
Поход в первый класс всегда связан для ребенка со стрессом адаптации. Ее можно разделить на физиологическую и психологическую. Эти процессы могут проходить довольно тяжело для детей, особенно если родители их к этому не подготовили. В школе меняется нагрузка, добавляются не только новые задания, но и совершенно другой режим жизни. В возрасте 7-8 лет у детей наблюдается пик двигательной активности. Усидеть на одном месте тяжело, но приходится учится концентрироваться. Изменение режима, увеличение нагрузок может неблагоприятно сказаться на здоровье малыша. Для того чтобы адаптация прошла успешно и с минимальными последствиями для ребенка, родителям необходимо подготовить его к школе заранее.
- Процесс адаптации
- Стресс у ребенка
- Это неизбежно?
- Причем тут физиология?
- Режим дня
- Психофизиологическая нагрузка
- Три периода адаптации
- Как помочь ребенку приспособиться?
- Начать с подготовку с лета
- Поговорить о школе
- Признаки успешной адаптации
- Родителям на заметку
- Адаптация после летних каникул
- Переход в другую школу: повторная адаптация
Процесс адаптации
Адаптация — нормальный процесс для человека. Это приспособление организма к изменению условий. На это требуется определенное время, и тут все зависит от ситуации. Когда ребенок идет в детский сад или школу, переходит в другую школу, он переживает комплексную адаптацию. Здесь подразумевается, что он подстраивается под новые условия и психологически, и физически. Этот процесс не самый простой и сопряжен со следующими проблемами:

- стрессы;
- возможное падение иммунитета;
- расстройство сна, кошмары;
- снижение концентрации;
- депрессивные состояния.
Негативные последствия адаптации могут быть очень разными. Детей нужно подготовить к этому стрессу, помогать им в процессе. Обычно адаптация длится от 2 недель до 2 месяцев. Все зависит от уровня физической и психологической готовности.
Привыкание к новому режиму жизни в школе проходит проще у тех малышей, которые посещали садик. К распорядку дня они привыкли – теперь остается лишь адаптироваться к совершенно новым условиям. В том числе к постоянному общению со сверстниками. Если же первоклассник провел все детство дома с родными, ему будет гораздо тяжелее пережить отрыв от привычной среды.
Стресс у ребенка

Представьте себе ситуацию: малыш 6 или 7 лет живет своей привычной жизнью. Дома мама или бабушка с дедушкой, которые готовы помочь, все сделать за него. Тут его редко ругают, а если и ругают, то любя. Игры, занятия, игрушки, телевизор и мультики доступны ему почти в любое время. Даже вставать он привык в 9-10 утра. Домашняя еда, гастрономические привычки – бабушка будет вытаскивать лук из супа и резать огурцы так, как ребенку нравится.
И вдруг в один день меняется вся его жизнь:
- вставать нужно в 7 утра;
- в школе все незнакомое;адаптация
- учитель может поругать его за поведение, нерешенную задачу;
- вокруг дети, которые не будут так же терпеливы, как родители;
- еда самая обычная, из школьной столовой;
- нужно все делать самому, а помогать ребенку никто не стремится;
- уроки, нагрузки, задания на дом.
В этой ситуации малыш испытывает сильный стресс. Он совершенно не привык к такой жизни, она ему незнакома. Организм реагирует очень просто: все силы идут на защиту психики. Необходимо держать себя в руках, учиться, подчиняться новым правилам. Однако наши защитные силы не бесконечны – однажды происходит эффект «последней капли».
Больше справляться со стрессом малыш не может, а психическая и физическая защита исчерпана. Начинаются болезни, нервы, ребенок резко срывается на плач. Сон становится очень тревожным, начинается детская бессонница. И это лишь начало списка возможных проблем.
Это неизбежно?
Такие ситуации не так редки, как кажется. Родителям необходимо помнить о том, что адаптация к школе будет в любом случае. От них зависит, подготовлен малыш к изменениям в жизни или нет. Не его вина, если не готов. Детей нужно готовить к походу в школу, и тогда адаптационный период будет длиться недолго, пройдет не так остро. Хорошей подготовкой будет детский сад, общение с другими малышами, творческая нагрузка, физические упражнения.
Причем тут физиология?
Если вам кажется, что адаптация – процесс психологический, то это лишь наполовину правда. Физиологическая адаптация бывает очень тяжелой. А последствия уже знакомые: болезни, утомляемость, раздражительность, плохой сон. Согласитесь, это сильно навредит учебе.

Причем же тут физиология? Чем активнее ребенок, тем больше ему нужно двигаться. Энергия накапливается внутри – ей нужен выход. Все было бы гораздо проще, если бы весь класс просто пустили на школьную площадку. Так дети скоро подружились бы, несколько часов проведя за активными играми. Но дело обстоит иначе: минимум 30 минут нужно сидеть на уроке сосредоточенно. Это сложнее, чем кажется взрослому.
Мама и папа могут по 4-5 часов просидеть на стуле за рабочий день. Им уже тяжело понять эту потребность в движении. Но многим детям совершенно невыносима такая ситуация. Они крутятся, мешая другим, смеются, разговаривают. Чем активнее малыш, тем сложнее ему концентрироваться. Мудрый учитель понимает суть проблемы и старается облегчить детям эту ситуацию. Не самый мудрый кричит и ругается, пугая детей.
Режим дня
Режим — важный физиологический фактор. Ребенок младшего школьного возраста должен спать не меньше 10 часов за ночь и желательно еще 1 час днем после школы. Если резко снизить это время до 7-8 часов, то бороться со стрессами и проблемами будет заметно тяжелее. Ребенок постоянно усталый, сонный – тут уже не до уроков или даже небольших нагрузок.
Психофизиологическая нагрузка
Уроки и задания сильно меняют привычную жизнь малыша. Здесь на детей уже возлагается ответственность в плане оценок, образования. Родители могут помочь, но учиться за ребенка они точно не смогут. Малыш чувствует это изменение, но не всегда готов принять его. Давление от ощущения ответственности, необходимости самому решать свои проблемы приобретает вполне физиологические проявления. Тут проявляются новые черты характера: сильная раздражительность, агрессивность. Это защитные механизмы психики пытаются уберечь малыша от стресса.
Три периода адаптации
Физиологическая адаптация к школе делится на 3 возможных типовых периода:

- Длится 2-3 недели. Это очень острый период. Тут не обойдется без стресса, расстройства сна и поведения. Ребенок еще активно сопротивляется новым правилам жизни.
- Далее наступает компромиссный период. Бороться со школой невозможно: следующие 10-11 лет придется провести здесь. Постепенно малыш это осознает, и его организм вырабатывает механизмы приспособления. Например, уже не так сложно вставать утром, удается держать концентрацию дольше.
- Снижается напряжение, происходит привыкание организма на физиологическом уровне. Школа входит в привычку.
Кому-то на все это потребуется 1 месяц, а кто-то будет привыкать всю первую четверть. При нормальном уровне развития максимум к концу первой четверти у детей происходит полная адаптация.
Как помочь ребенку приспособиться?
Заметьте, что адаптироваться физиологически бывает проще, чем психологически. Подготовку нужно начать с лета перед школой – тогда у вас будет достаточно времени привыкнуть. Тут родителям нужно подключиться к процессу.
Начать с подготовку с лета
Начать нужно с лета, постоянно подготавливая детей к тому, что вставать придется раньше. Нельзя снижать время сна – его нужно передвигать. Если раньше, например, ребенок шел спать в 22:00, а вставал в 9:00 или даже в 10:00, то просто урезать часы сна будет неправильным. Передвиньте время отхода ко сну на 21:00.

При этом необходимо добавить физическую нагрузку. Летом в деревне или на море все и так хорошо. Малыш целый день на воздухе, много двигается, бегает, плавает. Так он устает к вечеру и быстрее засыпает. Не давайте ему проводить лето сидя перед телевизором или только за играми. Нужно больше прогулок на свежем воздухе, занятия спортом:
- велосипед;
- ролики;
- занятия на спортивной площадке.
Все это просто и нравится многим детям.
Проконсультируйтесь у врача – возможно, он выпишет ребенку витамины для поддержания иммунитета и нервной системы. Разработайте новый режим питания. Обдумайте сразу ситуацию с едой: как, когда, чем будет питаться ребенок в школе? Там предлагают обеды или нужно носить с собой бутерброды, фрукты, сок? Физиологическая адаптация организма проходит проще, если у него достаточно сил. А сил достаточно, если человек правильно питается.
Поговорить о школе
Вы должны быть готовы отвечать на разные вопросы ребенка о школе. Не нужно рисовать ему это место каким-то сказочно интересным. Реальный рассказ поможет ему подготовиться морально. Обязательно объясните, что на уроках нужно будет сидеть спокойно, слушать учителя.
Можно ввести небольшие пробные занятия. Например, заняться чтением, письмом, рисованием. Пусть ситуация будет приближена к школьной. Рассчитывайте на 30-40 минут урока в день. Многие родители жалеют детей летом, позволяя делать все, что тем хочется. Но в период перед первым классом это не самое лучшее решение. Пусть у малыша будет достаточно времени на игры, отдых, общение, но не забывайте и про подготовку.
Признаки успешной адаптации

Как понять, что адаптация завершилась успешно? Если малыш «смирился», стал менее активным, больше времени проводит в комнате, то это еще не говорит об успешной адаптации. Часто наоборот — он еще глубже ушел в свою проблему. У успешной адаптации есть свои отличительные особенности:адаптация
- Школьник высыпается за ночь. Утренний подъем доставляет минимальный дискомфорт и вскоре становится привычным.
- Нормальное поведение в школе.
- Школьник контролирует свои действия, слова, концентрируется. Еще один признак успешной адаптации — успехи на уроках.
- Удовлетворенность процессом обучения.
- Хватает сил на выполнение домашнего задания, отдых и игры.
Если все так и первоклассник остается активным и бодрым, значит, адаптация подошла к концу.
Родителям на заметку

Состояние ребенка в первую очередь будет зависеть от родителей. Конечно, нужно быть терпеливыми, помогать, участвовать в процессе обучения. Не ругайте детей за ошибки или невнимательность. Все это – часть процесса привыкания. Нужно правильно организовать день ребенка, чтобы у него были силы на учебу.
Кроме того, будьте готовы к непредвиденным ситуациям. Например, адаптации после каникул, перехода в другую школу. Тут все повторяется, а могут возникнуть и новые проблемы.
Адаптация после летних каникул
Будьте готовы к тому, что после каникул у ребенка начнется небольшой адаптационный период. Чем старше школьник, тем этот период короче. Его уже тянет в школу, там друзья, привычная атмосфера. А вот с маленькими детьми 8-10 лет все не так.адаптация
После лета малыши жалуются на боли в руках и спине. Начинаются уроки – нужно сидеть прямо, постоянно писать. Руки и пальцы отвыкают. Так что лучше всего на каникулах тренироваться. Пишите с ним небольшие диктанты, рисуйте. Предложите школьнику вести дневник, каждый день записывать что-то интересное. Так он не отвыкнет от письма, хотя и снизит нагрузку на руку.
Первый месяц посвятите отдыху. Дайте маленькому школьнику наиграться, погулять. Потом постепенно вводите занятия:
- чтение;
- счет и письмо;
- творчество.
Это не даст ему полностью выбиться из режима. Лучше поддерживать режим, но упростить его. Так переход от летних каникул к школе будет проще.
Переход в другую школу: повторная адаптация
Физиологическая адаптация, сопряженная с новым стрессом, может начаться снова. Новая школа – новые люди и отношение к ученику. Это всегда сильный эмоциональный стресс, приводящий к физиологическим последствиям. Школьник может жаловаться на усталость, чаще болеть. Уже забытый стресс от первой адаптации вернется.

К сожалению, часто смена школы происходит вынужденно. Все физиологические проявления — реакция организма на стресс. Адаптация у детей к новой школе бывает затяжной. Конечно, у общительных детей, которые легко завязывают дружеские контакты, все происходит проще. Нашел друзей, познакомился — и вот уже новая школа перестает быть такой незнакомой и пугающей.
Будет адаптация простой или сложной, затянется на несколько месяцев или пройдет за пару недель — в любом случае это естественный процесс. Такова реакция организма на изменение ситуации, условий жизни. Без адаптации привыкания к школе не произойдет. Но будьте бдительны, отслеживайте состояние вашего ребенка. Если адаптация затягивается на несколько месяцев, при этом ребенок слишком часто болеет, подавлен, испытывает повышенную тревожность, вам следует посетить детского психолога.