Развитие речи у детей — это пять основных периодов, связанных с возрастом. На начальном этапе, в первое полугодие, дыхательная система малыша только готовится к освоению речевых навыков с помощью гуления, лепета, подражания голосам взрослых.

Второй период характеризуется образованием речевых звуков и появлением первых слогов. Третий период (третий год жизни) характеризуется пополнением активного словаря и совершенствованием произношения.
На четвёртом году жизни (четвёртый этап) словарь ребёнка пополняется и насчитывает уже более 1000 слов, речевые цепи становятся более громкими и чёткими, улучшается произношение, практикуется использование придаточных предложений.
Пятый период — это пятый год жизни. В это время хорошо заметно обогащение активного словаря малыша, он учится контролировать громкость произношения слов и фраз, использовать придаточные предложения без ошибок.
- Особенности речевого развития в первое полугодие
- Как развивается речь во втором полугодии жизни ребёнка
- Речевые навыки от года до трёх лет
- Особенности речевого развития с 4 до 5 лет
- Как развивается речь на шестом году жизни
- Особенности развития речи семилетки
- Благополучное и неблагополучное речевое развитие: признаки
- Что влияет на задержки в речевом развитии
Особенности речевого развития в первое полугодие

В первые 6 месяцев после появления на свет ребёнок только учится общаться с людьми, по большей части при помощи эмоций. В этот период он особенно нуждается во внимании и доброжелательном эмоционально-личностном общении. От этого очень сильно зависит формирование психики ребёнка. На данном этапе жизни эмоционально-личностное общение является основной деятельностью младенца.
Даже после рождения ребёнка кора его головного мозга остается незрелой. На развитие речи будет оказывать влияние по большей мере органичное развитие головного мозга, но определённое влияние будет иметь и воспитание.
Как развивается речь во втором полугодии жизни ребёнка
После шести месяцев у детей начинает формироваться ситуативно-деловое общение с окружающими их людьми, где основная роль отводится предметной деятельности. Именно она остается главной на протяжении первых трёх-четырёх лет жизни.

Первое понимание речи взрослых приходит к ребёнку в возрасте от 6 до 10 месяцев. Понимая то, что ему говорят, малыш полностью меняет манеру поведения, изменяются его движения, совершенствуются речевые навыки.
После 6 месяцев между ребёнком и родителями назревает новый тип общения, основанный на понимании речи, на знакомстве малыша с окружающим миром и организации его действий под руководством родителей. Отличие общения, основанного на понимании, заключается в разрыве тождества между ответом и обращением. Ответ у ребёнка вызывают соответствующие этому ответу цели, а не формы обращения. Чем старше будет становиться малыш, тем лучше он будет понимать взрослую речь.
Семимесячный малыш уже способен по просьбе взрослых указать взглядом или рукой на называемый предмет. Ещё спустя месяц он сможет указать сразу на несколько предметов и выполнить некоторые действия в определенном алгоритме.
Речевые навыки от года до трёх лет
К окончанию первого года развитие речи у детей достигает того уровня, когда они способны совершенно осознанно произносить порядка пяти простых слов из одного или нескольких слогов. Чаще всего эти слова имеют звукоподражательный характер и примерно одинаково звучат на всех языках мира.

До полутора лет дети не чувствуют потребности в использовании фраз, а тем более предложений. Их удовлетворяет общение, построенное на произношении одиночных слов. Более того, одно и то же слово в зависимости от ситуации может иметь разное значение. К многочисленным репликам дети переходят не сразу.
Что касается развития понимания речи, то в этот период особенностью процесса является активное развитие связей между предметами, их обозначениями и действиями с ними. До определенного момента эти связи будут носить неустойчивый характер. Так, например, достаточно часто дети в возрасте 1,5-2 лет неправильно реагируют на задание взрослых, путая слова и действия.
Важно начинать работать с ребёнком уже на этом этапе развития. Необходимо путём создания подходящих условий с постепенным усложнением заданий сформировать у ребёнка правильную связь словесных обозначений предметов с действиями. После полутора лет дети начинают обобщать предметы как в своей, так и в чужой речи, хоть и с большим количеством ошибок.
Особенности речевого развития с 4 до 5 лет

В старшем дошкольном возрасте важно успеть подготовить детей к школьному обучению. Речь идёт не о чтении и изучении цифр, а о развитии речевых навыков, способности передавать увиденное с помощью грамотно построенных фраз и предложений. Большая часть дошкольников не представляют себе, что слово — это прежде всего звуки. Однако достаточно обратить их внимание на этот факт, для того чтобы они им заинтересовались.
Естественно, не все дети к 4-5 годам одинаково хорошо осваивают речевые навыки. Некоторые из них могут иметь проблемы с процессом усвоения сначала устной, а затем и письменной речи. Заметив даже незначительные признаки в речевом отставании в этом возрасте, нужно обязательно проконсультироваться со специалистами, таким образом предотвращая задержки в умственном развитии малыша и дальнейшее травмирование его психики.
Взрослые не должны разговаривать на детском языке, если в их планах не стоит цель затормозить развитие речи. Правильным будет использовать в речи простые и понятные слова и предложения, делать паузы между ними, применять интонации.

В 4-5 лет большая часть детей достаточно уверенно владеет речевыми навыками для того, чтобы полноценно поддержать разговор со взрослыми. У ребёнка приличный словарный запас, он способен самостоятельно выстраивать предложения, правильно проговаривать сложные звуки.
Расширенный активный словарь открывает перед ребёнком новые грани общения. Между тем, время от времени он продолжает испытывать сложности в случае необходимости передачи события, свидетелем или участником которого он стал, из-за отсутствия в словаре подходящих на его взгляд слов.
Как развивается речь на шестом году жизни
Достижением шестилеток можно считать монологическую речь. Это значит, что ребёнку не потребуется помощь взрослого для того, чтобы рассказать сказку, пересказать рассказ или мультфильм. Малыши в этом возрасте умеют раскрывать содержание изображений известных им объектов, героев или предметов. Составляя рассказ, дошкольник выделяет основные детали, часто оставляя незамеченными второстепенные.

К моменту поступления в первый класс дети достаточно для своего возраста знакомы с грамматическими особенностями родного языка. Они способны построить предложения без ошибок, пользуясь доступными понятиями. Предложения старшего дошкольника не отягощены сложными грамматическими конструкциями. Их особенность — ограниченное количество членов предложения.
Со временем, во втором полугодии шестого года жизни в речи ребёнка появляются сложные предложения, включающие в себя обстоятельства, определения и другие второстепенные члены предложения. Ребёнок лучше справляется с использованием в речи слов в косвенных падежах, использует придаточные конструкции. Все это подтверждает прогресс в отношении развития мышления ребёнка, вследствие чего и происходит становление речи.
На этом же этапе ребёнок практикует диалоги с самим собой во время игры или другой деятельности, что также лишний раз подтверждает активное развитие речи.
Особенности развития речи семилетки
Даже в 7 лет, когда речь ребёнка, казалось бы, сформирована окончательно, процесс её развития ещё продолжается. Школьник обогащает активный словарь новыми словами, усложняет фразовую речь, учится правильно пользоваться литературным языком.

В активном словаре семилетки содержится порядка 7 тысяч слов, а в некоторых случаях количество доходит и до 10 тысяч. Большая часть слов — это существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Существительные при этом — это более 80% от всего словарного запаса. Связано это с особенностями мышления ребёнка, для которого важны наглядные свойства предметов и явлений.
Дети в раннем возрасте по-другому воспринимают мир, обращая внимание на детали. Они способны впитывать в себя новую информацию и впечатления в бесконечных количествах, при случае воспроизводя накопленные данные. В 7 лет дети уже учатся делать анализ событий и действий, сравнивать, оценивать, делать заключения. Обо всём этом можно будет судить по их заметно усовершенствованной речи.
Благополучное и неблагополучное речевое развитие: признаки
Существует ряд признаков, по которым можно определить, благополучно или неблагополучно развивается речь у ребёнка.
Благополучным речевое развитие можно считать в случаях:
- соответствия развитие речи физического развития возрасту;
- отсутствия каких-либо заболеваний неврологического характера;
- умения общаться с людьми (как знакомыми, так и незнакомыми) без стеснения;
- способности повторять услышанный материал;
- умения решать проблемы на уровне разговора;
- умения слышать себя и самостоятельно исправлять речевые ошибки.
О неблагополучном речевом развитии могут свидетельствовать:

- развитие детей с задержками;
- неврологические заболевания;
- нежелание ребёнка повторять слова и предложения за взрослыми;
- нежелание выполнять простые просьбы;
- неумение находить решение проблем с помощью речи;
- отсутствие интереса к эффекту речи, использование «собственного» языка без желания внести в него изменения;
- отставание в речевом развитии.
В случае присутствия признаков неблагополучного развития речи у ребёнка независимо от возраста имеет смысл проконсультироваться с врачами, которые помогут решить проблемы без усугубления ситуации.
Что влияет на задержки в речевом развитии
Появляясь на свет, ребёнок не имеет врождённых знаний правил родного языка. Всё, что у него есть — это способность в определённое время освоить правила и нормы языка, на котором общаются окружающие его люди. Эту способность называют языковой, и реализована она может быть только в процессе постоянного общения со взрослыми.

Огромная роль в этом случае принадлежит языково-речемыслительной деятельности малыша, отвечающей за формирование подсознательных языковых обобщений. Речь ребёнка — это не просто подражание, это определённое творчество, с помощью которого он учится общаться и понимать окружающих.
Задержки в формировании языково-речемыслительной деятельности вызывают у детей нарушения в развитии речи разной степени тяжести. Логопеды выделяют две категории факторов, влияющих на задержку развития речи:
- неподходящие социальные условия и ошибки воспитания;
- скудность сенсомоторной базы речи.

В первом случае речь идёт о неправильном воспитании, о недостатке либо избытке внимания по отношению к детям со стороны взрослых, что негативно влияет на формирование мотивации речевого общения. Также одна из причин недоразвития речи у детей — личностные особенности, такие как, например, упрямство, склонность к истерикам, своеволие.
Что касается второй группы, то в этом случае необходимо будет поработать с малышом в рамках разработанной специалистами коррекционной программы. Дополнительно потребуется пересмотреть методы воспитания малыша.
В заключение отметим, что зачастую родители, отмечая некоторые проблемы с развитием речи у ребёнка, настаивают на постоянном произношении тех или иных слов и на неоднократных повторах. Результатом становится усугубление проблемы и развитие у ребёнка отчётливого речевого негативизма. Такие дети принципиально не говорят по просьбе или приказу взрослых, а со временем могут отказаться говорить в принципе.
Чтобы исключить подобное поведение, тормозящее процесс развития речи, родители должны научиться проявлять максимум деликатности и терпения, не вынуждая ребёнка повторять слова и фразы, отвечать на вопросы по требованию. Только дружественная поддержка, похвала и понимание помогут малышу освоить речевые навыки и научиться владеть родным языком, со временем даже в совершенстве.