Все дети разные, и стоит учитывать их индивидуальные особенности, чтобы процесс развития проходил эффективнее. Физическое, психическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие должны проходить равномерно и параллельно. Это залог формирования здоровой личности.
Важно, чтобы малыш мог получать информацию, подходящую для его возраста. Сегодня, к сожалению, информационное поле представляет собой одну из опасностей для детей. Нужно следить, чтобы доступные ресурсы (телевизор, интернет) не повлияли пагубно на процесс развития ребенка. Чтобы организовать обучение, нужно подбирать материалы и темы, соответствующие возрасту крохи.
В 2-3 годика и в 5-6 лет программа совершенно разная. Развивается личность, интеллект, появляются новые интересы – нужно учитывать это, когда вы занимаетесь с малышом. В 1-2 годика активнее всего стоит сосредоточиться на речи малыша.
Развитие — всегда индивидуальный процесс
Существует огромное количество книг, теорий, методов развития детей. Однако родителям нужно помнить главное: их малыш индивидуален. Даже с раннего детства это уже личность, которой предстоит пройти собственный путь развития. Мы все уникальные, не похожие друг на друга – так и ваш ребенок не может быть вашей копией или таким, каким вы его представляете в мечтах. Индивидуальные черты присущи всем, и процесс развития будет проходить у всех малышей по-разному. Да, существуют некоторые каноны, временные рамки, возрастные особенности. Они присущи всем детям, но в разной степени.
Если ваш малыш как-то отстает от намеченного по книгам плана, это не повод волноваться: отставание на 2-3 месяца не является чем-то страшным. Например, соседский малыш в 10 месяцев уже встал на ножки, а ваш еще только ползает. Не думайте, что ваш кроха чем-то хуже, медленнее, не так развит – просто него все идет по-другому. Точно так же стоит относиться к тому, что дети развиваются быстрее, чем положено. К возрасту 2-3 года они все сравняются. Конечно, если у них нет медицинского диагноза «отставание в развитии».
Влияющие факторы
Путь развития вашего малыша подвержен влиянию трех основных факторов:
- Родители и семья
В какой семье воспитывается ребенок, таким он и вырастает. С первого дня жизни и еще очень долго он живет только с родителями. Это его единственные друзья, главные примеры для подражания. Ваше поведение кроха неосознанно копирует, учась думать, действовать и говорить, как родители.
- Окружение
Проходит время, и в его жизни появляются другие дети, взрослые. Тут тоже очень важно, кто они. Понятное дело, что малыши из благополучной семьи, которых воспитывают родители — правильная компания.
Но нельзя уберечь своего ребенка от общения с самыми разными малышами. Иногда хватает и 5 минут, чтобы кроха в парке выучил плохое слово от случайного товарища. Это тоже опыт общения, который ему предстоит получить. Но родителям нужно стараться следить за тем, с кем и как общаются их дети.
- Информационная среда
Раньше этот фактор влиял не так сильно. Теперь же информация доступная: телефон, телевизор, интернет — все это окружает детей с самого раннего возраста. Вы удивитесь, как быстро кроха может освоиться в вашем планшете или телефоне. Вы включали ему мультики, а уже через пару месяцев он попадает в интернет. Что он может увидеть там или услышать по телевизору, вы сами понимаете. Информационная среда оказывает сильное давление на процесс развития детей, особенно на их психическое и личностное развитие. Все это тоже должно быть под контролем родителей.
Основные направления развития
Развитие проходит по нескольким основным направлениям. Главное, чтобы все они гармонично присутствовали в жизни малыша.
Физическое развитие
Начинается с момента зачатия. После рождения малыш быстро растет. В первый год жизни его успехи просто поражают. Прирост роста составляет 23-25 см, а прирост веса составляет 4-5 килограммов – и это всего на 12 месяцев. Дальше прирост будет чуть меньше. Уже к 3-4 годам рост малыша составляет 95-100 см, а вес 12-14 кг.
За первый год он учится ползать, ходить, использовать свои ручки и пальчики, а к 4-5 годам уже свободно бегает, выполняет разные физические упражнения. С возрастом приходит координация, сбалансированность всех движений. Дети любят двигаться, а это, в свою очередь, помогает укреплять мышцы и кости. Физическое развитие практически всегда идет само собой.
Психика и эмоции
Эмоциональное и психическое развитие идут практически параллельно. Считается, что с 3-4 лет и до среднего школьного возраста идет активное развитие эмоций человека. В это время особенно важно, какие у него отношения с родителями, как его воспитывают. Очень многое он получает из окружающего мира.
Малыш, с которым родители были жестоки, агрессивны, вполне может перенять такое же холодное отношение к миру. Ему будут безразличны чувства и переживания других людей.Хотя это совершенно не обязательно. Конечно же, агрессия, крики по отношению к ребенку — самое нежелательное поведение родителей.
Во время игр эмоции проявляются лучше всего. Когда крохе 2-3 годика, проще всего исправить ситуацию, скорректировать его поведение и отношение к другим людям. Психика активно развивается с самого рождения. Опять же все зависит от трех факторов развития малыша: семья, общество и окружение, информационное поле. Мир в семье, дружеские отношения, правильная развивающая информация станут почвой для нормального психического развития. Все самое важное в плане психики закладывается в раннем детстве.
Интеллект
Стимулом для развития интеллекта является познавательная деятельность. Это естественный интерес ребенка. Процесс развития невозможен, если данная функция нарушена. Малыш учится держать головку, чтобы осмотреться вокруг, увидеть, что собой представляет мир за пределами кроватки. Дальше он учится садиться, вставать, ходить и бегать. Развивается его мелкая моторика, чтобы он мог держать предметы, открывать и закрывать, раскручивать. Все это механизмы познания и изучения мира.
Чем больше интереса, тем быстрее развивается интеллект:
- увеличивается объем памяти, чтобы удерживать информацию;
- появляется опыт;
- повышается внимание (сначала внимание привлекает только яркое и интересное, но затем — нужное);
- повышается время концентрации (с 10-15 секунд у младенца до 40 минут у младшего школьника).
Для правильного развития интеллекта необходимы 3 условия:
- соответствует ли получаемая информация запросам и потребностям ребенка?
- как получается информация? От родителей, воспитателя, учителя или из личного опыта?
- умеет ли ребенок использовать полученную информацию?
Процесс правильного интеллектуального развития подразумевает, что у малыша, ребенка, школьника есть возможность получать качественную информацию. Что-то он узнает сам, а что-то из книг, от учителей и родителей. Умеет пользоваться знаниями, применять их на практике. Можно сколько угодно разучивать таблицу умножения, но, если никогда не использовать ее, эта информация бесполезная.
Речь
От 1 до 2 лет — вот самый активный период речевого развития. Процесс развития речи начинается очень рано. Сначала малыш просто слушает, запоминает звуки, затем делает попытки произнести разные звуки, простые слова. К 1 году кроха уже хорошо понимает простые слова родителей, видит связи между названием и предметом. Многие детки начинают говорить с 2-2,5 лет. Дальше этот процесс идет быстрее. Так, к 4-5 годам малыш уже строит предложения, связные тексты, практически не делает ошибок в падежах и спряжениях.
Чтобы процесс развития речи шел эффективнее, родители обязательно должны:
- предлагать ребенку участвовать в беседе, даже просто отвечая «да» и «нет»;
- описывать свои действия, функции и особенности предметов в разговоре с малышом;
- комментировать игровой процесс: «вот машинка поехала», «медвежонок лег спать»;
- помогать крохе расширить словарный запас, вводя новые слова и понятия;
- говорить с малышом, читать ему, петь. Все это помогает ему запомнить правильный порядок слов, произношение;
- аккуратно поправлять ошибки. Не нужно ругать малыша – просто произнесите правильный вариант слова или предложения.
Процесс развития речи на самом деле удивительный. Ведь когда мы учим иностранный язык, все кажется чужим, сложным. Малыши тоже не рождаются со знанием своего языка, а выучивают его, причем очень быстро.
Несколько советов для родителей
Дома, в садике или в школе – всегда необходимо учитывать возраст детей. Таким образом строится программа развития. Каждый возраст содержит свои особенности восприятия, а главное, для каждого возраста существуют свои потребности для развития и познания.
Детишкам 3-4 лет важно в этом возрасте:
- учиться общаться друг с
другом, дружить;
- решать простые конфликты, извиняться;
- играть совместно;
- различать формы, цвета предметов.
В возрасте 4-5 лет необходимо строить занятия таким образом, чтобы:
- малыши учились решать задачи, состоящие из 3-4 этапов;
- занятия должны быть направлены на развитие моторики рук;
- давалось более полное представление о мире вокруг: животные, растения, люди, города, семья.
Если речь идет о детях 5-6 лет, то для них очень важно:
- учиться писать буквы, считать, помнить числа;
- вкладывать эмоции в рассказ, стихотворение;
- ориентироваться в пространстве;
- классифицировать предметы по разным признакам;
- расширять словарный запас;
- учиться общаться, строить дружеские связи.
Дальше начнется школа, а там процесс обучения будет построен иначе: это более глубокие знания по необходимым предметам. Главное — подготовить ребенка, создать для него комфортные условия обучения. Тогда учеба и развитие будут ему всегда в радость.