Факторы нормального психического развития вашего малыша

Для того чтобы малыш рос и формировался правильно, необходимо соблюдать условия нормального развития ребенка с самого рождения. Сюда относятся социальные факторы: общение с другими детьми и взрослыми. Насколько кроха готов быть личностью в нашем мире? Для этого необходимо уделить внимание его коммуникативному развитию. Хотя, конечно, все идет из семьи, начинается дома.

От атмосферы в семье зависит степень психического развития в младшем возрасте. Если дома царит натянутая, холодная или даже агрессивная атмосфера, то на малыше это отразится негативно. Родители должны обращать особое внимание на свои действия, слова, общение с другими людьми перед ребенком. Очень легко нарушить нормальный ход развития психики, а чтобы вернуть все на свои места, потребуются годы.

Нормальное психическое развитие

Что означает «нормальное психическое развитие»? Соответствие определенным нормам, принятым в обществе. Каждый ребенок уникален, но шкала оценки для всех едина. С этим вы столкнетесь, когда будете устраивать малыша в садик, школу.

К понятиям нормального психического развития обычно относят:

  • нормальное функционирование мозга (для каждого возраста свои критерии);
  • умение общаться с людьми, различать их статус, возраст, род занятий;
  • активность ребенка;
  • умение формулировать свои мысли, задавать вопросы, отвечать;
  • наличие достаточно развитого логического мышления (опять же, для каждого возраста этот критерий отличается).

Конечно, все самое важное малыш постигает дома, с родителями. От того, какой дома эмоциональный климат, как общаются родители, какие отношения с ребенком, будет зависеть его развитие.

Необходимо помнить, что даже развитый человечек 3-4-5 лет может начать деградировать, если изменится ситуация в семье.

Гарантией нормального психического развития будет постоянство окружающего мира – настолько, насколько это возможно. Постоянно переводить из одного садика в другой, часто менять школы или место жительства — итогом этого может стать отставание в развитии, так как ребенок постоянно переживет стресс адаптации к новым условиям.

Ребенок дома

Детский сад, школа, кружки, друзья — все это очень важно. Но первым и самым важным фактором правильного развития будет дом. Родители должны помнить о том, что малыш меняется, растет. В первые 4-5 лет его потребность в общении не так велика, как в 6-7. А общаться он будет именно так, как научился дома. У вас появился малыш, а значит, теперь придется обращать особое внимание на то, что вы говорите, делаете, какие люди приходят к вам в дом.

Для формирования психики необходимо множество элементов. Основные из них формируются еще в детстве, когда кроха общается только с родителями.

Отношения с родителями

Это очень важный аспект. Здесь можно выделить основные «острые моменты»:

  1. Общение в семье. Как оно происходит: на повышенных тонах, в претензиях, злобе, агрессии или же мягко, с любовью?
  2. Отношение к ребенку, внимание к его проблемам.
  3. Возможность вести диалог с родителями. Родители рядом, они готовы разговаривать, отвечать на вопросы?
  4. Социальное благополучие семьи. В неблагополучных семьях даже самые одаренные дети рискуют быть запущенными.
  5. Доверие к родителям. Доверие и уважение формируется с детских лет.

Очень важно, чтобы с родителями малыш, ребенок, подросток чувствовал себя свободно. Конечно, это не значит, что родители позволяют абсолютно все. Нет, тут дело в другом.

До определенной степени в общении с родителями присутствует свобода в выражении эмоций, переживаний, радости. С родителями малыш чувствует себя в безопасности. Они в первую очередь любят, учат, объясняют, а только потом и в крайнем случае — наказывают.

Дети априори считают, что родитель прав. Его слова, реакции, манера общения воспринимаются как единственные абсолютно верные. Дальше ребенок взрослеет. Он общается с другими детьми, взрослыми. Здесь идет небольшая корректировка его понятий о «правильном» и «неправильном», и все же основы поведения, заложенные в детстве, остаются с ним на всю жизнь.

Атмосфера в семье

Неправильной, опасной считается атмосфера в доме, где находится маленький ребенок, если:

  • присутствует агрессия, как на словах, так и на деле (избиения, насилие, нанесение физических травм);
  • в общении между собой и с ребенком родители употребляют нецензурные выражения, угрозы, оскорбления, грубые насмешки;
  • дети или один из супругов подвергаются унижениям, оскорблениям;
  • родители очень занятые, у них нет времени на самое обычное общение;
  • ребенок много времени проводит один, предоставлен сам себе;
  • совершено отсутствует критика поступков ребенка.

Речь идет не только о неблагополучных семьях. Очень часто бывает, что с виду любящая семья с хорошим достатком может относиться к малышу крайне жестоко. Холодная эмоциональная атмосфера в доме вредит ребенку. Проявлять свои чувства, высказывать эмоции — значит учить своего малыша делать это. Из семьи идет понятие о сопереживании, эмпатии, эмоциональной поддержке, радости за близкого. Наличие этих эмоций у ребенка говорит о том, что в плане психического развития недостатков или опасностей нет.

Если же у ребенка, начиная с 3-4 лет, совершенно нет понятия о сопереживании, нет желания помочь, поддержать, пожалеть, то проблема очевидно. Его не научили испытывать эти эмоции. Такие дети могут быть жестоки, агрессивны. А все потому, что дома царит такая же жестокая атмосфера.

Обязанности и ответственность

Для правильного формирования и развития психики необходимо дать ребенку понятие об ответственности. Детский садик и школа могут лишь косвенно повлиять на это. Чувство ответственности может быть заложено только в семье. С раннего детства давайте малышу простые задания. Пусть он:

  • сам складывает вечером свои игрушки;
  • самостоятельно чистит зубы, умывается, складывает одежду;
  • убирается в своей комнате;
  • выгуливает домашнее животное, убирает за ним;
  • поливает комнатные растения;
  • моет за собой или всеми членами семьи посуду.

Чем он старше, тем ответственнее, тем больше заданий по дому он получает. Если совсем лишить ребенка ответственности и обязанностей, то не происходит необходимого волевого развития. А значит, снижается продуктивность логического и ситуационного мышления.

Волевое развитие начинается у детей с 3 лет. Раньше они просто не понимают необходимости многих действий. Если ограждать ребенка от любых заданий, ответственности, то очень скоро родители начинают об этом жалеть. Он будет психологически не готов к школе. Не давая мотивации для ситуационного мышления, родители ограничивают возможность психологического развития ребенка. Сложных действий, ситуаций он избегает, не хочет становиться их участником.

Наказание и поощрение

Для того чтобы психика адаптировалась к условиям жизни в обществе, ребенку необходимо понимать, когда наступает наказание, а когда необходимо поощрение. Речь идет не только о чем-то физическом, материальном. Например, за хорошее поведение получаешь конфеты, а за плохое тебя лишают сладкого. Такое материальное мотивирование подходит для маленьких детей. Позднее необходимо переводить поощрение и наказание на другой уровень.

Наказание – условия нормального психического развития ребенка это ограничение, лишение. К сожалению, родители не всегда могут объяснить логику своих действий в отношении наказания. Остается непонятным: а почему вообще нельзя делать то или иное действие?

Прежде чем наказать, расскажите, почему вы это делаете. Объясните ребенку опасность, неправильность какого-либо действия. Только поняв, что именно он сделал не так, ребенок сможет в следующий раз не допустить повторения. Это опыт, необходимый для правильного психического развития. Так постигаются законы нашего общества.

Наказание без причины — большая глупость. Например, малыш на прогулке был агрессивен по отношению к другому ребенку. Дома мама объясняет ему ошибку, рассказывает, почему этого делать было нельзя. Потом следует наказание: остаться у себя в комнате без телевизора, компьютера и других развлечений на 1 час. В это время ему нужно обдумать поступок и сделать выводы. Через несколько дней малыш играет у себя в комнате, но делает это слишком шумно. Мама применяет то же наказание, но только потому. что она устала, а шум мешает ей отдыхать. Действия ребенка в первом и втором случаях несоизмеримы, а наказание одинаковое.

Ребенок в садике

Второй аспект развития психики — социальный. Добиться нормального развития можно, только если ребенка будут окружать другие дети и взрослые. Здесь необходимо ситуационное мышление, которое остается двигателем психического развития. Опыт и знания, полученные до прихода в садик, позволяют делать выводы, а выводы — действовать.

Общаться, заводить друзей не так-то просто. В садике много усилий воспитателя направленно именно на социализацию. У детей, которые посещали детский сад, гораздо проще идет процесс адаптации в школе. Им проще заводить друзей, ведь они уже научились это делать.

Адаптация

Для всех детей поход в садик начинается с процесса адаптации. Она может быть разной по степени сложности для ребенка. Чаще всего это позитивный процесс. Малыш остается сам в новом месте. Он уже достаточно развит для 3-4 лет, чтобы провести это время один, без родителей. Если нахождение в садике слишком тяжело для ребенка, он не справляется даже при помощи воспитателя, а отношения с детьми не складываются, то это свидетельствует о недостаточном психическом развитии. Таки ситуации, увы, бывают.

К трем годам дети обычно уже очень активные. Они научились говорить, любят подвижные игры, тянутся к новым знакомствам. Совершенно нормально пройти адаптацию за 2-6 недель, а потом без труда проводить весь день в садике.

В процессе адаптации малыш прошел серьезную психологическую перестройку. Многие социальные механизмы открылись перед ним в простой форме:

  • как завязать знакомство;
  • как стать интересным для собеседника;
  • совместная деятельность – как вносить в нее свой вклад;
  • как поддерживать дружеские связи;
  • как выстраивать коммуникацию с людьми разного возраста.

Это значит, что развивается общественная составляющая характера — социальное «я» ребенка. Так происходит движение вперед для психического развития личности.

Общение с другими детьми

Без общения невозможна жизнь индивида с нормальной психикой. Человек устроен так, что ему просто необходимо иметь разные отношения с людьми:

  • родственная привязанность;
  • дружеские чувства;
  • приятельские отношения;
  • нежные, любовные отношения;
  • иерархические отношения.

Иметь лучшего друга, поддержку семьи, любовь — это нормальное состояние для психики. Если у человека нет возможности общаться, он изолирован от других, то психика претерпевает изменения не в лучшую сторону.

Сильные ограничения со стороны родителей в этом отношении только вредят детям. Мамы часто говорят: «Не дружи с этим мальчиком», «Не общайся с той девочкой». Выбор этот бывает необъективен: малыш, с которым нельзя дружить, просто сильно пачкается в песочнице или часто болеет.

Также негативно отражается на ребенке решение не ходить в ясли, детский сад, не посещать кружки и секции. Так родители ограничивают возможность наладить социальный механизм психики.

Мало контактов — мало опыта общения. А оно пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Общение только с родителями, бабушками, братьями и сестрами — этого недостаточно.

Школьные годы

Вся жизнь до 7 лет готовит малыша к новому этапу жизни – к школе. Формирование психики начинается сразу после рождения, но закончится оно лишь к 18-21 году. Тогда человек считается с психологической точки зрения «взрослым» или «зрелым». В школе происходят важные изменения в психике любого ребенка.

Познавательное мышление

Сейчас очень важно познавательное развитие малыша. У нормального малыша 7-8 лет есть тяга к знаниям. Конечно, это не значит, что учеба станет его единственным занятием и интересом. И все же узнавать новое, совершенствовать свои знания, открывать что-то неизвестное — занимательный процесс. Школьник выделяет некоторые предметы, особо интересующие его.

Для психики важно иметь интересы: так продолжается познание мира, накапливается база знаний. Потребность в этом является нормальным психическим механизмом. Не бывает такого, чтобы ребенка вообще ничего не интересовало. Задача родителей и школы — помочь определиться, заинтересовать.

В первый-второй год школы дети еще действительно маленькие. Для них сейчас интересно все показательное, красочное:

  • небольшие опыты;
  • фильмы и иллюстрации;
  • интересно преподнесенный материал;
  • возможность участвовать в процессе.

Сейчас мозг воспринимает только ту информацию, которая заинтересовала ребенка. Учителям необходимо иметь это в виду, готовясь к урокам. То же касается родителей и занятий дома.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий