Этапы развития речи у самых маленьких

Имеет ли место самообразование в случае, когда речь идет о развитии речи у детей раннего возраста? Если все делать правильно и не допускать пробелов в занятиях, то такой труд обязательно даст свои плоды.

На самом деле, развивать речь у малыша можно, не дожидаясь его рождения. Общайтесь с ребенком, пока он в утробе: со второго триместра он способен слышать и реагировать на интонации мамы. После рождения кроха уже произносит первые звуки, а спустя месяц в его речи появляются первые примитивные слоги! Совсем немного времени понадобится малышу для того, чтобы начать говорить. В целом же период развития речи у малышей занимает около 6-7 лет, а начинается с самого рождения.

Основные этапы развития речи

Существует несколько этапов развития речи у самых маленьких:

  • Гуление детей раннего возраста(до 7 месяцев)
  • Лепет (с 7 до 12 месяцев)
  • Первые слова (с года)

К концу первого года в словаре детей уже, как правило, есть несколько простых слов, они знают собственное имя и имена окружающих их людей. Спустя еще год словарь пополняется до 200 слов, из которых кроха учится строить как простые, так и сложные предложения. К трем годам малыш пробует вести монологи и диалоги, говорит почти правильно с грамматической точки зрения.

Когда нужно начинать развивать речь?

К каждому ребенку нужен индивидуальный подход — это не новость. Кто-то учится говорить сам, и единственное, что ему нужно — это постоянное общение. А кто-то нуждается в помощи. Так или иначе, но при занятиях с ребенком стоит следовать простым правилам, перечисленным ниже.

  1. Разговаривайте с крохой ежедневно, читайте книжки и обсуждайте прочитанное.
  2. Называйте предметы и действия своими именами, не ломая язык.
  3. Старайтесь говорить кратко, четко, с паузами.
  4. Не используйте в речи скороговорки: дети раннего возраста их не усваивают.
  5. Называя новые предметы, животных, геометрические фигуры, показывайте их на карточках.
  6. Если нужно, повторяйте многократно отдельные слова для того, чтобы малыш смог их запомнить.
  7. Говорите с ребенком, только когда он расположен слушать.
  8. Всегда давайте полные и интересные ответы на вопросы малыша.
  9. Исправляя ребенка, делайте это деликатно.
  10. Не исполняйте желания крохи, если он не желает их озвучивать.

Это простые правила, следуя которым, родители смогут ускорить развитие речи у детей раннего возраста. Существует и ряд дополнительных упражнений, над выполнением которых можно работать с малышом, начиная с полугодовалого возраста.

Способы ускорить развитие речи у детей до года

До годика с малышом можно ежедневно заниматься, выполняя простые упражнения, способные ускорить развитие речи.

С 3 до 6 месяцев можно детей раннего возраста показывать малышу разные предметы, четко повторяя их названия. Обязательно нужно проговаривать все действия, производимые с участием малыша. Дети в этом возрасте отлично реагируют на игру «Коза-рогатая» или «Ехали, ехали».

С 6 месяцев малыш пробует произносить первые осознанные звуки, проявляя эмоции, имитирует звуки, произносимые взрослыми. В этом возрасте уже можно целенаправленно работать над развитием его речи. Например, отличная игра — сесть напротив ребенка и надуть щеки, добиваясь того, чтобы он повторил это действие.

Также можно научить малыша тренировать язык: облизывать кончиком языка губы с разных сторон, высовывать его с выдохом. Старайтесь произносить как можно более четко и протяжно гласные звуки, давайте малышу возможность облизывать безопасные для него предметы.

Из полезных для развития речи игр можно выделить любимые детками «ку-ку», ладушки, «Сороку-белобоку» и прочие. Обязательно знакомьте ребенка с животными по картинкам и в жизни, называя их и показывая, какие звуки они издают.

Также развитию речи будут способствовать игры, цель которых — изучение частей тела у человека. Показывайте части тела на себе, на игрушках, на ребенке, обязательно четко проговаривая их названия.

Ускорить развитие мелкой моторики можно, давая малышу до года рисовать пальчиковыми красками, мелками, играть безопасными мелкими предметами.

Как развивать речь у детей после года

Развитие речи у детей самого раннего возраста переходит на новый этап, как только им исполняется годик. Малыши этого возраста чувствуют себя более самостоятельными, они в большинстве своем уже умеют уверенно ходить и даже бегать и большую часть времени посвящают исследованию каждого уголка в доме. Именно в это время у малышей формируется любознательность – они стараются увидеть, потрогать и попробовать на вкус все, что встречается им на пути.

В этот период родителям, желающим защитить кроху от неприятностей, очень важно быть тактичными и ненавязчивыми: не запрещать ему брать предметы, играть с ними и пробовать на вкус. Чтобы обезопасить ребенка от контакта с нежелательными предметами, достаточно будет просто удалить их из поля его зрения.

Уже в первом полугодии после года малыш начинает использовать большую часть слов из пассивного словаря. Он уже умеет обобщать предметы и явления по какому-то признаку. Родители, общаясь с ребенком после года с целью ускорить его развитие речи, должны продолжать проговаривать свои действия, играть в специальные развивающие игры.

Например, хорошая игра — это выбор игрушки из нескольких с предложением назвать ее имя. Также можно вместе с крохой играть в ролевые игры, вовлекая в них членов семьи или используя игрушки, с которыми малыш должен будет вести диалог, отвечая за игрушку.

Огромное влияние на развитие речи детей после года оказывает правильное выделение свойств предметов и объектов с помощью интонации. Малыш должен понимать, что у больших животных грубый и мощный голос, а у маленьких — звонкий и высокий.

Конечно же, на развитие речи у ребенка раннего возраста оказывает влияние книга. Старайтесь не просто читать с малышом. Выбирайте книги, содержание которых будет ему интересно: со стихами и сказками, которые он поймет, запомнит и со временем сможет воспроизвести. Немаловажно, чтобы картинки в книжках соответствовали тексту на страницах, были яркими и четкими.

Читайте медленно, с выражением, соблюдая интонации, предлагайте малышу время от времени заканчивать фразы знакомых ему стихов самостоятельно.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий