Как только малыш появляется на свет, можно начинать подбирать эффективные методики для его развития в первый год жизни. До года дети проходят непростой путь. Они учатся всему, начиная от умения держать голову и заканчивая первыми шагами и словами. Правильная методика развития в первый год жизни поможет ребенку в дальнейшем лучше усваивать информацию в процессе знакомства с окружающим миром.
Какие методики сегодня действительно актуальны для развития малышей до года и какие цели они ставят? О самых популярных из них ниже.
Авторская методика Никитиных
Чета Никитиных прославилась подходом к развитию детей до года еще в эпоху СССР, когда они стали утверждать, что уделять внимание процессу становления малыша как самостоятельной и успешной личности нужно начинать с первых месяцев жизни. Никитины уверены, что главное — это дать ребенку поле и время для активного осуществления познавательной деятельности, по возможности без явных ограничений.
Авторы методики против манежей, колясок и кроваток для детей до года, которые уже научились ползать и ходить и желают закрепить навыки. Никитины называют манежи и коляски своеобразной тюрьмой для детей и настоятельно рекомендуют родителям вместо того, чтобы ограничивать простор малыша до года, до того, как он начнет передвигаться по дому, обезопасить пространство, подготовив к новому периоду в его жизни.
Принцип методики — свобода передвижения для развития детей раннего возраста без принуждения к чему-либо и создание комфортных условий для реализации, организовав:
- свободу выбора и самостоятельность (сочетание нескольких видов спорта без специализированного направления);
- спортивную обстановку с ношением комфортной одежды;
- поддержку взрослых, как в случае успеха, так и в случае неудач.
Достаточно будет придерживаться этих простых принципов для того, чтобы ребенок рос гармоничной, физически и умственно развитой самостоятельной личностью.
Методика Монтессори: основные принципы
Суть этой авторской методики сводится к тому, чтобы ребенку до года была предоставлена максимальная свобода для развития. Дети, с которыми работают согласно этой методике, обычно окружаются целым рядом безопасных и интересных предметов, с помощью которых они могут знакомиться с окружающим миром и экспериментировать без риска получить травму.
По замыслу авторов взрослым в этой методике отводится роль мудрых, спокойных и всезнающих помощников, которые вместо запретов и нравоучений помогают детям найти правильное направление для движения и развития. Их задача — показать малышу мир на личном примере, окружив его подходящими игрушками.
Программа Глена Домана
Программа основана на восприятии материала зрительным методом. Авторы методики утверждают, что малыш до года должен смотреть на карточки из разных сфер знаний:
В чем-то эта программа действительно эффективна, но она не способствует развитию правого полушария мозга, ответственного за творческую сферу личности. Во время таких занятий у детей раннего возраста практически отсутствует двигательная активность, поэтому развитие творческих способностей малыша протекает крайне медленно. Именно поэтому такую методику следует обязательно дополнять другими.
Программа Сесиль Лупан — вариация программы Глена Домана
Методика построена на принципе веры в ребенка, который нуждается не только в заботе и опеке, но и в поддержке и стимуляции к освоению чего-то нового. Так же как и Никитины, Глен Доман уверен в том, что для развития малышу нужно постоянно расширять его кругозор, но не в принудительном порядке, а в игровой форме в период наибольшей активности.
Очень важно, чтобы родители помогали ребенку познавать что-то новое, не перегибая палку с тестами и экспериментами для анализа умственных способностей малыша. Необходимо запастись терпением, и результат обязательно проявится.
Сесиль Лупан придерживается мнения, что разнообразные картинки в разных зонах квартиры, попадающие в поле зрения крохи, будут способствовать развитию детей. Причем картинки могут быть не совсем обычными, например в виде зеркальных осколков, небольших ярких игрушек или черно-белых, контрастных.
Развитию осязания у малыша раннего возраста опять же, по мнению Лупан, будет способствовать простое небольшое одеяло, сшитое из лоскутков разных на ощупь тканей. Уже в несколько месяцев кроха сможет лежать и трогать одеяло пальчиками, ощущая разницу текстур.
Малышу до года можно начинать читать уже в первые месяцы жизни, петь песенки и рассказывать алфавит нараспев, выбирая самую любимую мелодию крохи. Учиться читать вместе с ребенком можно начинать не раньше, чем он начнет произносить первые слова. Опять же, в процессе можно будет украсить дом табличками с названиями предметов, на которых они будут зафиксированы. На табличках буквы должны быть крупными и яркими, чтобы малыш быстрее обратил на них внимание и зрительно запомнил.
В раннем возрасте малыша, работая над развитием по методу Сесиль Лупан, уже можно научить его ориентироваться во времени. Для этого подойдут фотографии, сделанные в разный период, начиная с самых первых, где кроха в животе у мамы, потом в роддоме и так далее. Как только ребенок усвоит временные различия на примере собственной, пока непродолжительной, жизни, можно начинать ему показывать фотоисторию родителей и так далее.
Не нужно бояться сложных терминов – лучше искать для них понятные и краткие пояснения. Помните, что с первых дней появления на свет ребенок является личностью, которая заслуживает внимания и поддержки, нуждается в развитии. Родителям важно поощрять желание ребенка знакомиться с миром, радоваться даже незначительным его успехам и проявлению энтузиазма.
Программа Масару Ибука
Система была разработана с целью развития малыша с первых дней жизни. Автор программы придерживается мнения, что развитие нужно проводить до трех лет, так как именно в этом возрасте формируется до 80% зон головного мозга.
Цель методики — развитие у ребенка ясного ума и физически здорового тела. Масару Ибука не верит в то, что из каждого малыша нужно «лепить» гения, и придерживается мнения о том, что развитие в первую очередь должно быть ориентировано на образование. Каждому новому опыту должно быть свое время, кроме того, в процессе нужно учитывать индивидуальные особенности детей, подбирая для них подходящий объем информации.