
С поступлением в дошкольное образовательное учреждение жизнь детей полностью изменяется: вносятся коррективы в режим дня, большую часть которого отсутствуют родители, появляется новое окружение, правила, стиль общения. Им сложно справиться с новыми испытаниями, и естественной реакцией на это становится стресс, вызывающий, в свою очередь, неврозы, страхи, нарушение аппетита и сна.
В стрессовой ситуации дети чаще болеют, становятся капризными и порой агрессивными. Естественно, что рано или поздно новый режим и окружение перестанут вызывать у них страх и тревогу. А со временем, когда пройдет период адаптации, перемены будут восприниматься малышами как нечто естественное и даже интересное.
Что такое адаптация в образовательных учреждениях и как ее ускорить? Под адаптацией подразумевают процесс активного приспособления к новым условиям. Цель ее — перестройка с учетом новых условий, с сохранением способности организма к полноценному развитию.
Нужно понимать, что адаптация в образовательном учреждении — это временное, имеющие свои пределы явление.
Речь идет о социальной адаптации, а значит, проходить она будет в рамках существующих ценностей, целей и норм. Поговорим о том, как проходит адаптационный период в дошкольных и школьных учреждениях и что могут сделать взрослые, чтобы его упростить.
Основные эмоции при оформлении детей в детский сад
Поведение детей, привыкающих к условиям образовательного учреждения, меняется – и не всегда в лучшую сторону. Чтобы понимать, что чувствуют малыши, ознакомьтесь с их эмоциональным портретом в этот период.

Отрицательные эмоции — самые первые эмоции у детей при поступлении в детский сад. Они могут быть как еле заметными, так и настолько сильными, что состояние крохи приблизится к депрессивному. Остаточным явлением отрицательных эмоций является хныканье при расставании с родителями.
Страх — это часть негативных эмоций. Его испытывают даже социально адаптированные и общительные дети при поступлении в детский сад. Страх возникает перед встречей с новыми людьми и расставанием с родителями.
Злость — приступы злости возникают у ребенка на фоне стресса. Впадая в ярость, дети ведут себя агрессивно, провоцируют окружающих на конфликты.
Позитивные эмоции возникают в противовес негативным. В первые дни в саду они не настолько очевидны. Чем проще для малыша будет проходить адаптационный период, тем быстрее у него проявятся именно положительные эмоции. Он сможет радоваться новым игрушкам и впечатлениям, подтверждением чего станет улыбка или даже смех.
Социальный контакт. Чем более коммуникабелен ребенок, тем быстрее он сможет наладить контакт с детьми и воспитателями. В первые дни после поступления большая часть детей предпочитают замыкаться в себе, ограждая себя от общения. Со временем у них появляется желание сделать шаг навстречу окружающим взрослым, а позже и одногруппникам.

Любознательность является спутником позитивных эмоций. Поначалу, привыкая к условиям образовательного учреждения, малыш сознательно игнорирует игрушки и не соглашается принимать участие в играх. Но как только адаптационный период подойдет к концу, он начнет интересоваться происходящим в группе.
Речь. На фоне стресса у некоторых детей, поступивших в сад, наблюдаются нарушения речи. Они забывают уже знакомые им слова, в речи начинают преобладать глаголы, а предложения становятся простыми. Со временем это проходит.
Двигательная активность. Чаще всего в адаптационный период дошкольник становится излишне активным или, наоборот, медлительным.
Сон и аппетит. В первые дни адаптации тихого часа для детей не существует, они отчаянно протестуют и отказываются соблюдать режим.
То же касается и аппетита. В первые дни после поступления в сад одни дети имеют повышенный аппетит, а другие, наоборот, теряют его – это реакция на стресс. По нормализации аппетита можно будет судить о том, что ребенок успешно проходит адаптационный период.
Рекомендации родителям детей дошкольного возраста
Адаптация детей в дошкольных учреждениях может продолжаться от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период родителям важно придерживаться определенных правил, чтобы избежать затягивания и усугубления процесса. Адаптация пройдет проще, если родители смогут:

- Проявлять искреннюю заинтересованность к рассказам о детском саде.
- Играть дома в детский сад, стараясь вызывать у детей его позитивное восприятие.
- Смириться с негативными эмоциями крохи, терпеливо выдерживать его капризы.
- Позитивно настраивать малыша перед походом в сад, мотивируя его и подбадривая.
- Уходить из сада быстро, делая процедуру прощания максимально легкой и безболезненной.
- Заменить родителя, с которым ребенку расставаться по утрам особенно тяжело, другим членом семьи.
- Создать дома максимально комфортный и спокойный микроклимат.
- С пониманием относиться к нервным срывам малыша, быть для него поддержкой.
- Снизить нагрузку на нервную систему, на время ограничив посещения мест большого скопления народа.
- Одевать малыша по погоде.
- Придерживаться дома режима дня, аналогичного садовскому.
Нужно понимать, что в период адаптации детки не всегда могут себя контролировать, и всплески эмоций – как позитивных, так и негативных – неизбежны. Родителям важно проявить терпение и помочь ребенку преодолеть сложный этап жизни.
Особенности психологической адаптации детей к школе

Адаптация детей в образовательных учреждениях школьного типа также редко бывает незаметной и быстрой. Показателями полной готовности школьников к первому классу станут хорошее настроение по утрам перед походом в школу, желание делать уроки и делиться с родителями событиями из школьной жизни. Если всего этого не наблюдается, то, скорее всего, адаптацию ребенок проходит не так просто, и ему требуется ваша помощь.
Родители должны проявлять понимание и внимательно вслушиваться в то, что рассказывает школьник после учебного дня.Если он не хочет разговаривать о школе, следует попробовать деликатно выяснить причину отказа и встретиться с учителем.
В период адаптации детей к условиям школьного образовательного учреждения родителям не рекомендуется:

- кричать;
- смеяться над ошибками;
- стыдить за невнимание;
- сравнивать ребенка с другими детьми.
Результатом такого поведения может стать замкнутое поведение школьника, который будет пытаться скрыть от родителей переживания и тревоги. Кроме того, побочным эффектом неправильного поведения родителей может стать агрессия ребенка по отношению к одноклассникам, которых ему постоянно приводят в пример.
Правильная линия поведения родителей в период адаптации детей к условиям школьного образовательного учреждения должна быть выстроена на поддержке и похвале, тихом и понимающем тоне. Даже если у первоклассника что-то не получается, родители должны помогать ему, поощряя за минимальные достижения.
Особенности физиологической адаптации детей к школе
Под физиологической адаптацией детей к условиям образовательного учреждения понимают физическое привыкание организма к новому ритму жизни и нагрузкам. Такая адаптация состоит из нескольких категорий:

- физиологическая буря;
- нестабильное приспособление;
- устойчивое приспособление.
Физиологическая буря продолжается до нескольких недель. Для детей этот период самый сложный, так как организму приходится перестраиваться с учетом новых нагрузок. В период физиологической бури у детей расходуется большая часть энергетических ресурсов, что приводит к ослаблению иммунитета и частым заболеваниям в первый месяц учебы в школе.
Нестабильное приспособление характеризуется адекватной реакцией детского организма на новые нагрузки. В период устойчивого приспособления дети способны самостоятельно справляться с нагрузками.
Как родители, так и педагоги часто недооценивают сложности, с которыми сталкиваются дети во время физиологической адаптации к условиям образовательного учреждения. Между тем, по статистике педиатров у первоклассников к окончанию первого семестра часто наблюдаются потери в весе и скачки давления. Все это является показателем сложной адаптации к условиям школьного учреждения в первые месяцы учебы.

Понять, что адаптация в школе прошла успешно, можно по следующим признакам.
- Ребенок с удовольствием ходит в школу и учится.
- В освоении программы не возникает сложностей, ребенок не требует помощи родителей.
- Школьник проявляет самостоятельность, выполняя домашнюю работу, не привлекает к процессу родителей.
- Налажен контакт с одноклассниками и учителями.
Если все это наблюдается у детей в первом семестре после поступления в школу, то можно утверждать, что адаптация прошла успешно.
Разновидности стрессов у детей в школе
Чтобы понять, испытывает ли первоклассник сложности в период адаптации к новым условиям образовательного учреждения, нужно знать, как классифицируются стрессы. Выделяют три вида стрессов у детей:
- социальный (сложно наладить контакт с одноклассниками и учителями);
- интеллектуальный (не удается успешно усваивать программу);
- иммунологический (ребенок не справляется с нагрузками на физиологическом уровне).
Упростить процесс адаптации к условиям образовательного учреждения родители могут своими силами, если будут соблюдать следующие рекомендации.

- Придерживайтесь режима сна. Дети должны спать по 10-11 часов в сутки. Дополнительный плюс родителям — приучение школьника к дневному сну в период адаптации.
- Прогулки и умеренные физические нагрузки. Важно не зацикливать внимание детей только на учебе. Предлагайте им переключиться на другие виды деятельности: спортивные секции или кружки.
- Уроки должны выполняться с перерывом в 15 минут через каждые 30 минут выполнения задания. Дети наиболее активны в учебе в периоды с 9 до 12 часов и с 16 до 18 часов.
Будьте рядом со школьником в период адаптации к новым условиям образовательного учреждения, вовремя распознавайте признаки стресса, оказывайте помощь и поддержку – и процесс адаптации не затянется надолго.
Как дети адаптируются к школе после летних каникул?
Возвращаться к привычным условиям жизни и учебы в образовательных учреждениях после трех месяцев летнего отдыха детям сложнее, чем взрослым возвращаться к работе после месячного отпуска.

Чтобы дети поскорее вошли в ритм школьной жизни, педиатры и психологи настаивают на изменении свободного режима дня детей уже со второй половины августа. Он должен быть максимально приближенным к школьному графику. Школьник должен будет рано ложиться спать и рано вставать. За несколько недель до начала занятий ему нужно будет повторить пройденный материал.
Имеет свои особенности и физиологическая адаптация детей к условиям школьных образовательных учреждений после летних каникул. Они отвыкают долго держать ручку, не способны концентрировать внимание. Важно перед началом учебы предлагать школьнику побольше читать, периодически писать с ним сочинения.
В первые недели школьных занятий после каникул ребенку стоит чаще бывать на свежем воздухе, исключить активные игры перед сном, заваривать на ночь успокаивающий чай на травах. Рацион школьника должен быть наполнен витаминами, включать максимальное количество фруктов и овощей.