rebenkoved.ru
Всё, что надо знать о ребёнке
icon_nav_category_07Воспитание

Влияние деятельности на развитие ребенка

Прежде чем уяснить для себя, в чем заключается основная роль деятельности в психическом развитии ребенка, стоит уделить внимание самому понятию деятельности, а также роль деятельности в развитии ребенкаосновным ее видам.

Итак, ведущая деятельность ребенка — это тип деятельности, развиваемый в рамках социальной ситуации, которая способствует формированию главных психических образований на том или ином этапе развития. Простыми словами, в каждом возрасте у ребенка преобладает свой вид деятельности, который на тот момент и оказывает ключевое влияние на дальнейшее его психическое развитие.

Ведущую деятельность просто можно охарактеризовать тремя основными признаками:

  • это деятельность, в рамках которой получают возможность развиваться иные виды деятельности;
  • это деятельность, в рамках которой могут изменяться индивидуальные психические процессы (перестройка может происходить как в рамках ведущей деятельности, так и в других, имеющих с ней генетическую связь видах);
  • это деятельность, прямым образом влияющая на основные изменения психического плана ребенка, над которыми в данный период его развития ведется строгий контроль.

На каждом этапе развития в жизни ребенка ведущей становится та или иная деятельность. О переходе от стадии к стадии будет свидетельствовать изменяющаяся деятельность ребенка.Об основных видах деятельности ниже.

Эмоциональное общение — ведущий вид деятельности для младенца

Именно тесное эмоциональное общение малыша с окружающими его взрослыми является основной деятельностью ребенка в первый год после появления на свет. Почему общение? В первую очередь потому, что человек — роль деятельности в развитии ребенкаэто общественное существо и именно на общении строится его мир, в общении заключается его основная сущность.

В период от рождения и до года ребенок большую часть времени, когда не ест и не спит, занят тем, что пробует строить новые социальные контакты. Это необходимый этап в развитии малыша, ведь что на фоне этой деятельности у него образуются важные для дальнейшего развития психические образования, такие как желание общаться с окружающими людьми, и хватание как основа мануальных и предметных действий.

Предметно-манипулятивная деятельность — основная у детей в возрасте от 1 до 3 лет

Именно предметно-манипулятивная деятельность является ведущей у детей от года и до трех лет — на начальной роль деятельности в развитии ребенкаступени дошкольного возраста. В этот период у малышей возникает острая необходимость действовать в обществе, тогда как каких-либо навыков в этой сфере не имеется вовсе.

Именно в это время наступает черед предметно-манипулятивной деятельности, которая на данном этапе будет способствовать получению ребенком некоторого опыта по налаживанию связей и общению с окружающими его людьми.

Игровая деятельность — основа с 3 до 6 лет

Как вид, игровая деятельность доминирует именно в дошкольном возрасте. В процессе сюжетно-ролевых игр детироль деятельности в развитии ребенка начинают знакомиться с окружающим миром взрослых: они узнают о профессиях, учатся строить отношения, пробуют понимать и признавать отличные от их точки зрения. Игра помогает ребенку войти в мир взрослых, понять свою роль в нем, способствует развитию целого ряда качеств, о которых поговорим немного позже.

Учебная деятельность — основная с 6 до 11 лет

Речь идет о специальной деятельности, которая становится ведущей для учеников младшей и средней школ. В этот учебная деятельностьпериод дети в большинстве своем учатся главному: учиться, используя на практике получаемые в теории знания.

В процессе такой деятельности школьники усваивают целый ряд начальных понятий в самых разнообразных сферах, на базе которых у них формируются знания и навыки, позволяющие свободно ориентироваться в теоритических формах отражения реального мира.

Разнообразие деятельности с 10 до 15 лет

В период полового созревания, с 10 до 15 лет, общение детей осуществляется сразу в нескольких типах деятельности, среди которых:

  • трудовая;
  • художественная;
  • учебная;
  • спортивная и пр.

Подростковый возраст для детей характеризуется изменением их роли в семье, но не только. По-другому происходит общение со сверстниками, некоторые изменения касаются роль деятельности в развитии ребенкаповседневной жизни. Большинство детей к этому моменту уже активно задействованы в целом ряде разных видов деятельности.

Вместе с тем игра в их жизни все еще занимает определенно не последнее место. Естественно, что в 10-15 лет ребенка увлекает не столько сам процесс игры, сколько момент соревнования, борьба за лидерство и собственный имидж в глазах друзей, знакомых и одноклассников.

По-прежнему ведущую роль в этом возрасте продолжает играть учебная деятельность. Но если сравнивать ее с той, что была присуща ребенку в младшей школе, то отличия очевидны. В старшей школе в учебной жизни ребенка появляются новые по форме учебные материалы, преобразуются формы обучения, вводятся науки, изучение которых требует активного развития теоритического роль деятельности в развитии ребенкамышления и желания узнавать что-то новое.

Определенные позитивные изменения касаются и мотивации старшего школьника. В этот период жизни им двигает желание справиться с возложенными на него, как на ученика, обязанностями лучше других, быть готовым к новым занятиям, чтобы занимать особую нишу в коллективе, пользоваться уважением и поддержкой одноклассников.

Основной смысл деятельности в подростковом возрасте — это стремление к самосовершенствтванию и желание самообразовываться.

Основная деятельность в возрасте 15-17 лет

По-прежнему в период юношества основной является учебная деятельность. Но по сравнению с той, что имела место в средней школе, она снова претерпевает некоторые изменения. В этот период она максимально гармонирует с роль деятельности в развитии ребенкапроизводительным трудом, что в первую очередь продиктовано стремлением юношей и девушек определиться с будущей профессией, наметить ценностные ориентации.

Главный навык в этом возрасте в рамках учебной деятельности — это способность и желание ребенка строить план дальнейших действий, а также поиск средств, способных помочь этот план реализовать в жизнь. В этот же период учебная деятельность способствует формированию целого ряда подтверждающих развитие самосознания идеалов, в числе которых политические, эстетические и нравственные.

Говоря о целостной картине психического развития ребенка в ходе смены видов ведущей деятельности, можно отметить основные закономерности:

  1. Перечисленные выше типы деятельности могут сменять друг друга только в указанном порядке и никак иначе.
  2. Для нормального психического развития ребенка необходимо добиться устранения разрыва в рассмотрении его аффективно-потребностной сферы и познавательных сил.

Ниже мы рассмотрим подробнее особенности ведущих видов деятельности в дошкольном возрасте — продуктивной и игровой.

Продуктивная деятельность: виды и особенности

Продуктивной называют деятельность, основная задача которой — это получение конечного продукта с продуктивная деятельностьопределенными характеристиками. Ее подвиды — это изобразительная и конструктивная деятельность.

Формируется она в дошкольном возрасте параллельно с игрой и играет огромную роль в развитии психики ребенка, в первую очередь потому, что процесс создания нового продукта связан с развитием целого ряда навыков и процессов:

  • когнитивных;
  • эмоционально-волевых и пр.

О степени развития продуктивной деятельности можно судить по стремлению ребенка добиваться цели, причем независимо от того, выполняется задание согласно образцу или исключительно по личному творческому замыслу.

Малышей в роль деятельности в развитии ребенкапроцессе, как правило, мотивирует совсем не конечный результат, а непосредственно сама деятельность. Но если правильно работать с ними в этом направлении, то со временем выработается потребность получать удовлетворение не только от процесса,  но и от результата собственных стараний.

Анализируя результаты продуктивной деятельности дошкольников, можно досконально понять, каким они видят мир вокруг себя, как его воспринимают и какие эмоции испытывают. Продуктивная деятельность, как уже отмечалось выше, может воплотиться:

  • в рисовании;
  • в лепке;
  • в конструировании и т.д.

В процессе рисования появляются рисунки, по которым можно судить об эмоциональном отношении дошкольника к миру. Чем наблюдательнее и любознательнее ребенок, тем красочнее и интереснее будут его рисунки. Изобразительная деятельность, в свою очередь, самым положительным образом повлияет на:

  • мыслительные процессы;
  • воображение;
  • восприятие;
  • память;
  • зрительно-моторную координацию.

Главные средства, с помощью которых ребенок демонстрирует на рисунке отношение к окружающему миру — это цвет и линия. Родители могут и должны принимать непосредственное участие в процессе рисования вместе с детьми.

Лепка — уникальная возможность для ребенка изобразить роль деятельности в развитии ребенкакакие-либо предметы в трехмерном пространстве. Дошкольники получают особенное удовлетворение от того, что могут экспериментировать с формой предмета, добавляя ему необходимую выразительность.

Процессу лепки и способности добиться нужной выразительности стоит уделять самое пристальное внимание. Пальчики ребенка во время работы с пластилином, глиной или тестом получают необходимую нагрузку, таким образом, постепенно готовятся к работе в школе. Принимая во внимание необходимость щадящих тренировок для рук, также можно периодически заниматься с малышом аппликациями.

Поделки из подручных материалов и их роль в жизни дошкольника

Прогулки на улице в дошкольном возрасте могут и должны сопровождаться совместным с родителями поиском интересных природных материалов для выполнения поделок. Например, можно собирать с ребенком шишки, ветки, поделкавсевозможные коряги, желуди и каштаны. Из них дома вместе с крохой можно сделать как отдельные поделки, так и целые композиции для украшения комнаты.

В процессе работы с природными материалами развивается мелкая моторика рук ребенка, тренируется зрительно-моторная координация, что опять же важно для процесса подготовки к школе.

Работая над изготовлением творческой работы, используя бумагу, природные материалы, краски или пластилин, ребенок учится выделять в предмете те стороны, которые получится воспроизвести с помощью имеющихся для поделки материалов.

В дошкольном возрасте предметное восприятие у малыша роль деятельности в развитии ребенканедостаточно развито, и такие основные признаки предмета, как форма, величина или цвет, для детей существуют только в контексте с предметами. Именно поэтому становится очевидным, что предметная деятельность в тех проявлениях, что указаны выше, стимулирует развитие мышления и восприятия у дошкольника.

Рисуя и закрашивая рисунки, ребенок учится отделять форму и цвет от предмета, а также пробует связывать отдельные части предметов в процессе конструирования и выделять объёмную форму во время работы с пластилином.

В результате ребенок начинает лучше понимать, что такое цвет, форма, объем и величина, используя эти понятия в процессе мышления, сравнивания их и заменяя.

Перечисленные выше продуктивные виды деятельности помогут подготовить ребенка к школе.

Игровая деятельность — ведущая в жизни дошкольника

А теперь, как было обещано выше, подробнее расскажем о том, какую место занимает игра в жизни дошкольника. Дело в том, что до 6 лет именно игровая деятельность является детиглавной в жизни ребенка. Основная причина кроется вовсе не в том, что ребенок любит играть и имеет для этого достаточно времени. Игра необходима дошкольнику для нормального развития психики, поэтому не может быть исключена из его жизни.

В процессе игры у ребенка активно формируется целый ряд психических качеств и личностных особенностей. В игре также формируются и развиваются и другие виды деятельности, свойственные детям на разных этапах жизни.

Игра оказывает прямое влияние на формирование произвольных психических процессов. Во время игры дети учатся быть более внимательными, запоминают новую информацию, концентрируются с гораздо большим эффектом, чем этого можно от них ожидать в процессе обучающей деятельности.

Основная цель — сконцентрироваться и запомнить – в играигровом процессе становится для ребенка более выполняемой, так как этого от него требуют правила и условия игры. Малышу просто необходимо запоминать сюжет, сценарий, роли, концентрировать внимание на принимающих участие в игровом процессе предметах и людях.

Если ребенок не проявит терпение и старательность и откажется запоминать правила и сюжет игры, то его могут исключить из игры, а это самое последнее, чего может хотеть малыш, увлечённый процессом. В этом возрасте для него жизненно важно общаться, имея эмоциональное поощрение как от сверстников, так и от взрослых, мотивирующее его сосредоточиваться и запоминать.

В процессе игры развивается умственная деятельность игровая деятельностьдошкольника, который учится замещать предметы, давать им специальные игровые роли. В таких случаях именно предметы-заместители становятся основой для развития мышления. Используя их в игре, ребенок учится правильно мыслить о реальных предметах. Со временем дошкольник сможет перейти от мышления к плану представлений.

Дополнительно можно отметить, что в процессе игры ребенок учится ставить себя на место других людей, в том числе и взрослых, предугадывая их поведение в зависимости от ситуации и формируя на основании этого собственную линию поведения. Ролевая игра способствует развитию воображения дошкольника. Перевоплощаясь из роли в роль, ребенок моделирует ситуации и ищет разные варианты их разрешения.

Старшие дошкольники в игре не всегда используют предметы-роль деятельности в развитии ребенказаместители, часто исключают лишние, на их взгляд, игровые действия. После пяти лет дети уже умеют отождествлять предметы с действиями умственно.

В заключение сделаем вывод о том, какова же роль деятельности в психическом развитии ребенка. В каждом возрасте определенный вид деятельности позволяет ребенку перейти на новую ступень развития, совершенствуя целый перечень психических процессов, начиная от зрительно-двигательной моторики и заканчивая мышлением.

Важно понимать, что деятельность и обучение — это единый процесс, который лежит в основе развития детской психики. Чем старше будет становиться ребенок, тем больше типов деятельности ему будет доступно. При этом каждая из них будет оказывать на него особое влияние.

Оцените статью
Отзывы и комментарии к статье