Физическое и интеллектуальное развитие ребенка от 4 до 5 лет

От 4 и до 6-7 лет возраст ребенка принято считать дошкольным. Именно в это время наступает познавательное развитие ребенка, которое вытекает в попытку наладить контакт с миром. В 4-5 лет малыш активно развивается физически и интеллектуально.

Физиологические изменения

Физическое развитие дошкольника с 4 до 5 лет характеризуется активным ростом мышц и скелета. Наиболее заметными становятся половые признаки. У мальчиков расширяются плечи, таз становится более узким, у девочек — наоборот.

По функциональности и надежности позвоночник и сердечно-сосудистая система ребенка 4-5 лет максимально приближается к показателям взрослого человека. Малыш становится более выносливым, координированным, гораздо меньше болеет, чем в первые годы жизни. развитие ребенка от 4 до 5 летСтановится больше и мозг малыша, масса которого по сравнению с массой при рождении увеличивается втрое.

Ближе к пяти годам ребенок становится особенно ловким, чувствительным и энергичным. Он отлично бегает, в том числе и преодолевая препятствия, катается на велосипеде без вспомогательных колес, может освоить скейт, коньки, лыжи и ролики.

Достаточно активно протекает и развитие мелкой моторики. С 4 до 5 лет дети уверенно управляются с карандашом, ножницами, способны выполнять простые задания в тетради, например раскрашивать, не выступая за контуры, обводить по пунктиру и пр.

Эмоциональное развитие дошкольника

Эмоциональная сфера дошкольника, вернее ее развитие с 4 до 5 лет, сыграет важную роль в процессе его дальнейшего развитие ребенка от 4 до 5 летстановления как личности. Дети после четырех более тонко и глубоко воспринимают действительность. Малыши способны проявлять:

  • симпатию;
  • чуткость;
  • доброту.

Но самое важное — это проявление совестливости. Ребенку с 4 до 5 лет бывает искренне жалко животных, людей, героев мультфильмов, он умеет стыдиться за свои проступки, остро ощущает несправедливость.

В 4-5 лет у детей может развиться обостренное чувство тревоги и даже страхи. Больше всего на свете малыши боятся потерять близких. Они часто думают о жизни и смерти, считают, что те, кого они любят, никогда не должны умирать.

Отдельно стоит сказать о развивающемся чувстве вины у детей в возрасте 4-5 лет. Способствуют этому исключительно взрослые, а именно родители, которые намеренно вызывают у малыша чувство вины, высмеивая его поведение, отмахиваясь от вопросов, считая, что таким образом он будет лучше поддаваться воспитанию. На самом деле это не лучший метод развитие ребенка от 4 до 5 летвоздействия на ребенка, который впоследствии может привести к развитию целого букета комплексов.

Чтобы ребенок рос эмоционально гармоничной и развитой личностью, он должен иметь возможность выбирать, проявлять инициативу. Кроме того, развитию его будет способствовать постоянное доверительное общение с родителями, готовыми отвечать на вопросы, принимать участие в играх и забавах.

Особенности развития игровой деятельности

Чтобы развитие дошкольника от 4 до 5 лет протекало по запланированному графику, он должен иметь время для обычных детских игр. Казалось бы, чем еще заниматься ребенку в этом возрасте, как не играть? На самом деле современные родители порой настолько увлекаются развитие ребенка от 4 до 5 летинтеллектуальным и физическим развитием своего чада, что просто забывают о часах отдыха, которые он мог бы посвятить игре.

В 4-5 лет большая часть игр у детей носит сюжетно-ролевой характер. Малыши с удовольствием объединяются в группы и стараются моделировать поведение взрослых, заранее придумывая диалоги, распределяя роли, разрабатывая сюжет. Каждая игра имеет свои правила, и дети четко следят за тем, чтобы участники их не нарушали. Это одно из важнейших качеств, приобретаемых в этом возрасте: умение слышать и соблюдать правила игры.

Чему дошкольник может научиться во время игры? В первую очередь ребенок учится быть:

  • внимательным;развитие ребенка от 4 до 5 лет
  • терпеливым;
  • настойчивым;
  • усидчивым;
  • креативным;
  • сообразительным.

В процессе игры дети учатся строить первые социальные связи, проявлять личностные качества. Уже на этом этапе можно увидеть, кто из детей предпочитает быть ведомым, а кто примеряет на себя роль лидера.

Особенности мышления дошкольника

До 4 лет у детей отмечают развитие наглядно-практического мышления, что помогало им научиться строить причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать. В тот период малыш получал настоящее удовольствие от возможности контактировать с предметами. С 4 до 5 лет развитие дошкольника переходит развитие ребенка от 4 до 5 летна новый уровень, когда преобладающим является образное мышление, тесно связанное с развитием речевых навыков.

Взрослые могут стимулировать развитие образного мышления, предлагая малышу принять участие в играх, основанных на геометрических фигурах. Занимаясь таким образом, дошкольник научится моделировать, ускорится развитие его пространственного мышления. Обычно ребенок в период с 4 до 5 лет способен:

  • складывать несложные пазлы, число частей которых постепенно можно увеличивать;
  • собирать конструкции из отдельных геометрических фигур;
  • собирать конструктор «Лего» по образцу;развитие ребенка от 4 до 5 лет
  • создавать орнамент с помощью мозаики, как по образцу, так и самостоятельно.

Регулярно занимаясь таким образом (занятия должны проходить в позитивной игровой атмосфере), малыш не только получит возможность ускорить развитие образного мышления, но и усовершенствует мелкую моторику. К перечисленным выше вариантам игр можно добавить пластилин и мягкую глину, из которых дети смогут лепить не только фигурки, но и целые картины.

Знакомство с миром азбуки

Нормально развивающийся ребенок в возрасте 4-5 лет начинает проявлять живой интерес к буквам и цифрам, пытаясь понять, по какому принципу люди читают и считают. Задача родителей на этом этапе — поддержать интерес малыша и не уничтожить его мотивацию, заставляя учить буквы и цифры.

Психологически созревший для чтения малыш сам проявит интерес к кубикам с буквами и карточкам, получая удовольствие от возможности изучать буквы. Если же малыш при всем его интересеразвитие ребенка от 4 до 5 лет к чтению пока не готов тратить время на азбуку, стоит отложить эти занятия еще на несколько месяцев.

Для чего нужно обучать малыша в дошкольном возрасте чтению? Самая основная причина в том, что это подготовит его к учебе в школе, куда сегодня приходят дети, в большинстве своем умеющие достаточно уверенно читать. Кроме того, освоенные навыки чтения ускорят развитие символического мышления у ребенка. Один из эффективных методов научить дошкольника читать по слогам — использование специальных кубиков с буквами и картинками.

Помимо занятий по чтению, с малышом от 4 до 5 лет время от времени можно играть в словесные игры, которые будут стимулировать развитие слухового анализатора. Это означает, что в таком раннем возрасте ребенок уже научится не только слышать, но и вслушиваться, понимая, о чем речь, анализируя и пересказывая.

Детские страхи: что о них нужно знать взрослым?

Помимо страха потерять близкого человека, дети боятся еще много чего и кого. К этому нужно отнестись с пониманием. Один из основных — страх перед отрицательными сказочными персонажами, которые так или иначе встречаются детям в книгах, в мультиках, в сказках. Этот страх пройдет сам по мере взросления малыша, однако родители помогут помочь ему справиться развитие ребенка от 4 до 5 летс ним, поддерживая и успокаивая, оставляя на ночь включенным ночник, избегая мест в сказках, где описываются монстры и чудовища.

Если страх от 4 до 5 лет не проходит и мешает жизни ребенка, можно предложить ему избавиться от него с помощью коррекционных игровых методик. Одна из них – «рисование чудовищ».

В ходе занятия ребенку будет предложено нарисовать самого главного героя своего страха, сделав его максимально красивым, придумать с его участием смешную и позитивную историю. В этом случае малыш начинает воспринимать героев своих страхов более положительно и со временем избавляется от фобии.

Родители, сами того не подозревая, часто провоцируют появление и закрепление страха у детей следующими поступками:

  • пугают ребенка разными монстрами и чудищами;
  • перегружают его воображение не соответствующими возрасту игрушками;
  • позволяют смотреть не отвечающие уровню развития мультфильмы и фильмы.

Часто страхи являются следствием дефицита информации у ребенка, в развитие ребенка от 4 до 5 летрезультате чего он подключает собственную фантазию, которая иногда рисует ему далеко не позитивные картинки.

Именно поэтому так важно, чтобы родители, которые мечтают о том, чтобы развитие малыша в возрасте 4-5 лет протекало гармонично, усвоили, что пугать малышей непонятными для них отрицательными персонажами нельзя, ведь простого «бабайку» они могут представить в виде кошмарного монстра, готового уничтожить все живое!

Особенности развития речи дошкольника

В возрасте от 4 до 5 лет речь детей становится более грамотной и логичной.развитие ребенка от 4 до 5 лет Дети строят сложные предложения, правильно склоняя части речи, в словарном запасе у большинства из них уже несколько тысяч слов.

В свою очередь развитие речевых навыков стимулирует детей к более активному общению, как с одногодками, так и с более старшими ребятами и взрослыми. Дети понимают, что они достаточно хорошо говорят, могут объяснить все, что необходимо, и главное — не будут подняты на смех или не поняты из-за неправильного произношения слов.

В 4-5 лет, несмотря на богатый словарный запас, далеко не все дети справляются с заданием описать какой-либо предмет, рассказать о его функциях. Если малыши чего-то не понимают, они могут сердиться и расстраиваться.

Особенность речи младших дошкольников — это так называемые авторские слова, которые дети придумывают, чтобы лучше описать свойства, назначение, особенности предметов, животных и т.д.

Например, нет ничего удивительного, если общее полотенце ребенок назовет «всехним», а червяка —развитие ребенка от 4 до 5 лет «ползунком». Все это забавно и мило, но должно деликатно исправляться взрослыми для того, чтобы новые слова не закрепились в речи ребенка.

Во второй половине пятого года дети с удовольствием уделяют время разучиванию стихов и целых сказок. Происходит это в игровой, непринужденной форме. Родители каждый день читают дошкольнику его любимые стихи, со временем предлагая заканчивать сначала отдельные строчки, а потом и целые куплеты. Как правило, дошкольники в возрасте 4-5 лет имеют хорошую память и очень гордятся собой, когда могут продемонстрировать ее близким, декламируя стих.

Младшие дошкольники говорят эмоционально, подкрепляя слова жестикуляцией.

Успешным развитие речи младшего дошкольника сможет быть только в случае нормального развития слуха. Ребенок должен уметь не только слышать и вслушиваться в слова, но и интересоваться источниками других звуков, которые взрослые часто оставляют без внимания. Развивать слух малыша можно, обращая его внимание на такие простые вещи:

  • капающий кран;
  • стук двери;
  • шум дождя;
  • стук ножа по разделочной доске;
  • шум мотора стиральной машины или холодильника;
  • скрип паркета под ногами;
  • щелчок выключателя и пр.

Постоянное ненавязчивое акцентирование внимания ребенка на звуках такого рода с описанием их характера и происхождения улучшит развитие его слуха, воображения, а впоследствии и речи.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий