rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
0-6 месяцев

Всестороннее развитие ребенка на пятом месяце жизни

Малыш растёт, познаёт мир, радует своих родителей хорошим аппетитом и активностью днём, а ночью – спокойным сном. Несмотря на весь позитив общения с ребёнком, у родителей неизбежно возникают некоторые сомнения и опасения относительно того, насколько правильно протекает развитие пятый месяц ребенку развитиеих малыша. Интересующую информацию родители могут найти на специализированных сайтах в сети Интернет, а в книжных магазинах можно приобрести специальную литературу. Ответы на свои вопросы молодые мама и папа могут получить и в педиатрическом кабинете детской поликлиники.

Родителей волнует масса вопросов: они хотят знать, что должен уметь делать их пятимесячный ребенок, какой должна быть масса его тела и рост, сколько он должен спать, есть и играть, можно ли разнообразить его питание и т.д. Что же меняется в жизни малыша, когда ему исполняется 5 месяцев? Как помочь ему расти здоровым и познавать наш мир только с лучшей стороны? Об этом мы и расскажем в этой статье.

Важные достижения 5-месячного малыша

Социальное развитие

Важной ступенью в развитии 5-месячного ребёнка является его повышенный интерес к людям, которые его окружают. Ребёнок в этом возрасте не просто легко распознаёт окружающие его лица и идентифицирует их как «чужих» и «своих». Новые и незнакомые люди вызывают у него тревогу, но ровно до тех пор, пока он не убедится, что они для него не представляют никакой угрозы. После этого малыш внимательно изучает их лица, запоминает и пытается вступить с ними в контакт, используя свой нехитрый арсенал – очаровательную улыбку. Это важный момент его социального развития и адаптации в обществе.

Восприятие мира (органы чувств)

  • Зрительные навыки

Развитие зрительных навыков позволяет ребенку подолгу фиксировать взгляд на одном объекте, расположенном от его глаз на расстоянии 40-50 см. Он уже может фокусировать свой взгляд и на предметах, расположенных от него на большем расстоянии. Он самостоятельно выбирает глазками объект для наблюдения и в течение 15-20 минут изучает его.

  • Развитие слуха

Малыш с удовольствием слушает чужую речь, прислушивается ко всем звукам, которые слышит вокруг себя. Ему также доставляет удовольствие слушать собственный лепет. Многие детки в этом возрасте охотно забавляются тем, что громко произносят разнообразные звуки и подолгу пятый месяц ребенку развитиеприслушиваются, улавливая звуковое эхо и наслаждаясь результатом своих стараний и звуковым эффектом, которого им удалось добиться.

  • Тактильные ощущения

Процесс познания мира у 5-месячного ребенка происходит не только посредством тактильного контакта и зрения. Малыш познаёт мир всеми доступными ему способами: что-то он пробует «на зубок» или на вкус, что-то познаёт на слух, также изучает живые и неживые предметы по их запаху и на ощупь. Малыш учится тактильно и визуально распознавать мягкие и твёрдые предметы, изучает их форму, элементы, из которых они состоят.

В этой связи родителям необходимо следить за тем, чтобы к нему в руки не попадали мелкие и опасные предметы: пуговицы, булавки, зубочистки, спички, скрепки, бусины и т.д. Все предметы, которые вы даёте ему для изучения, должны быть безопасными и чистыми, чтобы исключить вероятность заражения малыша каким-либо инфекционным заболеванием, гельминтозом и прочими болезнями.

Двигательные навыки пятимесячного ребенка

Родители обычно обеспокоены вопросом, насколько развитым на свой возраст должен быть малыш и какими навыками он уже должен владеть. Этот вопрос часто звучит в кабинете педиатра, в задачу которого входит не только осмотр состояния здоровья ребенка, но и контроль результатов его общего развития.

Родителям необходимо понимать, что каждый ребенок пятый месяц ребенку развитиеиндивидуален, от других детей он отличается не только внешне, но и характером, особенностями физического и психического развития, психологического состояния. Однако для каждого возраста есть средние показатели, которые свидетельствуют о том, что ваш ребенок развивается нормально. Все эти показатели – это общие критерии, определяющие или подтверждающие правильное направление в развитии малыша или вскрывающие наличие у него отклонений в развитии.

Если ваш малыш ещё не владеет каким-либо навыком, необходимым к этому возрасту, не расстраивайтесь: все дети развиваются по-разному. Возможно, ваш ребёнок умеет делать то, что ещё только предстоит освоить его сверстникам. Если врач исключил нарушения в развитии вашего 5-месячного малыша, то в своё время он овладеет всеми необходимыми навыками.

Родителей часто интересует, что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев. Основные двигательные навыки, которыми должен владеть ваш малыш, сведены в таблице ниже.

№ п/п Навык Применение
1 Самостоятельный переворот на спинку/бок/животик. Итак, ребенок уже умеет переворачиваться с живота на спину и наоборот
2 Пытается самостоятельно сесть из положения лёжа. Он уже пробует занимать на полу сидячее положение, а если у него под спиной вдруг обнаружится надёжная и мягкая опора, то даже попробует сесть.
3 Долго сидит, если для спины есть надёжная опора.
4 Любит лежать на животе, играя с игрушками или рассматривая комнату. На пятом месяце малыш подолгу лежит на животе, он уверенно опирается на предплечья и держит голову прямо.
5 Находясь на животе, старается двигаться вперёд или ползти. Находясь в положении лёжа на животе, он делает уже вполне осознанные попытки перемещаться: занимает позу лягушонка и, отталкиваясь ножками, пытается продвинуться вперёд.
6 Наблюдается улучшение двигательной активности рук и ног. Руки ребенка не знают покоя: с их помощью он изучает все предметы, до которых может дотянуться или которые дают ему родители. Умеет играть со своими ручками, любит их подолгу рассматривать, изучает их движение.

Рукам 5-месячного малыша ещё не хватает цепкости и ловкости, но хватательный рефлекс хорошо развит. Он легко берёт игрушку, притягивает к себе, хорошо удерживает её в руке и подолгу рассматривает. На 5 месяце ребенок уже умеет брать предмет не двумя руками, а одной ручкой.

Пятый месяц жизни – это период, когда малыша уже можно обучать навыкам ползания. Для этого его выкладывают на животик, а перед ним на небольшом расстоянии кладут яркую игрушку. пятый месяц ребенку развитиеЛюбопытство и желание дотянуться к игрушке вынуждают малыша делать движения, характерные для ползания.

Технику ползания он только начинает осваивать, движения его чаще неправильные и неточны, поэтому родители должны помочь ему. Достаточно обеспечить ему «упор ножками», подставив под его ступни ладошку – малыш почувствует, что, отталкиваясь ножками, можно продвинуться вперёд, этот навык будет им быстро освоен. В следующий раз этой опорой может стать спинка кровати или стена: ребенок сможет самостоятельно нащупать ножками опору и воспользоваться ею для продвижения вперёд.

Любые попытки малыша делать новые движения и приобретать новые навыки должны стимулироваться и поощряться родителями.

Предлагайте 5-месячному малышу к изучению самые разнообразные предметы, которые отличаются формой, текстурой и размером. Активное их изучение ребёнком будет способствовать его быстрому и качественному развитию.

Физическое развитие

В пятый месяц жизни малыша заметно меняются некоторые его физические параметры. Например, в весе он прибавит около 600-700 гр., а его рост увеличится на 1,5-3 см. Величина окружности головы ребенка станет больше на 1 см, а обхват его груди увеличится на 1,5-2 см.

Таблица физических показателей ребенка в 5 месяцев

№ п/п Физические данные Показатель (средняя величина)
1 Рост 63 – 67 см
2 Масса тела 7,300 – 7,900 г
3 Окружность головы 42 – 43 см
4 Обхват грудной клетки 40 – 41 см

Заметно увеличится его двигательная активность, расширится диапазон навыков, улучшатся рефлексы, зрение, появятся первые навыки речи. Малыш уже уверенно лежит на животике, пытается ползти, он легко поднимает головку, подолгу и прямо удерживает её, крутит ею по сторонам, рассматривая всё вокруг. Держа игрушку в руке, он подолгу её рассматривает со всех сторон, а если случайно роняет, то уже умеет отыскивать её глазками.

К 5 месяцам из пятый месяц ребенку развитиестатуса пассивного наблюдателя малыш должен приобрести статус активного участника событий, происходящих вокруг него. За счёт отлично развитого хватательного рефлекса он не только способен притянуть к себе любой объект, находящийся в зоне его досягаемости. Малыш уже пытается привстать на ножки в кроватке или манеже, держась за бортики.

Завидев родителей, ребенок пытается непременно привлечь к себе их внимание, используя почти все свои способности. Оставаясь временно без родительского присмотра, малыш не скучает. Его любопытство и новые двигательные навыки открывают перед ним огромные возможности познавать мир, и он этим пользуется, изучая себя и всё, к чему может дотянуться.

Поскольку малыш всё ещё продолжает пробовать все «на зуб», родители должны следить за тем, чтобы в зону его досягаемости не попали острые, ядовитые и опасные предметы.

Психическое развитие

  • Общение с другими людьми

В возрасте 5 месяцев малыш начинает активно познавать и изучать мир во всём его разнообразии, включая общение с незнакомыми людьми. К незнакомцам ребенок относится с осторожностью, а затем – с готовностью к общению, которую он выражает всем своим видом, понимая, что незнакомец не опасен для него. Вместе с тем 5-месячный малыш хорошо различает и разделяет людей по принципу «свой/чужой».

Самым близкимпятый месяц ребенку развитие «своим» человеком малыш считает того, кто находится при нём постоянно – кормит его и поит, играет с ним, укладывает спать и т.д. Так, если мама вынуждена ежедневно уходить на работу, то привязанность малыша к бабушке или няне может быть большей, нежели к родной матери. Женщины должны помнить об этом, выбирая карьерный рост и жертвуя общением со своим ребенком.

Если в комнате собирается много взрослых людей, малыш всеми силами старается привлечь к себе их внимание и быть в центре происходящего вокруг. Он обращает на себя их внимание посредством различных звуков и криков, издаваемых им, может бросаться своими игрушками или даже плакать – в ход идут все навыки и способы привлечения внимания.

  • Голос – средство общения

Если говорить о речи ребенка в возрасте 5 месяцев, то малыш уже умеет связывать звуки между собой и с удовольствием лепечет, независимо от того, находится ли он в одиночестве или в компании. Посредством звуков ребёнок в 5-месячном возрасте выражает все свои эмоции – как положительные, так и отрицательные.

Для детей этогопятый месяц ребенку развитие возраста характерно «пение» гласных звуков. Малышу очень нравится, что он сам является «музыкальным инструментом» и умеет издавать разнообразные звуки, поэтому он может длительное время предаваться «пению». Вскоре ребенок будет учиться произносить согласные звуки – родители уже сейчас могут помочь ему осваивать некоторые из них.

Начинайте с изучения твёрдых и звонких согласных, повторяйте чаще ребенку такие слоги, как «ба-ба-ба», «бу-бу-бу», «ма-ма-ма» и т.д. Во время «пения» малыш разрабатывает свой речевой аппарат, учиться управлять потоками воздуха, правильно дышать. Поэтому родители должны всячески стимулировать его к этому процессу – проговаривать или «распевать» звуки.

  • Инструменты познания мира

На данном этапе развития ребенка его действия уже подчинены определённому алгоритму. К примеру, если он видит игрушку, то старается достать её, взять в руку, рассмотреть, изучить и применить в игре. Этот простой алгоритм малыш использует относительно всех предметов, которые видит. Главное, чтобы все они были для него досягаемыми и абсолютно безопасными.

Слух и зрение ребеночка в 5 месяцев становятся намного острее, он лучше различает предметы, идентифицирует их по величине, размеру и цвету, проводя аналогию с уже знакомыми ему предметами. Малыш любит изучать лица взрослых людей: ощупывает лица близких людей ручками, трогает пальчиками их нос, губы, брови, пытается заглянуть пятый месяц ребенку развитиеим в рот и потрогать зубы, язык. Он желает изучить строение их глаз и ушей, дёргает всех за волосы.

Звуки окружающей среды очень привлекательны для 5-месячного малыша – он тщательно прислушивается ко всем звукам, некоторые старается запомнить и пытается повторить. Ему интересен звонок мобильного телефона, голоса, доносящиеся из телевизора или ноутбука, планшета. Малыш может часами лежать и слушать звуки дикой природы, играя со своими руками или игрушками. Увеличивается и расстояние (2,5–3 м), на котором ушкам малыша доступны звуки.

Малыш великолепно реагирует на любой контакт с родителями: он заливается смехом, когда, играя с ним, его подбрасывают и щекочут, когда ему показывают различные предметы и поют песенки. Любое внимание и участие малыш приветствует и щедро одаривает широкой улыбкой всех, кто проявляет к нему интерес.

Развитие речи

Одним из наиболее важных признаков развития малыша в 5 месяцев является способность реагировать определённым образом на звуки, которые он слышит.

Сам ребёнок ещё не умеет осмысленно строить собственную речь – он лишь учится издавать звуки и «складывать» их в простые слоги. Процесс развития речи у малыша протекает уже более активно: он много и подолгу «лепечет», издавая различные звуки и пятый месяц ребенку развитиеизучая их. Его речевой аппарат тренируется, создавая почву для осмысленного произношения звуков.

Внимательные родители могут заметить, что малыш с каждым днём произносит всё больше новых звуков, складывая их в различные комбинации и звуковые цепочки. Пассивный словарный запас ребёночка расширяется быстрее, если родители часто общаются с ним и помогают ему в освоении новых звуков. Для этого существует целый спектр различных игр, направленных на развитие речи у детей до 1 года.

Учёными был установлен факт, что дети любой национальности в возрасте 4-5 месяцев начинают произносить одинаковые звуки. Даже детки с ограничением слуховых возможностей лепечут не меньше, чем абсолютно здоровые малыши. Различия в речи возникают тогда, когда малыши уже понимают значение слов, могут самостоятельно идентифицировать звук и связать с конкретным явлением или предметом.

Развивающие упражнения, занятия и игры

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, развитыми физически и умственно. Природа щедро наделяет некоторых детей различными талантами, которые проявляются едва ли не с пелёнок. Но гениями дано быть не каждому, поэтому с самого рождения с малышом необходимо общаться: разговаривать, играть, не пятый месяц ребенку развитиеоставлять его без внимания, даже если он ещё ничего не понимает в этих играх. Точной даты, когда он научиться воспринимать ту или иную информацию, никто не может дать.

Процесс развития ребенка протекает постепенно и незаметно, родители его не видят – они лишь периодически констатируют его результат, открывая для себя новый навык своего малыша. Кроме того, не стоит забывать, что все дети развиваются по-разному, так как каждый малыш индивидуален.

  • Игры у зеркала

Малыши очень любят играть с зеркалом, рассматривать в нём отражение близких людей и своё собственное. Позже малыш будет с интересом играть у зеркала и, оглядывая комнату, сопоставлять предметы, видимые в зеркале, с теми, что находятся в комнате за его спиной. В возрасте 5 месяцев ему достаточно видеть в отражении зеркала себя самого на руках у мамы или папы.

Поскольку сам он не умеет сидеть спокойно на руках и всё время крутится, сучит ножками и размахивает ручками, ему будет очень интересно наблюдать за самим собой в зеркале. Очень забавными покажутся ему и рожицы, состроенные родителями. Поднесите его ближе к зеркалу и позвольте ему потрогать своё и ваше отражение. Через несколько пятый месяц ребенку развитиенедель малыш начнёт понимать взаимосвязь своих движений и изменений, происходящих в «зазеркалье».

Попросите его похлопать в ладошки, улыбнуться, состройте ему смешную рожицу и понаблюдайте за его выражением лица. В первый раз малыш будет насторожен, вскоре осторожность сменится недоумением, но любопытство возьмёт верх, и ребёнок потребует у вас подойти ближе к зеркалу. С этого момента все зеркала в доме станут любимой игрушкой вашего ребёнка. Малыш будет повторять за вами все ваши действия перед зеркалом и с огромным удовольствием любоваться собой.

Если он будет чем-то недоволен или расстроен, поднесите его к зеркалу и обратите его внимание на то, каким некрасивым он выглядит, когда злится или плачет. В большинстве случаев малыши успокаиваются перед зеркалом, особенно если мама улыбается и показывает «хороший пример».

  • Музыкальное развитие

Музыку для ребенка 5 месяцев необходимо включать негромко. Если вы включите музыку и сразу же выключите, малыш быстро поймёт, когда звук есть, а когда его нет. Он также поймёт, что вы управляете этим процессом, и будет требовать включить ему любимую мелодию. Предлагайте ему различную музыку – вскоре вы сами заметите, какая именно музыка ему нравится.

Старайтесь избегать того, чтобы в комнате малыша постоянно звучала музыка, поскольку это вредно для его психики и способствует быстрому утомлению. Малыш может начать капризничать, будет нервничать и беспокойно спать. На каждое время суток необходимо выбрать музыку того типа, который будет отвечать настроению малыша. В некоторых пятый месяц ребенку развитиеевропейских странах для детей включают музыку ещё во время пребывания в роддоме.

К примеру, утром ребенку лучше слушать лёгкую, тихую, спокойную музыку. В дневное время, когда малыш бодрствует, дайте ему послушать какие-нибудь ритмичные музыкальные произведения. Вы даже можете потанцевать с ним на руках перед зеркалом, чтобы ребёнок понял, для чего нужна такая музыка, и заодно учился правильно двигаться. Вечером, когда малыш должен ужинать и готовиться ко сну, желательно ставить ему спокойную, медленную музыку, которая будет действовать на него успокаивающе и убаюкивающе.

Обязательно поясняйте ребенку, какую музыку он слышит: грустную, весёлую, танцевальную. Колыбельная нужна каждому малышу, поскольку, прослушивая её изо дня в день, он быстрее привыкнет к режиму дня и ночи и будет лучше настраиваться на ночной сон. Днём не забывайте ставить ему музыку, под которую он сможет немного «потанцевать». Станьте его первым партнёром в танце!

  • Изучаем запахи

В возрасте 5 месяцев ребёнка можно знакомить с запахами, для чего ему необходимо предложить понюхать предметы с разными ароматами. Это могут быть запахи совершенно разных продуктов (молока, чеснока, ванили, лимона и пр.), а также духов, шампуня, крема и т.д. Нанесите на ватный тампон немного ароматного вещества и поднесите его к носику малыша, понаблюдайте за его реакцией.

С осторожностью следует подносить ватные тампоны, пропитанные очень резкими или не очень приятными запахами. На некоторые из резких ароматов у ребёнка может возникнуть аллергическая реакция, поэтому начинайте всегда издалека. Ребёнок уловит запах и обязательно отреагирует на него: чаще всего малыш морщит носик или взгляд его становится пятый месяц ребенку развитиенастороженным. Его необходимо знакомить как с приятными запахами, так и с теми, что не относятся к их числу.

Запахи важны в жизни каждого человека. По запаху мы помним друг друга, и каждый дом, как и человек, также обладает характерным запахом. По запаху мы различаем многие продукты питания. Для взрослых людей свой запах имеют даже сезоны года, некоторые важные жизненные события мы также ассоциируем с определёнными запахами. Реакция деток на различные запахи может быть разной, единство заключается лишь в многообразии их эмоций и мимики в ответ на раздражитель.

Малыша необходимо знакомить с запахами и обязательно ассоциировать их с их источником, называя предмет, которому принадлежит этот запах. Эти навыки помогут ему в будущем дифференцировать все запахи и ароматы, которые будут окружать его. Чтобы малютка вскоре мог сам определить, чем пахнет или на что похож запах того или иного предмета, помогите ему сначала ознакомиться с ними.

  • Игры для развития 5-месячного ребёнка

Игры для малыша являются одной из важных составляющих его изучения окружающего мира. Ему очень нравится быть в центре внимания, он обожает руки мамы и папы, когда они нежно щекочут его, подбрасывают вверх, переворачивают, носят на руках. Самое главное – не забыть вовремя прекратить игру, чтобы малыш не перевозбудился, иначе это плохо скажется на его самочувствии и нарушит спокойствие его ночного сна. Малыш станет капризным, у него может подняться температура тела.

Нервная система ребёнка в пятимесячном возрасте очень ранима, его психическое состояние зависит от ряда факторов: сыт ли он, насколько хорошо выспался, здоров ли? Поэтому игры должныпятый месяц ребенку развитие быть строго дозированными, чтобы не переутомлять его. Обязательно играйте с малышом в активные (подвижные) игры, чтобы помочь развитию его скелета и мышечной системы. Заканчивать игровой процесс рекомендуется спокойными играми.

Если ваш малыш «летал на самолётике», его подбрасывали и щекотали, то после серии таких игр необходимо выложить его на животик или на спинку и попытаться «разговорить» его. Он охотно «поболтает» с вами или «споёт» одну из своих песенок. В этом возрасте ему уже можно показывать книжечки с яркими картинками – детки очень внимательно их рассматривают. Таким способом вы легко сможете выровнять дыхание малыша и успокоить его перевозбуждённую нервную систему.

Известно, что детки, с которыми  ещё в младенчестве родители играли в разные игры, развиваются быстрее. Они лучше адаптируются в любом детском коллективе: в детском саду, школе. Все игры можно условно разделить на 3 категории.

№ п/п Тип игрушек Значение игр
1 Штучные игрушки: пищалки, погремушки, моющиеся книжечки с яркими картинками, куколки, поролоновые кубики и мягкие игрушки в виде различных животных. С помощью этих игрушек малыш развивает моторику рук, тренирует двигательные мышцы, на ощупь учится распознавать предметы относительно их размера, фактуры, материала, из которого они изготовлены. Пусть это пока ещё всего лишь тактильные ощущения, а не результат его умозаключения, но вскоре ему достаточно будет одного взгляда, чтобы точно дифференцировать предмет, который он видит. На примере таких игрушек он познаёт окружающий мир.
2 Интерактивные игрушки К этой категории относятся специальные различные музыкальные игрушки, «говорящие» книжечки, пищащие кубики. К ним относятся и развивающие коврики, снабжённые различными «пищалками», погремушками, кольцами, верёвочками и пр.
Некоторые мамы умеют самостоятельно изготавливать такие коврики, используя подручный материал. На коврик, сшитый из цветных лоскутков, нашиваются пряжки, пуговицы, нашиваются карманчики с клапанами на липучках, петельки, к которым крепятся металлические или пластмассовые кольца разного диаметра.Выкладывая малыша на такой коврик, можно быть уверенным, что ребёнок долгое время будет занят его изучением.К этой же категории принято относить интерактивные машинки, манежи и ходунки.
3 Развивающие игры с участием родителей К этой категории относятся все игры, которые родители предлагают своему малышу. Это может быть чтение книги, «полёт на самолётике» с помощью папиных рук,  езда «на машинке» (у мамы на коленках) и т.д.

Если вы решили «спеть дуэтом» со своим малышом, это также относится к развивающим играм, поскольку малыш может услышать от вас новые звуки, попытается их повторить и запомнить.

Пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков, пускание с горки машинок и других игрушек – всё это будет интересно малышу и пойдёт ему на пользу.

Примеры игр для 5-месячного ребёнка с участием родителей.

  • Игра на установление причинно-следственной связи

Соорудите нечто вроде горки и спускайте с неё игрушки малыша (машинку, мелкую игрушку, кубик или шарик) или любые другие мелкие предметы. Малышу понравится эта игра – он будет с интересом наблюдать за тем, как предмет скользит вниз по наклонной поверхности.

  • Игра на концентрацию внимания

Для этого родителям понадобятся мыльные пузыри. Малышам нравятся разноцветные шарики, парящие в воздухе. Научите ребёнка следить глазками за мыльным шариком до тех пор, пока он не лопнет. Вы увидите, как восторг на его лице сменяется недоумением – объясняйте ему, что шарик лопнул. Выпуская новые пузыри, обращайте его внимание на пузыри как большого, так и маленького размера.

  • Игра на синхронизацию движений рук

Возьмите две игрушки-пищалки. Желательно, чтобы они были мягкими и легко поддавались пальчикам малыша. Вложите в каждую его ручку по игрушке и предложите сдавить их по очереди. Малыш быстро установит связь между действием руки и звуком, издаваемым сжатой в руке игрушкой. Следующая задача – сжать две руки сразу, чтобы игрушки запищали одновременно. Это занятие способствует развитию моторики пальцев и синхронизации движений рук.

  • Игра на движение

Выложите малыша на животик и поставьте перед ним яркую игрушку так, чтобы она находилась вне зоны досягаемости для него. Затем предложите ребенку дотянуться до неё, помогая ему отталкиваться ножками и побуждая ползти. Подставьте под его ступни свои ладошки, чтобы он смог, опираясь на ваши руки,пятый месяц ребенку развитие немного продвинуться вперёд и достать игрушку. Если малыш поймёт, что, отталкиваясь ножками, можно перемещаться, он быстрее научится ползать.

Развитие ребёнка протекает поэтапно, по месяцам. Изменяется не только внешность и физические данные малыша, но и его навыки. Степень развития у детей одного возраста может быть неодинаковой, поэтому равнять своего малыша с другими детками не стоит. Одни навыки один ребёнок осваивает быстрее, другие – с запозданием, но это не страшно, если малыш физически и психически совершенно здоров.

Родители, которые хотят видеть своего ребёнка не только здоровым, сытым и довольным, но и развитым, должны принимать активное участие в его развитии. Они должны находить время для дневных игр с ним и сказок перед ночным сном. Даже на прогулке с малышом старайтесь с ним разговаривать, показывать ему то, с чем он ещё не знаком. Дайте ему потрогать кустик, понюхать цветочек, обратите его внимание на высокое дерево или стаю птиц на земле. С вашей помощью он будет развиваться гармонично и радовать вас своими успехами.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье