Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Итак, речь — это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.
Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте
Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.
Что касается анализируя речь особенностей, которые можно диагностировать,детей младшего дошкольного возраста, то они могут быть следующими.
- Дошкольники могут нечетко произносить отдельные звуки.
- Интонации несовершенны.
- Дикция, сила голоса нуждаются в развитии и корректировке.
- Неточности в числах и падежах при объединении слов.
- Пропуски отдельных членов предложения.
- Стремление создавать новые слова, как способ познания родного языка.
Речь детей 4 лет имеет яркую ситуативную окраску и очень экспрессивна.
Речевое развитие дошкольников среднего возраста
В среднем дошкольном возрасте речь детей переходит на новый уровень: малыши пробуют осваивать монолог и новые способы словообразования. После 5 лет для детей становится естественным понимание слова как звукового процесса, многие пробуют себя в роли юных поэтов, рифмуя слова, которые порой не имеют смысла, но отличаются созвучием. Не стоит пресекать подобное занятие, так как именно оно способствует развитию речевого слуха, умению подбирать слова, схожие по звучанию.
На 5-м году жизни словарный запас малыша пополняется словами, которые характеризуют качества предметов и действия, производимые с ними. Для детей среднего дошкольного возраста уже не является проблемой определение функций предметов. Именно в этот период дети знакомятся с основными грамматическими правилами. Пока их речь наполнена неологизмами, но, несмотря на это, они уже понимают, что такое описание, как построить повествовательный рассказ.
Основные проблемы с речью у детей в этом возрасте связаны с неправильным произношением определенных звуков, а также непониманием грамматических правил. Особенность речи в этом возрасте — это ее неустойчивость и подвижность.
У детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.
Речевое развитие у старших дошкольников
В старшем дошкольном возрасте дети говорят практически на уровне взрослого человека, разве что их словарный запас пока не такой богатый. Большинство детей произносят звуки и слова без ошибок, их речь наполнена контролируемыми интонациями, словарный запас пополняется синонимами, антонимами, многозначными словами.
Дошкольник такого возраста использует слова в речи с полным пониманием их значения, усваивает грамматическую систему языка, использует сложноподчиненные предложения, старается говорить правильно, самостоятельно исправляя ошибки.
Главная особенность старших дошкольников — умение строить тексты разных типов, с использованием слов-связок и соблюдением основной структуры текста: завязки, середины и концовки.
Несмотря на все достижения, речь детей старшего дошкольного возраста по-прежнему несовершенна. Допускаются грамматические ошибки при попытках построить сложные конструкции, а также неспособность построить идеально связный текст.
О диагностике речевого развития
Чтобы диагностика развития речи у детей на каждом из этапов дошкольного возраста дала точный результат, необходимо понимать, какими навыками должны владеть малыши.
Итак, в младшем возрасте к концу 4-го года жизни дети способны:
- Образовывать наименования
детенышей животных в разных числах, логично объединять части речи, строить предложения по картинкам – как простые, так и сложные.
- Произносить звуки, изменять интонацию предложений, контролировать силу и громкость голоса.
- Давать ответы на вопросы, составляя краткий рассказ на основе картинки, пересказывать сказки, рассказывать о пережитом, использовать слова из категории речевого этикета.
В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:
- Понимать
значение антонимов и синонимов.
- Использовать в речи многозначные слова.
- Сравнивать слова по признакам предметов.
- Объединять названия животных с названиями детенышей.
- Пользоваться глаголами в повелительном наклонении.
- Изменять падежи, род, числа существительных.
- Строить разные по сложности предложения.
- Рифмовать слова, часто не имеющие смысла.
- Контролировать интонацию, скорость речи и силу голоса.
- Пересказывать и составлять рассказы по картинкам, делая собственные выводы.
- Использовать вежливые слова.
В старшем дошкольном возрасте дети способны:
- Подбирать подходящие по смыслу слова.
- Использовать в речи слова с
похожими и противоположными значениями.
- Различать обобщающие понятия.
- Использовать и искать однокоренные слова.
- Создавать сложные формы как повелительного, так и сослагательного наклонения.
- Составлять предложения разных видов.
- Различать парные звуки.
- Контролировать силу голоса и интонацию.
- Искать похожие по звучанию слова.
- Составлять рассказы.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.
Проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Также диагностика может быть проведена по специальной методике с учетом возраста и особенностей ребенка.