rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
1

Гармоничное развитие малыша в возрасте одного года

Как только малышу минует годик, у родителей и у него самого начнется новый этап жизни — самый активный и увлекательный. Во-первых, в это время большая часть деток уже вполне справились с освоением навыков ходьбы. Во-вторых, малыши начинают учиться говорить, а значит, у родителей появляются новые возможности для совместного взаимодействия.

Теперь мама и папа развитие ребенка 1 год 1 мес— это не просто люди, которые моют, кормят и укладывают кроху спать. Родители для ребенка в этом возрасте — это наставники, друзья и пример для подражания. После годика даже самые осторожные и боязливые папы осмеливаются проводить больше времени с малышом, пробуя свои силы в воспитании.

Как же протекает психическое и физическое развитие крохи, на что нужно особенно обратить внимание, в какие игры играть с ребенком в год и месяц и что нового ожидает родителей в этот период? Обо всем этом ниже.

Особенности физического развития

Как уже было отмечено выше, в 1 год и 1 месяц большая часть деток уже умеет самостоятельно ходить. Интересно, что движения в это время у них еще отличаются развитие ребенка 1 год 1 меснедостаточной координацией, тем не менее малышей это не останавливает. Они стараются преодолевать расстояния быстро и уверенно, падая и снова поднимаясь.

Впрочем, развитие в этом отношении во многом зависит от характера малыша. Если для одного каждое падение — это очередная маленькая неудача, о которой он стремится поскорее забыть в преддверии новых впечатлений, то для другого — это настоящий стресс, который повлечет за собой неуверенность в последующих действиях. Таким деткам нужно на первых порах помогать, предлагая держаться за руку или за предметы мебели в качестве опоры. Со временем они научатся ходить более уверенно, получая удовольствие от того, что способны управлять собственным телом, сохраняя равновесие даже в сложных ситуациях.

В 1 год и 1 месяц детки способны ходить без поддержки в 8 случаях из 10. Некоторые малыши уже бегают и даже пробуют осваивать игры с мячом, сохраняют равновесие, стоя на одной ноге.

Развитие на этом этапе жизни связано со знакомством малыша с окружающим миром. Для него все в новинку, а поэтому особенно интересно. Научившись ходить, кроха пытается дойти и дотянуться до всего, что вызывает у него интерес, таким способом расширяя собственные горизонты.

Родителям в этом время нужно быть постоянно рядом. Они должны страховать малыша на случай, если в зоне его досягаемости окажутся небезопасные для жизни или здоровья предметы. Это могутразвитие ребенка 1 год 1 мес быть провода, розетки, зажигалки, ножницы, химические средства, которые могут причинить вред крохе.

Конечно, от всех опасных предметов в зоне досягаемости годовалого малыша взрослые должны будут избавиться, просто удалив их на время. Дома это сделать просто, но в гостях, например, риск получения травмы ребенком остается большим, поэтому там родители должны проявлять повышенную бдительность, чтобы уберечь малыша.

Запомните, что где бы ни был малыш, дома или в гостях, 1 год и 1 месяц — это не тот возраст, когда его можно оставлять без присмотра. Постоянный ненавязчивый контроль — это важное условие для нормального физического развития ребенка в этот период.

Стимуляция моторных навыков малыша

Если малыш в 13 месяцев развитие ребенка 1 год 1 месеще не умеет ходить и даже не делает попыток, отдавая предпочтение более привычному ползанью, то до определенного времени — до 15 месяцев – об этом можно не волноваться. Его развитие, скорее всего, идет по индивидуальной программе, а вообще освоение навыков ходьбы до 1 года и 3 месяцев считается нормой.

Стоит обратиться педиатру, если ребенок и после истечения этого срока отказывается ходить сам. Возможно, ему мешает лишний вес, он испытал сильный стресс при первых попытках сделать шаги или имеются какие-либо физические или психические нарушения. Своевременная диагностика дефектов развития поможет эффективнее с ними справиться.

Нормой считается, если в 1 год и 1 месяц малыш умеет делать до 20 шагов по направлению к цели. Как правило, девочки пытаются пойти окольными путями и используют в качестве опоры мебель – скорее из чувства врожденной осторожности. Мальчики же в случае чего просто опускаются на четвереньки и быстро ползут к цели, потому что такой способ передвижения вселяет в них большую уверенность и помогает быстрее получить желаемое.

Если малыш не ходит сам, но проявляет заинтересованность к процессу, родители могут помочь ему сделать первые шаги. Например, вы можете предложить крохе подержаться за два ваших указательных пальца, увлекая его чем-то интересным на расстоянии нескольких шагов. Обязательно нужно хвалить малыша за каждый сделанный шаг, пусть даже и с поддержкой.

Хороший вариант — приобщить к процессу обучения папу. Пусть он отойдет в другой конец комнаты и позовет к себе малыша. Мама может помочь преодолеть крохе часть расстояния, поддерживая его за руки, после чего отпустить в нескольких шагах от папы. Естественно, что, как только кроха достигнет цели, папа должен искренне его похвалитьразвитие ребенка 1 год 1 мес и порадоваться успеху. Если ребенок будет пытаться упростить себе задачу, опускаясь на четвереньки, не хвалите его, а предлагайте снова встать на ножки.

Несколько дней таких занятий помогут малышу привыкнуть к тому, что его поощряют за самостоятельные шаги, и он обязательно будет пробовать делать их снова и снова, пока не пойдет сам на радость родителям.

В поисках интересного и неопознанного

В возрасте 1 год и 1 месяц малыш с удовольствием изучает собственный дом. Он трогает, пробует, тянет, бросает все, что ему попадается под руку. Ему интересно все, что находится вокруг него, включая потолок. Малыш заглядывает под мебель, развитие ребенка 1 год 1 месподнимает голову вверх и старается дотянуться до всего, что ему интересно — так происходит его развитие, и это вполне нормально.

Детям в этом возрасте покоряются предметы на высоте до 50 см от пола, кроме того, самые проворные увеличивают это расстояние, забираясь на мебель. Примечательно, что, забравшись на стул или кровать, спуститься сам ребенок пока еще не в состоянии, поэтому будет отчаянно звать на помощь взрослых.

В этом возрасте детки уже учатся проводить причинно-следственные связи. Они нажимают на кнопки пульта или компьютера и смотрят, что происходят, пробуют незнакомые предметы на вкус и запоминают свои ощущения, бросают на пол игрушки и наблюдают за результатом. Очень часто малыша можно застать за выдвижением ящиков и открыванием шкафов в комнате. Он с большим удовольствием извлекает их содержимое, после чего теряет к этому делу всякий интерес.

Не пытайтесь заставлять кроху складывать разбросанные вещи и предметы на место. Он не сможет этого сделать и не поймет, что от него требуется. Более того, повторит свои манипуляции, как только вы приберетесь, с восторгом наблюдая за реакцией на свои действия и наивно полагая, что с ним играют. Если вы не жразвитие ребенка 1 год 1 меселаете каждый раз собирать извлекаемые из шкафов предметы и вещи, просто сделайте так, чтобы кроха не смог их открыть.

Маленькие исследователи очень привыкают к своему дому. В возрасте 1 года и 1 месяца для них крайне важно засыпать и просыпаться в безопасной привычной обстановке. Малыша в этом возрасте не рекомендуется часто перевозить с места на место — это негативным образом отразится на его развитии. Если переезд был неизбежен, то в первое время необходимо будет спать в одной комнате с ребенком, окружив его знакомыми вещами.

Как развивается речь малыша?

Речь крохи в 1 год и 1 месяц — это два вида словаря:

  • пассивный;
  • активный.

В первом варианте словаря ребенок сохраняет слова, значение которых ему ясно, но произнести развитие ребенка 1 год 1 мескоторые он пока не способен. В активном же словаре собираются самые простые слова, употребляемые малышом в жизни: «мама», «папа», «дай», «на» и прочие.

Часто родители задаются целью во что бы то ни стало пополнить пассивный словарь малыша, чтобы со временем перевести как можно больше слов из него в активный. Это желание естественное и правильное. Но главное – в желании ускорить развитие не перегружать мозг малыша информацией.

В процессе обучения крохи часто случаются забавные ситуации, когда на просьбу показать пушистого котика он показывает на зайца или волка в книжке и заливисто смеется. Это не означает, что ребенок не усвоил названия животных или не понимает, чего от него хотят. Такое поведение говорит лишь о том, что малыш устал и немного подшучивает над вами, не желая выполнять просьбы.

Особенности развития интеллекта крохи

Как много понимает малыш в возрасте 1 года и 1 месяца и чего от него ожидать? На самом деле дети в этом возрасте интеллектуально развиты больше, чем могут себе представить их родители. Они прекрасно знают, что можно есть, а что нельзя, и часто пробуют песок или камни просто из любопытства или назло родителям. Малыши развитие ребенка 1 год 1 меспрекрасно различают горячие и холодные предметы, могут отличить мягкое от жесткого, понимают, в чем опасность острых и горячих предметов.

Но, даже несмотря на эти знания, дети не могут быть застрахованы от травм, и прежде всего потому, что им не хватает личного опыта. Задача родителей — ограничить доступ ребенка к потенциально опасным предметам и в то же время дать ему возможность получить собственный опыт, если это не причинит серьезного вреда малышу.

Например, если кроха настойчиво хочет попробовать горячий чай или дотронуться до уголька в камине, не веря в то, что это горячо, можно дать ему такую возможность – конечно, под личным контролем, чтобы не допустить серьезной травмы. Выводы, сделанные на личном опыте, малыши запомнят быстрее, чем постоянные замечания и запреты родителей, только разжигающие любопытство.

О запретах и наказаниях

Запреты и наказания в процессе воспитания ребенка необходимы. Но когда мы говорим о малышах возрастом 1 год и 1 месяц, то развитие ребенка 1 год 1 месзапреты становятся неактуальными в силу того, что они просто не возымеют должного эффекта. Если в таком возрасте ребенок беспрекословно послушный, значит, он просто запуган.

Малыш действительно придерживается запретов, но только из страха получить наказание. Ребенок не может понимать, почему ему что-то запрещено делать. Он просто знает, что если он сделает, то услышит крик и даже, возможно, получит телесные наказания.

Такой метод воспитания неправильный и будет иметь негативные последствия в будущем при формировании личности малыша. Запрещать ребенку что-либо в этом возрасте можно одним способом — ограничивая доступ. Если ему нельзя брать какую-то вещь, ее нужно убрать из поля зрения крохи. Если нельзя ходить в какой-то части квартиры, нужно просто преградить этот участок. Все просто и, что главное, эффективно.

Отдельно стоит поговорить о наказаниях в этом возрасте. Родителям важно понимать, что в возрасте 1 годика и 1 месяца малыши неспособны оценить последствия собственных действий и, соответственно, не чувствуют вины за проступки.

Например, если малыш ударил другого ребенка во время игры, то это было неосознанно. Что в таком случае делать родителям? Самое главное — не ругать и не стыдить малыша. Он не должен почувствовать, что его считают плохим. Нужно просто поддержать обиженного ребенком сверстника на его глазах, таким образом предоставив ему возможность сделать самостоятельный вывод. Интеллект годовалого малыша позволяет ему правильно оценить ситуацию.

Поступать таким образом следует в любой другой ситуации, когда малыш ведет себя неправильно. Не показывайте, что считаете его плохим. Он по-прежнему останется для вас самым лучшим развитие ребенка 1 год 1 месна свете, но показать, что его поступок вам не понравился, необходимо. Ребенок должен понимать, что он для вас самое главное, а что касается плохого поступка, то его лучше обсудить вместе.

Наказывать кроху в этом возрасте не имеет никакого смысла. Более того, такие методы воспитания абсолютно неприемлемы. Угол, ремень, шлепки за разбросанные игрушки или разбитую чашку приведут лишь к тому, что малыш будет считать, что его больше не любят. Кроха в этом возрасте неспособен провести связь между поступком и последующим наказанием. Родители должны понимать, что наказания только задержат его развитие.

Режим дня для малыша

В возрасте 1 года и 1 месяца правильный режим дня имеет огромное значение для полноценного развития малыша. Ребенок сможет развитие ребенка 1 год 1 месрадоваться жизни и осваивать новые навыки, только если хорошо выспится, поест и погуляет. Именно поэтому родителям важно усвоить некоторые простые истины.

Начнем со спокойного сна. Интересно, что уже в этом возрасте детки проявляют себя как «совы» или «жаворонки». Если первые любят ложиться спать пораньше и с удовольствием просыпаются ни свет ни заря, то вторых сложно уложить до наступления глубокой ночи или поднять раньше полудня. В этом возрасте малыши часто просыпаются ночью, и это норма. Днем малыши спят два раза не более чем по 1-1,5 часа.

Важный момент на данном этапе развития — это «ритуал» отхода ко сну. Такой подход помогает крохе настраиваться на отдых без капризов. Например, можно вечером искупать ребенка, после чего полежать с ним вместе, обсудить прошедший день, спеть песенку. В комнате в это время должно быть спокойно и тихо.

Не стоит пытаться ускорить процесс засыпания, укачивая ребенка на руках. Таким образом вы только усложните жизнь себе и ребенку, которого рано или поздно придется отучать от укачивания. Приучайте кроху к самостоятельному засыпанию в кроватке с первых дней жизни. Старайтесь не использовать люльку или коляску развитие ребенка 1 год 1 месдля закачивания — они негативно влияют на развитие вестибулярного аппарата.

Пробуждение для крохи должно быть таким же приятным, как и отход ко сну. Начинайте день с улыбки и объятий для того, чтобы подарить себе и ему отличное настроение на весь день. Отложите утренние процедуры по одеванию и расчесыванию на потом, дайте малышу время проснуться и настроиться на новый день, понежившись в кроватке.

Как построить правильный рацион питания ребенка?

Многие дети в возрасте 1 года и 1 месяца по-прежнему питаются грудным молоком. развитие ребенка 1 год 1 месВместе с тем они получают дополнительные продукты, обеспечивающие полноценные рост и развитие:

  • молочные каши;
  • фруктовые и овощные пюре;
  • йогурт и творог домашнего приготовления;
  • нежирное мясо;
  • рыбу и пр.

Готовить малышам в этом возрасте нужно нежирные легкие блюда, постепенно добавляя в перетертую пищу небольшие кусочки для пережевывания. Пить малыш в 1 годик и 1 месяц уже может из обычной чашки или специальной детской чашки-поилки. Бутылочку лучше не использовать, отучая кроху от соски.

Важно правильно организовать прием пищи. У малыша должен быть свой стульчик, его личная удобная и безопасная посуда, слюнявчик с карманом, куда сможет попадать пища. Родители не должны кормить ребенка от начала и до конца приема пищи. У малыша в руках должна быть своя ложка, которой он сможет есть самостоятельно. Пусть частично пища попадет мимо рта и даже мимо стола – развитие ребенка 1 год 1 мессо временем малыш сможет есть аккуратнее. Разрешается докармливать кроху, если он хорошо потрудился и большую часть порции съел самостоятельно.

Специалисты не рекомендуют развлекать малыша во время приема пищи рассказами, игрушками, песенками или тем более компьютером и телевизором. Ребенку нужно учиться концентрироваться на приеме пищи, а вместе с развлечениями он этого сделать не сможет. Помните о том, что малыш рассчитывает получить похвалу за освоение новых навыков во время кормления. Радуйтесь вместе с ним его успехам и ни в коем случае не ругайте за промахи, чтобы не затормозить нормальное развитие.

Естественные нужды: проблемы и решения

Помните о том, что полностью контролировать процесс мочеиспускания малыш сможет не раньше, чем в три года, поэтому требовать от него невозможного в 1 год и 1 месяц, ругая за мокрыеразвитие ребенка 1 год 1 мес штанишки, не стоит. Но это не значит, что нужно оставлять без внимания попытки крохи самостоятельно воспользоваться горшком. Хвалите его каждый раз, когда он справится с задачей.

Помните о том, что горшок должен нравиться ребенку. Ему лучше всегда находиться на одном и том же месте: малыш не должен в случае потребности искать его по всему дому. Кроме того, не забывайте, что опорожнение — это деликатный процесс, а значит, нужно позволить малышу уединиться. Поставьте горшок за шторкой или за шкафом — там, где его никто не будет видеть.

Как наладить игровую деятельность с крохой?

Наибольший развитие ребенка 1 год 1 месинтерес у ребенка на этом этапе вызывают предметы, которыми пользуются его родители. Это могут быть:

  • гаджеты;
  • кухонные принадлежности;
  • пульт от телевизора;
  • пылесос и пр.

Занимаясь с этими предметами, кроха пробует копировать действия взрослых. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка были детские игрушки, похожие на взрослые предметы обихода. Выбирать стоит игрушки, специально разработанные для детей в возрасте от 1 года, практичные, яркие и безопасные. Игрушки для самых маленьких не должны иметь мелких деталей, синтетический мех или волосы.

Обязательноразвитие ребенка 1 год 1 мес у детей в этом возрасте должны быть игрушки, напоминающие им об их половом признаке. У девочек это пупсы и куклы, у мальчиков — машины, оружие. Кроме того, малышам будет интересно играть с игрушечными животными, рыбками, птицами.

В игровом арсенале крохи должны появиться и развивающие игрушки, такие как кубики, пирамидки, всевозможные матрешки и деревянные доски с прорезями для отдельных предметов. Покажите крохе, как можно играть новыми игрушками, и не забудьте похвалить за достижения.

Подборка развивающих игр для малышей

В 1 год и 1 месяц уже можно пробовать учить цвета с ребенком. Для этого нужно будет показывать ему разные картинки, развитие ребенка 1 год 1 месигрушки или цветные карточки с проговариванием цвета. Со временем малыш сможет самостоятельно показать на нужный цвет.

Также на этом этапе можно развивать у ребенка представления о признаках предметов. Например, показывайте крохе большой и маленький кубик, пробуйте вместе сложить матрешку или пирамидку, чтобы ребенок понял, чем большие кольца или матрешки отличаются от маленьких и почему в маленькую коробку нельзя положить большую.

Старайтесь воспитывать в малыше тягу к прекрасному. Гуляйте с ним несколько раз в день, даже если на улице зима или моросит небольшой дождь. В теплую погоду разрешайте крохе ходить босиком по лужам или лежать в траве. Акцентируйте его внимание на пении птиц и животных, показывайте цветущие растения, вместе смотрите на бабочек на цветах. Все это будет способствовать его развитию.

Не забывайте о мелкой моторике пальцев. Играйте с малышом мелкими игрушками, придумывайте для него задания, например с надеванием бусин на нитку или перебиранием круп в банке. Но следите при этом, чтобы ребенок не потянул что-то из этого в рот.

Уделяйте время знакомству малыша с собственным телом. Для этого вам нужно будет сесть напротив и показывать, где у вас ушки, нос, глаза, провоцируя повтор действий со стороны ребенка.

С годовалым развитие ребенка 1 год 1 месмалышом уже можно заниматься творческой деятельностью. Вы можете изготовить вместе с крохой кубики из пачек сока, если набьете их газетами, склеить картины из крупы на картоне, слепить примитивные фигурки из пластилина.

В процессе игры постарайтесь научить ребенка заботиться о других на примере мишки или любимой куклы. Пусть ребенок покормит игрушку, уложит спать или искупает. Крохе будет несложно принять предложенные правила игры, так как он будет повторять все то, что видит на вашем примере.

Развивать мимику лица крохи можно в игре с собственным отражением. Встаньте с ним вместе перед зеркалом и покорчите другу друг рожицы, изображая разные эмоции. Малыш обязательно начнет повторять за вами, ваша же задача — правильно прокомментировать его действия, например фразой «поздоровайся с мамой» или «покажи, как ты умеешь улыбаться».

Можно ли деток в этом возрасте научить играть со сверстниками и не конфликтовать из-за игрушек? Можно, если делать это в игровой форме. Для этого предложите крохе занять место напротив другого ребенка, после чего протяните ему игрушку со словами: «Играй, пожалуйста». Когда ребенок рассмотрит игрушку, протяните к нему руку со словами «Отдай, пожалуйста».

Если ребенок справится, то обязательно поощрите его похвалой и поцелуем. Если же кроха пока не готов возвращать вещь, то повторите попытку снова, более ласково и дружелюбно требуя возврата игрушки. Если все получится, то попробуйте этот метод уже с другой игрушкой.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье