rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_16Развитие ребёнка

Этапы развития ребенка до пяти лет

Прежде чем описать особенности развития детей раннего возраста, стоит упомянуть, что к этой категории относят малышей от рождения и до 3 лет. Какие именно особенности можно зафиксировать на каждом из этапов развития ребенка? Об этом ниже.

Первый год жизни: особенности

В первый год малыши учатся принимать мир таким, какой он есть, осваивают целый набор новых навыков, учатся сидеть, ползать, ходить. Они изучают все, что попадается им на пути, развивают сенсорные навыки, активно взаимодействуют с предметами, пробуют их на вкус.

Малышиособенности развития детей раннего возраста проявляют интерес к книгам, музыке, внимательно изучают картинки, все запоминают. Ребенок не только понимает многие просьбы, но и реагирует на них. Дети в этом возрасте любят быть в обществе, ищут возможность наладить контакты с окружающими, которым доверяют.

Очень важно, чтобы родители в этот период окружили ребенка теплотой и заботой, научили его общаться, как можно больше с ним разговаривали. Также важно показывать и объяснять ребенку все то, что может представлять для него опасность. И, конечно, нельзя оставлять малыша одного без присмотра.

Особенности развития малышей от года до двух

В период от года до двух развитие детей имеет свои особенности. Формируются сложные функции мозга, изменяется характер. Дети учатся ходить без поддержки, поэтому перед ними открываются новые возможности. В этом возрасте начинают особенности развития детей раннего возрастатакже формироваться социальные черты. Ребенок учится эмпатии, сочувствию не только к близким, но и к посторонним людям.

Малыши продолжают проявлять любознательность. Многие из них отказываются от дневного сна в пользу игр и прогулок. Они становятся более выносливыми, могут некоторое время посвятить себя изучению свойств и особенностей заинтересовавшего их предмета.

В период от года до двух совершенствуются не только двигательные навыки малыша – на новый уровень переходит и речевое развитие. В словаре крохи появляются первые упрощенные слова, построенные на звукоподражании: «му-му», «мяу», «гав-гав» и так далее.

Малыш внимательно вслушивается в речь взрослых и старается передавать их интонации. Также в этот период кроха начинает обращать внимание на внутренние ощущения, делает первые попытки контролировать эмоции.

Учитывая особенности развития малышей в период с года до двух, необходимо работать с ними, исполняя следующие рекомендации:

  • Играйте с крохой в игры, способствующие развитию речи, мелкой моторики рук, стараясь использовать простые слова, предложения, экспериментировать с интонациями.
  • Всегда оставляйте малышу право выбора, предлагая ему выбрать между фруктами, которые предлагается съесть, между игрушками, угощениями. Задавайте крохе вопросы типа: «Хочешь яблоко или персик?» или «Будешь шоколадный кекс или молочный?», чтобы стимулировать его к ответу.особенности развития детей раннего возраста
  • Собирайте с крохой пазлы, кубики, пирамидки, рисуйте мелками или красками, учите обращать внимание на цвета.
  • Часто и много разговаривайте с малышом, стараясь не усложнять речь непонятными словами; интересуйтесь его эмоциями, настроениями, желаниями, разрешайте двигать предметы.
  • Приобщайте малыша к уборке в доме, давайте ему возможность вам помогать.
  • Приучайте ребенка обращать внимание на мимику, используя специальные игры.
  • Используйте время от времени запреты (при необходимости).

Особенности развития малышей в период с двух до трех лет

Этот период у малышей характеризуется интенсивным развитием нервной системы. Результат — активное физическое развитие, формирование правильных навыков поведения. Дети именно с двух до трех лет учатся держать под контролем большую часть эмоций и желаний.

Заметно особенности развития детей раннего возрастасовершенствуется и речь малыша. В ней появляются новые слова, она становится отражением мышления ребенка, который уже пробует вставлять в разговор предложения более чем из трех слов. Это становится возможным за счет способности мозга проводить связь между явлениями, предметами, анализировать их, сравнивать, обобщать.

Дети практически полностью понимают речь окружающих, улавливают смысл новых для них слов. Они уже многое осознают, могут поддержать разговор, ставят перед собой первые цели и совершают ряд действий для их достижения.

В течение всего третьего года малыши особенно наблюдательны и любознательны. Задача родителей — поддерживать их во всех начинаниях, направлять и увлекать новыми интересными задачами.

Что касается общения со сверстниками, то в этом возрасте оно также переходит на новый этап развития. Кроха проявляет живой интерес к другим людям, с удовольствием принимает участие в ролевых играх.

Полезные советы родителям ребенка до трех лет:

  1. Позволяйте крохе исследовать пространство, ограничьте число запретов, поощряйте особенности развития детей раннего возрастаинициативу, таким образом стимулируя его двигательное, речевое и общее развитие.
  2. Следите за режимом сна, отдыха и питания малыша, но делайте это ненавязчиво, так, чтобы кроха понял, что главное для вас — это любить его и заботиться о нем.
  3. Помните о том, что для развития речи малыша с ним нужно заниматься, развлекая его познавательными играми, развивая мелкую моторику рук и просто много общаясь.
  4. Как только кроха начнет без стеснения общаться со сверстниками, нужно будет позаботиться об обучении его правилам поведения.

На этом этапе можно закончить разговор о развитии детей раннего возраста и перейти к некоторым возрастным особенностям дошкольников.

Младшие дошкольники: особенности развития детей с 3 до 4 лет

Главное преимуществодошкольного возраста быть этого периода — это готовность ребенка хорошим и послушным на особенности развития детей раннего возрастарадость родителям.Малыш готов на многое для того, чтобы получить заветную похвалу.

Родителям важно не скупиться на похвалу и поощрения, предлагая крохе время от времени выполнить какое-то задание, с которым он заведомо справится. В этот же период можно объяснять ребенку отличия личного и чужого пространства, прививая ему элементарные навыки поведения в обществе.

С трех до четырех лет дети с большим удовольствием учат песни, стихи, играют с родителями в разнообразные игры, отгадывают загадки и придумывают их сами. Кроме того, в этот период малыши настойчивы в поиске ответов на интересующиеособенности развития детей раннего возраста их вопросы. Они знают, что такое «плохо» и «хорошо», анализируют собственные поступки и действия окружающих.

В процессе игры дети чаще всего выбирают манеру подражания взрослым. Они играют разные роли, копируют голоса взрослых, пытаются повторять их действия, воображая себя то «доктором», то «шофером», то просто «мамой». Все без исключения дети в этом возрасте любят праздники.

Особенности развития детей от четырех до пяти лет

После четырех лет малыши дошкольного возраста становятся более коммуникабельными и сдержанными. Они уже запросто контролируют собственные эмоции, умеют избегать конфликтных ситуаций. Особенность этого периода — повышенная утомляемость крохи, если он долго не меняет позу занят чем-то одним.

Родителям особенности развития детей раннего возрастамалышей нужно отдавать себе отчет в том, что ребенок — это индивидуальность, личность, у него уже есть собственные привычки, сформировавшийся характер. Учить его аккуратности, соблюдению режима дня нужно обязательно, но делать это надо деликатно и без фанатизма.

Очень важно, чтобы ребенок среднего дошкольного возраста усвоил разницу между словами «хочу» и «нужно». Он должен понять, что в некоторых ситуациях нужно приложить волевые усилия для того, чтобы что-то сделать.

Психологи уверены, что именно этот этап оказывает наибольшее влияние на дальнейшее развитие ребенка как личности, готовой для жизни в социуме.

Особенности развития старших дошкольников от пяти до шести лет

Особенность ребенка старшего дошкольного возраста — это преобладание пассивного внимания. В этот период оно пока непроизвольно, поэтому то, запомнит кроха информацию или нет, будет зависеть от того, насколько яркие эмоции и впечатления он испытал во время ознакомления с ней. Чем более яркими являются события, предметы, объекты, тем больше вероятность того, что они отложатся в памяти ребенка.

Чтобы улучшить процесс обучения ребенка дошкольного возраста, необходимо уделить внимание развитию и другого типа внимания — произвольного. Значительная роль в процессе тренировки такого внимания принадлежит ролевым играм. Во время такихособенности развития детей раннего возраста игр малыши учатся запоминать правила, диалоги, координировать собственные действия в соответствии с игровым планом.

Еще одной особенностью этого возраста является факт личной симпатии к тому или иному человеку, влияющий на качество выполняемой задачи. Так, например, если дошкольник будет симпатизировать и доверять тренеру, учителю, руководителю кружка, то постарается выполнить задание максимально хорошо, чтобы заслужить его похвалу.

На этом этапе дети отлично ориентируются на социальные нормы поведения. Они с удовольствием принимают участие в коллективных играх, учатся налаживать контакт со сверстниками, принимают правила общества.

Почему так важно знать и учитывать возрастные особенности детей?

Знание и понимание возрастных особенностей детей дошкольного возраста на каждом из этапов их взросления позволит достичь положительного эффекта в процессе воспитательной деятельности. Кроме того, от этого напрямую зависит то, насколько комфортно ребенку будет в обществе взрослых, сверстников, насколько успешным он станет в дальнейшем и сможет ли проявить свой потенциал.

Естественно, что не все родители знают об особенностях детей и владеют основами детской возрастной психологии. Тем не менее, если они найдут время изучить главные особенности каждого из периодов жизни ребенка, то смогут своевременно и правильно реагировать на проблемы, время от времени возникающие в процессе развития крохи, и, главное, вместе смогут их преодолеть.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье