Развитие человеческой личности — это многолетний сложный процесс и влияющие на него определённые факторы. В первую очередь это биологические, социальные и психологические факторы. О том, что представляет собой каждый из них и об их роли в процессе формирования личности ребёнка, читайте ниже.
Какое влияние оказывают биологические факторы
Говоря о биологических факторах, стоит отметить огромную роль наследственности, поэтому именно на ней и остановимся. Дело в том, что развитие личности человека, впрочем, как и любых других организмов, в первую очередь определяется именно наследственностью.
Любой ребёнок с появлением на свет имеет набор органических задатков, каждый из которых сыграет свою роль в процессе развития его личности. Именно от них будут зависеть особенности эмоциональной сферы, степень одаренности и пр.
Основные носители наследственности — это гены. Дети в рамках законов о передаче генов получают особое строение, тип нервной системы и обмена веществ, а также нервные ткани, способные подстраиваться к воздействиям окружающей среды.
Несмотря на всё вышесказанное, стоит отметить, что развитие личности — это не только наследственность и гены. В свое время великий Дарвин говорил, что все живые организмы развиваются благодаря борьбе с наследственными факторами и условиями жизни с помощью усвоения новых признаков и совершенствования старых.
Кроме того, нужно учитывать, что наследственность при всей своей значимости влияет на формирование личности под социальным воздействием. Известно, что манера поведения каждого человека основывается не только на заложенных природой особенностях нервной системы, но и на воспитании.
Нервная система, как уже было отмечено выше, может изменяться под воздействием внешних условий окружающей среды. Именно этот факт говорит в пользу того, что воспитание и обучение определённым образом воздействуют на личность как в целом, так и на её отдельные динамические особенности.
Как источник для полноценного развития личности наследственность всё ещё не изучена до конца. Изначально почти каждый ребёнок при появлении на свет наделён огромным генетическим потенциалом, но по мере взросления не имеет возможности его полностью реализовать. Причины разные, начиная от неспособности взрослых вовремя выявить все особенности личности ребёнка и заканчивая отсутствием условий для их грамотного развития.
Факторы психического развития личности
Не менее важны психологические факторы, которые также влияют на формирование личности ребёнка. К ним относят:
В совокупности эти факторы оказывают серьёзное влияние на развитие психической стороны личности. Наиболее значимым среди них является социальный фактор. Во многом становление личности будет зависеть от окружения ребёнка — членов его семьи, общения между ними, внутренних норм поведения.
С ранних лет ребёнок впитывает в себя атмосферу, царящую в доме, несмотря на то, что многого пока может не понимать. Если отношения родителей построены на доверии, любви и взаимном уважении, то психика ребёнка будет развиваться гармонично. Малыш будет чувствовать себя счастливым и в безопасности. И наоборот, конфликты, драки, упрёки в семье приведут к развитию у ребёнка чувства вины, что в свою очередь станет причиной появления психологических травм.
Ниже приведены факторы, влияющие на нормальное психологическое развитие личности:
- работа головного мозга;
- развитие нервных процессов;
- правильная система воспитания;
- адекватное возрасту физическое развитие;
- обучение;
- здоровье основных органов чувств.
Выполнение условий, перечисленных выше, станет определённой гарантией полноценного развития личности ребёнка в психологическом отношении.
Что означают социальные факторы
Личность каждого ребёнка формируется в процессе социализации. Будучи примером общественного существа, каждый малыш между тем индивидуален, имеет собственный внутренний мир, ценности, качества, выполняет определённые функции, имеет обязательства. На развитие личности ребёнка воздействует окружающая среда, причем в это понятие входит целый ряд внешних обстоятельств, без которых развитие человека как личности невозможно.
С момента появления на свет малыш нуждается в общении, овладении речевыми навыками. При этом в каждом отдельном случае среда развития ребёнка особенная, построенная на его близком окружении. Речь идёт о так называемой микросреде, которая, несмотря на то, что является частью социальный среды, отличается автономностью. Составляющие микросреды — это те люди, которые окружают ребёнка и имеют на него определённое влияние:
- родители;
- родственники;
- друзья;
- одноклассники и пр.
Важно понимать, что микросреда оказывает на личность ребёнка нецеленаправленное влияние. Поэтому нельзя рассчитывать исключительно на этот фактор.
Малыш, личность которого развивается пусть даже исключительно под влиянием благоприятной среды, не сможет достичь пика гармоничного развития. Чтобы процесс протекал действительно правильно, необходимо подключить сюда направленное, специально организованное воспитание.
В семьях, где уделяют внимание воспитанию детей, учитывая как личностные, так и возрастные особенности, получается добиться формирования у них нравственной стойкости к неблагоприятным факторам и ослабления влияния отрицательных сторон окружающей среды.
Это означает, что дети, получающие адекватное воспитание, смогут противостоять распущенности, пьянству и плохим компаниям, практиковать навыки самоконтроля с самого раннего детства.
Именно воспитание, указывая правильный путь для движения в будущем, позволяет личности ребёнка перейти на новый уровень развития. В процессе воспитания взрослые должны принимать во внимание уже имеющийся уровень развития ребёнка, а также особенности его личности, которые пока ещё в стадии становления.