
Ребенок растет, и каждый новый год преподносит вам сюрпризы. Вот ему уже 4 или 5 лет. В это время дети становятся очень активными. Бегать, прыгать, играть — это все, чего хочет малыш. Отлично, если в это время он находится в детском саду, ведь там у него большая компания. Важно в этот период развивать его в речевом и эмоциональном плане.
Профессиональные воспитатели знают все возрастные особенности детей 4-5 лет, в то время как для многих родителей это «трудный возраст». Если же ребенок находится с вами, то необходимо заниматься с ним каждый день. В форме игры он получает необходимые знания о мире. Сейчас ему необходимы друзья, общение со сверстниками. Старайтесь делать его жизнь яркой и разнообразной — так он научится всему гораздо быстрее.
Не минуты покоя
Главной особенностью этого возраста можно назвать высокую активность. Ребенок, будь то девочка или мальчик, не может усидеть на месте. Поэтому с ним нужно много играть, особенно в активные игры с перемещениями и беготней. Многие дети 4-5 лет уже ходят в садик. Там воспитатели знают, как правильно построить с ними коммуникацию.

Много времени отводится активным играм внутри помещения и на улице. Прогулка — обязательный пункт в режиме дня. Очень хорошо, если садик имеет большую территорию с качелями, лесенками, разными турниками для малышей. Здесь дети найдут выход для своей энергии.
Если малыш находится дома с мамой или бабушкой, то может возникнуть проблема: ему нужны друзья по играм и возможность быть в движении. Дома взрослые быстро устают от его игр, просят посидеть, полистать книжку. Если не давать выхода энергии, в 4-5 лет малыш постоянно будет перевозбужденным. Это значит:
- перебои с аппетитом;
- капризы, плач;
- отказ от дневного сна;
- проблемы со сном ночью.
Если малыш остается дома, а не ходит в садик (любое дошкольное учреждение), психологи советуют выводить его погулять не менее 2 раз за день. Один раз перед обедом, а второй — вечером. Это то время, когда на площадках всегда есть дети, с которыми можно познакомиться и поиграть вместе.
Особенности детишек 4-5 лет
У них уже было достаточно времени, чтобы изучить поведение взрослых. Дети слышали много сказок, видели мультфильмы и фильмы. Они сформировали для себя многие понятия, в том числе о том, что роли мужчин и женщин различаются. У них разные профессии и интересы. Малыши все еще хотят играть все вместе, но теперь роли будут строго распределены.

Дети в этом возрасте очень эмоциональные. Совершенно нормально, если новая игра, новый человек или какой-то предмет вызывает буду восхищения. Многим детям присуща открытость. Они говорят с родителями обо всем, задают вопросы. Тут главное не испортить момент. Родители не должны реагировать раздражительно или агрессивно на вопросы ребенка.
Эмоции он тоже перенимает от вас. И вашу же агрессию малыш может использовать при общении с другими детьми или даже взрослыми. На этом этапе развития ребенка обязательно контролируйте свои слова и действия. Вы закладываете в нем модель общения с людьми, решения проблем — всего, с чем столкнется малыш. Он будет действовать по этим моделям не год или два, а всю свою жизнь.
Игры

Игра становится сложнее. Сейчас в нее может быть вовлечено сколько угодно товарищей. Роли делятся на мужские и женские. Девочки — принцессы, жены, мамы, учителя. Мальчики — военные, моряки, водители, папы. Большой компанией они могут перемешать все, но эта игра будет подчиняться их правилам.
Тут появляются вполне осмысленные диалоги, работает фантазия. Принцесса может дать какое-то задание военным или своим подданным. Мальчики с готовностью будут выполнять его. Часто игра подразумевает использование разных предметов. Многие из них «волшебные». Конечно, волшебным яблоком или золотой короной может быть все что угодно. В 4-5 лет воображение прекрасно работает. Какой-нибудь деревянный кубик может стать вообще любой вещью, необходимой для игры.

Часто разыгрывается ситуация «семья». Дети решают, кто мама, папа, дети – даже домашние животные могут присутствовать. Мама готовит, ухаживает за ребенком, водит его в садик. Папа ходит на работу. Особенно интересно, когда появляется несколько таких «семеек». Все они разные, ведь отношения в семьях детей тоже разные. Здесь воспитатель может увидеть отображение внутрисемейных проблем детей.
Кроме таких ролевых игр, детям начинают нравиться игры-соревнования. Здесь есть успех, победа, радость от того, что ты быстрее, сильнее или сообразительнее. Воспитатели знают много простых эстафет (бег, препятствия), игр на поиск предметов и т.д. Во время прогулки в теплое время рекомендовано проводить такие игры на улице. После этого у детей отличный аппетит, а дневной сон проходит без капризов.
Мышление

В 4-5 лет у детей лучше всего развито наглядно-образное мышление. Ребенок может решать практические задачи, в уме находить ответ. Мышление лучше развивается у тех, с кем занимаются. Сейчас много развивающих книжек для малышей, в детском саду обязательно проводят «уроки», где детям рассказывают про нашу жизнь, профессии, животных и т.д.
В этом возрасте активно развивается воображение. Причем тут крайне важно не ограничивать детей, а давать им простор. Если рисуете с ребенком пейзаж, то не ставьте ему жесткие рамки: «обязательно деревья, река, солнце и облака». Воображение отличает нас друг от друга. Уже в таком раннем возрасте можно увидеть, как думает малыш, какая у него цепь ассоциаций.
Восприятие мира
Детям уже известны многие формы, цвета, материалы. Ребенок может дать ответ, чем живое отличается от неживого. Это говорит о том, что его психическое развитие идет правильным путем. Восприятие мира невозможно без пополнения знаний. Водите детей в музеи, театры, показывайте им фильмы про животных.

Этот опыт они будут использовать для построения ассоциаций. Сейчас развивается зрительное соотношение. Он уже умеет концентрировать внимание на главном, отбрасывая второстепенное. Например, у вас есть мячики разного цвета, размера, назначения. Ребенок уже может сказать: пусть они разные, но красный, желтый или черный — все это мячики. Затем предложите ему распределить их и сказать, для чего они нужны.
Мир такой, каким мы его показываем детям. Сейчас для них нет грани между сказкой и реальностью. Дети верят, что где-то есть Василиса Прекрасная, Баба Яга, говорящий Серый Волк. Они не отделяют еще персонажей от реальных людей. Дети бывают в восторге, если встречают человека в костюме Деда Мороза.
Концентрация

У детей 4-5 лет концентрация внимания на одном занятии может достигать 20-25 минут. Это не так мало. Малыш 3 лет и 10 минут не проведет, заинтересовавшись одним предметом. В детском садике или в любом другом развивающем учреждении проводятся занятия с малышами – на одно отводится максимум 25-30 минут.
Сейчас важно продолжать стимулировать развитие моторных функций, в чем помогут конструкторы, лепка из пластилина, сбор паззлов. Воспитатель рассказывает детям простейшие вещи, например, как различаются листики у разных деревьев, и во время прогулки они ищут подходящие листья.
Запоминание происходит очень легко. Так, за какие-то 20 минут малыша 5 лет можно научить многому. Советуют вводить иностранный язык, ведь он развивает речь, память, дает преимущество. Учить любой язык в таком раннем возрасте – значит учить его с легкостью. Падежи, слова, фразы заучиваются быстро. Потом, в школе, ребенку будет гораздо проще. Многие родители продолжают занятия, так что уже в средней школе иностранный язык может быть выучен практически в совершенстве.
Речь

Устная речь развивается сейчас благодаря общению. Дети, которые посещают садик, говорят лучше. Конечно, если нет адаптационных проблем. В случае постоянного страха и стресса ребенок уходит в себя, перестает разговаривать. Если же все хорошо, то совместные игры помогут учить новые слова.
За день в садике ваш малыш может выучить 10-15 новых слов. Здесь важно все: общение, чтение, разговор. Словарь ребенка в 5 лет может включать до 2000 слов. Сейчас им интересно имитировать звуки животных, автомобилей. Речь становится более сложной. Малыш использует развитые предложения, сложные конструкции, непрямую речь. Для развития речи детям очень полезно слушать сказку, а затем пересказывать ее или разыгрывать.
Эмоциональное развития
Бурные эмоции — часть взросления. В 5 лет детям до всего есть дело. У них появляются симпатии и привязанности. Кто-то будет утверждать, что влюбился. Не волнуйтесь: все эти эмоции быстро друг друга сменяют. Для детей сейчас очень важно понять, как другие реагируют на их действия.

Ребенок рассказывает стихотворение, показывает сценку перед родными. Затем он ждет от вас оценку, похвалу и поощрение. Если их не последует, то это сильно его расстроит. Уделите 2 минуты времени, похвалите его, попросите показать еще что-нибудь. Это важно, ведь сейчас формируется его «я», отношение к себе, самооценка.
Дети очень откровенны в проявлении чувств. Часто обнимаются, говорят родителям, как сильно их любят. Это приятно для каждой мамы. Поощряйте эмоциональность, но рассказывайте о том, где, как и перед кем ее можно демонстрировать.
Страхи

Сейчас больше всего они боятся отрицательных персонажей. Баба Яга, Серый Волк, Кощей будут прятаться под кроватью малыша еще какое-то время. Если вы сами выдумаете кого-то, то это существо тоже займет место в его страхах. Поэтому психологи не советуют пугать ребенка, когда тот себя плохо ведет, что «кто-то» заберет его – это может травмировать его психику.
В таком возрасте дети часто боятся темноты и одиночества. Других страхов пока не должно быть, иначе вам нужно задуматься о посещении психолога. Детские страхи в 4-5 лет должны быстро проходить и забываться.
Совет родителям от детского психолога
Развитие детей зависит в первую очередь от родителей. В садике ребенок проводит целый день, но несколько часов дома перед сном для него самые важные. О чем вы говорите, что делаете, что позволяете себе в компании друзей — все это видит малыш. Для него сейчас формируется прочная модель поведения и, главное, модель семьи. Холодные отношения родителей или их чрезмерная привязанность друг к другу, агрессия или неуважение — все это он запомнит, и это отразится на его будущей жизни.
Сейчас важно создать комфортный климат для малыша. Его окружают сказки, друзья, любящие родные. Вы должны проводите много времени вместе, хотя бы в выходные дни. Тогда детство будет самой счастливой порой. Уже в 6-7 лет многое поменяется: ребенок идет в школу, взрослеет. Такого беззаботного детства, как в 4-5 лет, уже никогда не будет.