rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_03Психология

Работа с детьми разных типов темперамента

Чтобы воспитание ребенка положительным образом сказалось на формировании его как полноценной, подготовленной для жизни в современном обществе личности, необходимо выстроить особую схему, учитывающую его индивидуальные особенности.  Каждый человек, в том числе и ребенок, индивидуален: он по-своему мыслит, проявляет интерес к тем или иным вещам и событиям, выбирает собственные идеалы. Именно поэтому так важно найти к каждому малышу особый подход – как в воспитании, так и в процессе обучения.

Как формируются особенности детей?

Индивидуальные особенности личности ребенка формируются под влиянием целого ряда факторов. В первую очередь это:

  • окружение;индивидуальные особенности детей
  • методы воспитания в семье;
  • влияние педагогов и родственников.

Индивидуальные особенности, сформированные на базе социального воздействия, легко могут изменяться под влиянием дополнительных факторов. Взрослые, ответственные за воспитание и обучение, должны сосредоточить внимание на исправлении отрицательных личностных качеств ребенка и культивировании положительных.

Что касается особенностей, обусловленных биологическими факторами, то повлиять на них не так просто. Речь идет об унаследованных свойствах нервной системы, которые лежат в основе человеческого темперамента.

Именно темперамент играет ведущую роль в жизни современного ребенка. От его типа будет зависеть способность проявлять эмоции и активность в целом.
Например, если одни люди поддаются новым впечатлениям с легкостью, ярко и живо реагируя на новые события, то у других эта реакция замедлена и едва заметна.

Задача педагогов и родителей — раскрыть особенности темперамента и направить силы на развитие самых положительных качеств, стараясь обуздать имеющиеся отрицательные проявления.

Основные типы нервной деятельности

На основании протекания нервных процессов можно выделить четыре основных типа нервной деятельности:

  • сильный неуравновешенный (холерик);
  • сильный уравновешенный (сангвиник);
  • сильный уравновешенный инертный (флегматик);
  • слабый (меланхолик).

Каждый из них имеет свои особенности.

Первый тип нервной деятельности — сильный неуравновешенный. Дети, для которых характерен такой вид холерикдеятельности, имеют темперамент холерика. Они легко и быстро возбуждаются, быстро отвлекаются и активны по жизни. Им интересно начинать новые дела, при этом в большинстве случаев они быстро теряют интерес к ним из-за недостатка сил и внимания и не доводят начатое до конца.

Результатом может стать проявление легкомыслия и неумение находить свое место в обществе. Воспитание и обучение детей с таким типом темперамента должно быть выстроено на формировании процессов торможения. Бьющую через край активность взрослые должны постараться направить в нужное русло.

На практике это выглядит следующим образом: ребенка учат доводить до конца начатое, даже если не все получается так, как хочется. На уроках педагогам нужно учить детей вникать в материал и подогревать их интерес при выполнении заданий.

Второй тип деятельности — сильный уравновешенный. Эти дети также подвижные, но в нужный момент могут тормозить. Их называют сангвиниками. Ребенок-сангвиник общительный, активный, способен моментально адаптироваться к новым условиям. Определить индивидуальные особенности сангвиника можно уже в младшем дошкольном возрасте: попадая в новый коллектив, он сразу обзаводится друзьями, проявляет интерес к окружающей обстановке, с удовольствием принимает участие в новых забавах и занятиях.

Третий тип — сильный уравновешенный и инертный. Дети-флегматики подпадают под это описание. Для них характерно флегматикспокойствие, терпение и усидчивость. Флегматик малоподвижен, ему сложно быстро включиться в новый процесс, а вот начатое он всегда доводит до конца. С такими детьми работать просто и спокойно — их называют «беспроблемными».

Задача взрослых, ответственных за процесс воспитания и обучения флегматика — не спутать его положительные черты темперамента, такие как сдержанность и рассудительность, с апатией и ленью.

Четвертый тип — слабый. Дети-меланхолики — именно так их называют. Они малоподвижны, не желают общаться, обидчивы и обладают повышенной впечатлительностью. Новая обстановка на них действуют крайне негативно: дети могут замкнуться в себе, становятся апатичны и даже могут отказываться есть и спать.

Чтобы дети с таким типом темперамента не ушли в себя окончательно, отстраняясь от внешнего мира, взрослые (как родители, так и педагоги) должны взять на себя ответственность за формирование вокруг них доброжелательной атмосферы и избегать чрезмерного давления.

Принципы учета особенностей детей

Перечисленные выше свойства нервной системы крайне редко можно уместить в определенный тип нервной деятельности. В большинстве случаев детская психика является отражением сразу нескольких типов. Именно поэтому так важно строить программу обучения и воспитания на учете как общих индивидуальные особенности детейсведений о темпераментах, так и личных наблюдений.

Изучая индивидуальные особенности детей, обращать внимание нужно на все – включая физическое состояние, которое существенно влияет на поведение и способность концентрировать внимание. Педагогу важно знать о недавно перенесенных недугах и их влиянии на ребенка, об особенностях его нервной системы, состоянии зрения.

Принимая во внимание все эти факторы, можно будет правильно распределять физические и умственные нагрузки, добиваясь от ребенка максимальной работоспособности.

Не менее важен анализ познавательной деятельности. Понимая возможности памяти ребенка, осознавая его увлечения и способности к тем или иным видам деятельности, можно будет построить индивидуальный подход к обучению. Таким способом можно будет добиться максимального развития интеллектуальных способностей ребенка, усилить его слабые стороны.

Педагоги должны обращать внимание и на чувственно-индивидуальные особенности детейэмоциональную сферу детей. Поведение малышей, которые болезненно реагируют на критику, проявляют повышенную раздражительность и не способны наладить дружественные связи со сверстниками, нужно корректировать. Понимание особенностей их характера позволит искоренить отрицательные качества и помочь найти способ приобщить их к коллективной деятельности.

Изучая индивидуальные особенности детей, необходимо принимать во внимание особенности их быта и семейного воспитания, так как эти факторы оказывают серьезное влияние на развитие и обучение.

Отметим, что только глубокий анализ и учет личных особенностей ребенка станет надежным подспорьем в создании условий для его гармоничного развития и обучения.

Анализ волевых проявлений

Такой анализ необходим для того, чтобы определить индивидуальные особенности детей в отношении проявления воли. С этой целью проводят тестирование, предлагая детям принять участие в разных сферах деятельности и наблюдая за их поведением. Что можно проверить:

  1. Способны ли дети двигаться к цели, которую ставят им взрослые, умеют ли сами для себя обозначить цель и идти к ней, пока не достигнут результата. Какие причины того, что дойти до цели не удается.индивидуальные особенности детей
  2. Насколько хорошо у них получается справляться с эмоциями.
  3. Развита ли дисциплинированность, способны ли выполнять правила, умеют ли слушать и выполнять требования взрослых, почему нарушаются правила и какая реакция на запреты.
  4. Способны ли проявлять самостоятельность.
  5. Знают ли, как можно рационально организовать деятельность, что им мешает это сделать.
  6. Насколько инициативны и в каких сферах деятельности инициатива проявляется ярче всего.

Наблюдая за детьми в процессе осуществления ими определенных заданий, можно будет сделать выводы о степени развития волевых проявлений, после чего составить план по улучшению тех или иных качеств.

Индивидуальный подход родителей и педагогов: важность единства

Далеко не все родители умеют и знают, как воздействовать на ребенка, принимая во внимание его индивидуальные особенности. На это есть несколько причин. Некоторые семьи не проявляют интереса к процессам воспитания малыша, считая, что личность сформируется без их участия. Другие индивидуальные особенности детейпросто не знают, с чего начать. Третьи же элементарно не находят для этого времени. В каждом из этих случаев нужна своевременная педагогическая помощь.

Воспитатели могут поработать с семьями детей, осуществляя индивидуальный подход на основе их особенностей, тем самым не допуская развития отрицательных черт характера. Родители обязательно должны принимать участие в процессе, так как это важно в первую очередь для ребенка.

Только в команде с педагогами семьи смогут добиться положительного результата. Как может быть построена работа по воспитанию и обучению ребенка? Вариантов несколько:

  1. Можно периодически посещать детские учреждения в день открытых дверей.
  2. Бывать на консультациях с педагогами.
  3. Принимать участие в родительских конференциях.
  4. Приглашать домой педагога.

Из всего вышеописанного можно заключить:

  1. Коллективная и индивидуальная работа с семьями принесет плоды только при изучении особенностей воспитания и быта семьи.
  2. Изучение принципов воспитания в семьях позволит выявить основные причины, на основании которых были сформированы индивидуальные особенности детей.индивидуальные особенности детей
  3. Положительной динамики в работе с семьями можно добиться только при условии консенсуса между педагогами и родителями насчет составления плана требований и отношения к ребенку.
  4. Родители нуждаются в четких сведениях в отношении индивидуальных особенностей детей в разном возрасте. Педагогам важно дать понять родителям, что как плохое, так и хорошее есть в каждом ребенке и их задача — анализ поступков без проявления негативных эмоций.
  5. Определенные плоды может давать система объединения нескольких семей с аналогичными проблемами и методами воспитания детей с участием в процессе опытного педагога.

Вывод: Для того чтобы составить эффективный план по воспитанию и обучению детей в разных сферах деятельности, необходимо полное изучение методов семейного воспитания, анализ их физического развития и здоровья.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье