Этапы развития ребенка до года в современной педиатрии называются календарем развития. Это таблица или график, в которых отражены конкретные навыки, присущие ребенку в том или ином возрасте. Данная информация позволяет молодым родителям контролировать процесс развития своего ребенка и своевременно выявлять отклонения от нормы, а вместе с ними и их причину.
Следует заметить, что каждый ребенок индивидуален и незначительные отклонения не являются патологией. Поэтому «Календарь развития ребенка до года» следует использовать скорее как информационное пособие с общими рекомендациями, а не как настольную книгу.
Первые двенадцать месяцев самые важные в жизни каждого человека. Именно в этот период ребенок развивается наиболее стремительно. Из несмышленого комочка счастья малыш превращается в сознательного маленького человека, топающего ножками, исследующего окружающее пространство глазками и ручками, человека, анализирующего происходящее вполне сформированным умом, который к году способен воспринимать и запоминать большое количество различной информации. Но ко всему этому ребенок приходит постепенно – день за днём, месяц за месяцем, этап за этапом.
Этап новорожденности
Педиатры утверждают, что рождение имеет непосредственное влияние на дальнейшее развитие человека. Легкие роды и отсутствие патологий в 99% случаев гарантируют нормальное развитие крохи, позволяющее родителям вообще не вникать ни в какие нормы, таблицы и графики. Другое дело, если беременность и роды протекали тяжело. В таких случаях маме и папе лучше присмотреться к чаду повнимательней, особенно если его поведение будет не совсем обычным.
Наиболее пристально за ребенком рекомендуется наблюдать в первые недели после его рождения. Именно в это время проявляются основные рефлексы, свидетельствующие о правильной работе или, наоборот, о нарушениях нервной системы.
Для данного этапа характерны следующие состояния ребенка:
- глубокий сон с полным расслаблением тела и полностью закрытыми глазами;
- неглубокий сон с неровным дыханием и редким подергиванием руками и ногами;
- поверхностный сон с приоткрытыми глазами в процессе кормления;
- состояние бодрствования с активными движениями руками и ногами;
- плач при дискомфорте, который вызван голодом, мокрым подгузником, коликами, холодом или жарой.
Кроме того, новорожденный должен обладать рядом безусловных рефлексов: хватанием, сосанием, поиском, ходьбой. Не стоит пугаться последних двух пунктов. Под поиском понимается поворачивание головы на звук или движение (прикосновение к щечке малыша). Ходьба предполагает движение ногами и желание ребенка опереться о поверхность, если с ней имеется контакт. В таком случае малыша следует поставить ногами на стол, кровать или пол, держа под руки и придерживая голову. При этом ребенок должен попробовать сгруппироваться и оттолкнуться ногами от поверхности.
Участковый врач непременно проверит данные рефлексы при первом знакомстве с ребенком. Но, если у мамы возникли какие-то подозрения, ей следует обратить на это внимание врача, так как проверка рефлексов – это всего лишь обязательный минимум. Дополнительные обследования назначаются только при необходимости или по требованию родителей.
Психомоторное развитие
Каждый месяц ребенок учится новым навыкам, радуя бабушек, дедушек и родителей. Этапы развития малыша до года педиатрами делятся по месяцам, где каждому месяцу жизни соответствуют определенные умения, которыми должен овладеть маленький человечек. Однако психологи считают некорректным такое разделение, считая правильным оценивать развитие ребенка не по месяцам, а по психомоторному развитию, которое имеет семь основных этапов.
С пятой недели жизни начинается активная работа органов чувств, которые передают мозгу информацию. У ребенка улучшается зрение, слух и обоняние. Это заставляет его приспосабливаться к новым условиям жизни и к самой жизни, которую отныне он ощущает по-новому. На период адаптации уходит чуть больше недели. В это время воспринимаемая информация может пугать малыша. поэтому ребенка следует чаще брать на руки, где он чувствует себя более защищенным и спокойным, а значит, может полноценно отдохнуть.
С восьмой недели у малыша просыпается интерес к окружающему миру, себе, маме, родным, предметам. Он может часами рассматривать свои ручки, кроватку или люстру на потолке. Не стоит отвлекать его от такого интересного занятия.
На двенадцатой неделе появляется понимание подвижности мира, что вызывает новые эмоции, в результате которых головной мозг работает еще более активно. В это время родителям лучше не совершать рядом с ребенком резких движений, так как они могут его испугать.
В девятнадцать недель ребенок воспринимает мир практически так, как и взрослые. Именно с этого времени начинаются настоящие эксперименты и детальное изучение пространства. Активизируется развитие мелкой моторики, а вместе с ней и интеллекта.
С полугода (двадцать шестой недели) малыш начинает активно двигаться. Вместе с движениями растет и количество новых открытий, а с ними эмоциональная нагрузка.
К девяти месяцам малыш различает предметы и начинает думать! Именно в это время происходит очередная перестройка органов чувств. Большое количество новой информации и мыслей может повлиять на общее состояние ребенка: он будет часто возбуждаться и раздражаться по пустякам.
Около года кроха учится делать выводы и осознавать причинно-следственные связи. В это время малыш активен, как никогда ранее, а его эмоции зашкаливают. Но к этому моменту нервы родителей также становятся более закаленными, поэтому они уже готовы ко всему.
Каждый из данных этапов очень важен в развитии и становлении ребенка как личности и требует не только особого внимания со стороны родителей и родственников, но и всяческой поддержки.
Календарь развития ребенка по месяцам
Таблица развития ребенка по месяцам состоит из основных показателей физической и эмоциональной активности. Когда мама сверяет показатели своего ребенка с общими, она должна помнить об индивидуальности каждого малыша, а также о том, что ее ребенок особенный.
Не стоит преждевременно паниковать и расстраиваться. Если показатели крохи сильно отличаются от обычных, то с этими наблюдениями следует обратиться к педиатру.Он назначит соответствующие исследования и анализы, позволяющие подтвердить или опровергнуть наличие патологий. До этого момента маме не стоит волноваться и принимать скоропалительных решений, а тем более самостоятельно пытаться что-то лечить.
Возраст | Навыки |
1 месяц | Следит за вертикально движущимися предметами, реагирует на звуки. |
2 месяц | Следит за вертикально движущимися предметами; одновременно двигает ручками и ножками; рефлекторно хватает предметы. |
3 месяц | К уже имеющимся навыкам добавляется умение «говорить»: агукать, гулить и издавать различные звуки. |
4 месяц | Лежа на животе, малыш держит головку и иногда опирается на ручки. |
5 месяц | Ребенок осознанно следит взглядом за предметами, а при их удалении в сторону поворачивает голову вслед. |
6 месяц | Пробует все на вкус, протягивает ручки ко всему интересующему. |
7 месяц | Удерживает ручками различные предметы. |
8 месяц | Перекладывает предметы из ручки в ручку; ищет выпавшие из рук игрушки; самостоятельно ест печенье. |
9 месяц | Может сидеть, а также доставать интересующие предметы. |
10 месяц | Различает своих и чужих; берет ручками даже самые мелкие предметы, например хлебные крошки. |
11 месяц | Может садиться, ползать; сопротивляется, когда из рук забирают интересующий предмет. |
12 месяц | Произносит первые слоги, копирует речь взрослых; пытается ходить самостоятельно. |
Все эти важные навыки обязательно приобретает каждый ребенок. Но хочется еще раз отметить, что все дети индивидуальны. Поэтому, если ваш ребенок не тянется к игрушкам в девять месяцев или не идет в год, это не значит, что его срочно нужно подвергать бесчисленному количеству анализов, исследований и тестов. Дайте крохе время. А еще лучше – помогите. Чем? Заботой, вниманием, поддержкой и безграничной любовью!