rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_03Психология

Помощь ребенку в адаптации к новым условиям жизни

Многие родители замечают, что после первых недель посещения детского образовательного учреждения дочь или сын меняются не в лучшую сторону: становятся более агрессивными и неуправляемыми. На это влияет адаптация ребенка в детском саду. Она проходит у каждого малыша по-адаптация ребенка в детском садусвоему и зависит от достаточно большого количества факторов, в том числе от поддержки родителей, их отношения к происходящему и к ребенку, а также количества внимания и многого другого.

Как помочь малышу наиболее легко и быстро адаптироваться к новым условиям жизни? На что следует обратить внимание при выборе ДОУ и во время первых недель посещения? Ответы на эти вопросы знают психологи и опытные мамы, и мы собрали эти ответы в одной статье, чтобы помочь вам сориентироваться.

Причины негативных изменений в поведении ребенка

Главная причина того, что ребенок неадекватно или иначе ведет себя после сада – это усталость. Она может быть физической, эмоциональной и комплексной. Ранее окружение крохи составляли преимущественно родственники и друзья по песочнице. Теперь же ребенок проводит весь день в шумной и разношерстной компании сверстников. Они ему незнакомы, как и воспитатели, нянечки, а также прочий персонал ДОУ.

Подумайте, как бы адаптация ребенка в детском садувы себя чувствовали в незнакомой среде среди незнакомых людей? А теперь представьте собственного ребенка – маленького, беззащитного, тоскующего по маме. У малыша в голове роится куча негативных мыслей и вопросов, от которых он не может спрятаться:

  • Куда уходит/ушла мама?
  • Мама вернется?
  • Почему я не могу уйти с мамой?
  • Почему мама не остается вместе со мной?
  • Когда мама придет?
  • Мама больше не придет!
  • Меня оставят тут навсегда!

Многовато для маленького ребенка, не так ли? В такой ситуации даже взрослый начнет вести себя более нервозно. Поэтому не стоит удивляться изменениям в поведении малыша. Это временно. Сейчас главная задача родителей – помочь ребенку привыкнуть к новому коллективу и условиям жизни.

Кроме усталостиадаптация ребенка в детском саду от иного ритма жизни и большого количества людей, в ДОУ ребенок сталкивается с новыми правилами, совершенно отличающимися от домашних. Таким образом, ребенок несколько раз в день должен перестраиваться с одних правил на другие, с одного стиля общения на другой, с мамы на воспитательницу и так далее. Такая ситуация также травмирует детскую психику своим давлением, в результате чего она «радует» вас соответствующей реакцией: истериками, слезами, упрямством и т.д. Что делать? Постараться стать мягче. На какое-то время, пока ребенок не привыкнет к саду. но еще лучше, если вы не допустите этого и заблаговременно подготовите кроху к посещению ДОУ.

Как подготовить дошкольника к садику

Первое, что следует сделать родителям, которые вскоре собираются отдать ребенка в садик – это научить его общаться с разными людьми. Для этого можно начать регулярно ходить в гости или приглашать гостей к себе, посещать детские центры и игровые площадки, мероприятия (спектакли, утренники, городские праздники). В процессе данных прогулок и походов в гости кроху надо научить знакомиться со сверстниками, просить у них игрушки и делиться своими, играть в совместные игры. Малыш должен осознать, что общаться с детьми не только интересно, но еще и весело.

Кроме игр с адаптация ребенка в детском садуодногодками, предполагаются игры и со взрослыми (мамой, папой, бабушками, дедушками), например игра «в садик». Постарайтесь с восторгом описать малышу царящую в саду атмосферу. Расскажите о том, что у каждого малыша в ДОУ есть свой шкаф и кровать, а еще там много игрушек и увлекательных занятий. Не забудьте упомянуть, что в саду детки вместе не только играют, но еще кушают и спят. Для ребенка ничто в саду не должно стать сюрпризом, особенно неприятным. Также следует рассказать, что, пока дети находятся в садике, мамы и папы ходят на работу, после которой обязательно забирают свое любимое чадо домой!

Играть можно не только «в садик», но и в игры на подражание, в ходе которых ребенок должен научиться самостоятельно ходить на горшок, есть, умываться, мыть руки, одеваться. Чем больше будет уметь кроха, тем легче ему будет привыкнуть к условиям дошкольного учреждения.

Следующий пунктадаптация ребенка в детском саду в списке подготовки к саду – это иммунитет. Его следует укрепить! Для начала родители должны научиться одевать ребенка по погоде, а не держать в тепличных условиях, кутая в сто одежек. Далее – больше гулять. При температуре в доме или квартире свыше 20 градусов можно позволять крохе ходить только в трусиках (без носков и кофты!). Хождение босиком полезно не только дома, но и на улице – естественно, летом. Нелишними будут регулярные водные процедуры.

Кроме всего перечисленного, неплохо бы ввести дома садовский режим. Лучше всего для малыша, если он станет самостоятельно просыпаться за час до того, как следует выходить из дома в сад. Дневной сон также требует особого внимания. В ДОУ он обязателен. Если ваш ребенок днем уже не спит, родителям следует заранее обговорить этот аспект с воспитателями или научить кроху спокойно лежать в своей кровати, пока другие детки спят.

Эмоциональный аспект

Под адаптацией понимается приспособление человека к новым условиям и обстановке. Для ребенка каждое незнакомое учреждение будет новым – с неизвестным пространством, окружением и отношениями. В адаптацию входят различные личностные реакции, напрямую зависящие от психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка, а также от внутрисемейных отношений и условий адаптация ребенка в детском садусамого дошкольного учреждения. Из этого следует, что каждый малыш адаптируется к саду по-своему. Но есть и общие закономерности, о которых родителям следует знать.

Первое. До 2-3 лет дети не испытывают острой потребности в общении со сверстниками. Малышу пока достаточно внимания взрослых, которые выступают не только как партнеры по игре, но и как образец для подражания, а также средство удовлетворения потребности во внимании и сотрудничестве. Сверстникам необходимо все то же, но сами они этого дать не могут, так как тоже еще не доросли и не сформировались как личность.

Данная информация объясняет, почему ясли являются наименее популярными и востребованными.

Дети ясельной возрастной категории еще слишком привязаны к матери, исчезновение которой вызывает протест и психические расстройства (особенно у очень эмоционально чувствительных малышей).

К слову, 3-5-летние мальчики труднее адаптируются к условиям детского сада, чем девочки, так как их привязанность к маме в этот период сильнее. Пока это самые настоящие маменькины сыночки, которых очень тяжело оторвать от мамы – да и маму от них. Это не плохо – это естественно и с этим надо считаться или хотя бы учитывать, отдавая в сад особо привязанного к матери ребенка. Истощенный регулярными стрессами, ребенок становится слишком ранимым, обидчивым, возбудимым, плаксивым и болезненным.

Самое интересное,адаптация ребенка в детском саду что если ребенка отдать в ДОУ до года или полутора, то он в будущем легче будет вливаться в любой коллектив. Первичный контакт малыш установит не с мамой, а со сверстниками. Это положительно скажется на его коллективизме, но отрицательно на развитии эмоциональной сферы, отвечающей за любовь, привязанность и сострадание.

Какой вывод из вышесказанного можно сделать? Чем сильнее привязанность ребенка к матери, тем сложнее и дольше он будет привыкать к условиям дошкольного учреждения. Что делать? Ослаблять привязанность посредством регулярных расставаний. Для этого ребенка можно отдавать на пару часов бабушкам и дедушкам, тетям и дядям, знакомым и няням, ссылаясь на срочные дела и занятость. Малыш должен привыкнуть к тому, что мама не принадлежит только ему, а также к тому, что иногда с мамой надо расставаться, и ничего страшного тут нет, ведь это ненадолго.

Если ребенок неадаптация ребенка в детском саду привык к условиям детского сада в течение года и больше, то родители должны обратиться за помощью к специалисту, так как данная ситуация ненормальна. Психологи утверждают, что в среднем дети привыкают к садику спустя время от недели до месяца ежедневных посещений. Да, все дети разные, как и сады, поэтому в некоторых индивидуальных случаях адаптация может затянуться. Но не на год!

Хуже всех в садике себя чувствуют единственные в семье дети и малыши-флегматики, которые не успевают за темпом детсадовской жизни, отчего становятся еще более безучастными.

Адаптационный период и нервная система

В период адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения нервная система претерпевает чрезмерную нагрузку. Ее следует снизить. В этом поможет:

— уменьшение адаптация ребенка в детском садувремени просмотра телевизора;

— чтение книг;

— спокойные игры;

— более частые объятия и поцелуи.

Родителям ни в коем случае не стоит:

— ругать малыша за изменившееся в худшую сторону поведение;

— посещать шумныеадаптация ребенка в детском саду мероприятия, кафе, зоопарк и цирк;

— плохо отзываться о садике;

— пугать или наказывать детским садом;

— забирать ребенка из группы последним;

— произносить такие фразы, как «не надо расстраиваться», «не надо плакать», «не бойся».

Как только ребенок слышит нечто подобное, он сразу начинает расстраиваться, плакать и бояться, ведь родители его не слышат и не хотят помочь.

Как облегчить адаптацию ребенка к условиям сада?

Дети дошкольного возраста очень эмоциональны и восприимчивы. Именно поэтому адаптация к условиям сада затрагивает все сферы их жизни: от сна и аппетита до психологического и эмоционального состояния.

Кроме того, адаптация ребенка в детском садумалыши очень сильно чувствуют своих родителей. Если вы переживаете из-за того, что отдаете кроху в сад, то он это прочувствует. Только ваш страх он еще умножит на свой, результатом чего станет депрессия, нервный срыв, повышенная утомляемость и усталость от происходящего. Ребенок всегда копирует своих родителей! Как они относятся к ситуации, так и он будет к ней относиться. Как родители отзываются о саде или воспитателе, так и он станет отзываться. Ведь не зря психологи говорят, что воспитывать надо не детей, а себя, так как они все равно вырастут такими же, как родители.

Девиз родителей, отдающих ребенка в сад – «Все будет хорошо!». Не стоит паниковать или идеализировать жизнь дошкольного учреждения. Его надо принять таким, какое оно есть. А еще лучше – выбрать наиболее подходящее и хорошее. Для этого у родителей имеется достаточно времени, ведь начинать подбирать сад лучше всего с момента рождения ребенка.

Но если уж речьадаптация ребенка в детском саду идет об адаптации, значит, детский садик уже выбран. Теперь дело осталось за малым: познакомить ребенка с группой, воспитателем, распорядком дня. Кстати, воспитателю необходимо рассказать как можно больше информации о ребенке, ведь она обязательно заинтересует настоящего профессионала, так как поможет быстрее и легче найти подход к малышу и тем самым создать в группе максимально гармоничные отношения и атмосферу.

Облегчить адаптацию в садике помогает еще и мотивация. Говорите крохе, что по нему скучают игрушки, друзья, воспитатели. Также не стоит делать перерывов в посещении сада. Ежедневные посещения со временем начинают восприниматься как обыденная необходимость и не вызывают такого протеста, как единичные походы в сад.

Родителям неадаптация ребенка в детском саду стоит уходить незаметно, так как каждый следующий день ребенок будет бояться внезапного исчезновения мамы или папы. Для прощания нужен ритуал – свой собственный и личный, повторяемый ежедневно.

Малышу надо регулярно говорить о том, что им гордятся, за него радуются, его стойкостью и смелостью восхищаются, ведь он дорос до самостоятельности и совсем скоро станет взрослым человеком.

Отправляя сына или дочь в сад, позволяйте ребенку брать с собой игрушки, но только такие, которыми не жалко будет делиться с друзьями. Также следует понимать, что игрушка может вернуться домой сломанной. Поэтому любимым и особенным игрушкам лучше остаться дома и дождаться любимого хозяина или хозяйку в целости и сохранности.

Как только ваш ребенок начинает относиться к садику как к необходимости, можно считать, что он успешно прошел процесс адаптации. С чем вас и поздравляем!

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье