.

Как развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника?

В период окончания дошкольного возраста эмоциональная сфера заметно изменяется. Дети в этом возрасте познают все больше новых, глубоких и необычных эмоций, которые наполняют их жизнь. С другой стороны, они учатся быть сдержанными и не готовы проявлять все эмоции в присутствии других людей.

Наряду с этим психологические особенности детей 5 6 летдошкольники учатся настраиваться на эмоциональную волну окружающих людей, даже если их нет рядом, для демонстрации эмоциональных переживаний. Примерно к концу шестого года жизни дети умеют предвидеть последствия поступков на основе заложенных ранее эмоциональных представлений. Эта способность оказывает влияние на результативность произвольной регуляции поведения. На практике это выглядит следующим образом:

  • дети могут вести себя хорошо, даже если им ради этого приходится себе отказывать в чем-то приятном;
  • ребенок может заниматься неинтересным для него делом ради результата, который принесет ему пользу.

Эти изменения в эмоциональной сфере старшего дошкольника позволяют говорить об трансформации его поведения, линия которого выстраивается с учетом потребностей окружающих.

Как строятся отношения со взрослыми?

Общение со взрослыми становится все более разносторонним и богатым. Старший дошкольник все так же требует к себе доброжелательного отношения, настроен на сотрудничество со взрослым, радуется его позитивной оценке, испытывает по отношению к нему чувство трепетного уважения.

Детям интереснопсихологические особенности детей 5 6 лет узнать как можно больше о жизни взрослых, поэтому они с удовольствием слушают разговоры взрослых, ввязываются в диалоги, интересуются их прошлым, настоящим и будущим. Но самое интересное, что интерес у старших дошкольников проявляется по отношению не только к близким взрослым, но и к совершенно незнакомым людям.

Общение со взрослыми в период с 5 до 7 лет у детей носит весьма противоречивый характер. С одной стороны, дети стараются быть равными взрослым, ищут свободы в общении, стараются наладить взаимодействие. С другой – они по-прежнему находятся в зависимости от их авторитета и выстраивают линию поведения таким образом, чтоб заслужить одобрение и похвалу.

Общение между детьми старшего дошкольного возраста

На шестом году жизни дети придают особое значение общению со сверстниками. Их связи становятся боле избирательными, а дружба уже имеет большое значение. Доверяя друг другу, дети делятся впечатлениями о людях и событиях, интересуются жизнью друзей, получают удовольствие просто от общения. В этом возрасте дети способны слушать друга не перебивая, вникать в рассказ, переживая его эмоции.

Несмотря на активное сотрудничество, у детей достаточно часто проявляются конкурентные отношения, в которых они ставят первоочередной целью привлечь к себе внимание других детей. Двигаясь к цели, большинство детей стараются избегать негативной манеры поведения, придавая соперничеству конструктивный характер.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье