Физическое развитие детей до 12 лет

К младшему школьному возрасту принято относить детей в возрастной категории от 6 до 12 лет. Естественно, что, работая над подготовкой младших школьников, крайне важно принимать во внимание особенности их физического развития.

Неутешительные реалии

Детям младшего школьного возраста свойственно испытывать постоянную потребность в движении. При этом примечательно, что при смене деятельности с игровой в дошкольных образовательных учреждениях на учебную в школе у подавляющего числа учеников все меньше времени остается на движение.

Как только дети открывают двери в школьный класс, они вынуждены проводить большую часть времени в сидячем положении, занимаясь учебой. По мере взросления процент двигательной активности сокращается. Именно поэтому так важно, учитывая особенности детей младшего школьного возраста, обеспечить контроль над их физическим развитием с необходимым количеством ежедневной двигательной активности.

Здоровье современных детей уже давно перестало отвечать минимальным требованиям в отношении особенностей развития того или иного возраста. Медики не устают напоминать, что в начальных классах можно по пальцам пересчитать действительно здоровых детей. Состояние здоровья младших школьников продолжает ухудшаться по мере их взросления, и причинами этого являются:

  • неправильный рацион и режим питания;
  • переживания и стрессы;
  • несоблюдение режима сна;
  • малоподвижный образ жизни и пр.

Ослабленные детские организмы, лишенные нормального физического развития, часто подвержены ранним проблемам с работой органов и сразу нескольких систем. Но самые распространенные заболевания в этом возрасте связаны с опорно-двигательным особенности аппаратом, ведь именно на него в период обучения в школе приходятся самые большие нагрузки.

Вот почему такую огромную роль играет правильное и адекватное возрасту физическое развитие детей в возрасте от 6 до 12 лет. Ведь именно в этот период можно и нужно приучать малышей к физической культуре, помогать им совершенствовать тело и двигательные навыки, активно привлекать к ведению здорового образа жизни, демонстрируя собственный положительный пример поведения.

Анатомо-физиологические особенности (АФО) младших дошкольников

Для того чтобы четко понимать принципы развития детей младшего дошкольного возраста, просто необходимо знать особенности их анатомии и физиологии. Пробелы в этой области могут привести к фатальным последствиям — перегрузке организма и, как следствие, к травмам.

Анатомо-физиологические особенности учеников младших классов сильно отличается от особенностей более старших детей. Девочки и мальчики примерно до 11-12 лет в отношении пропорций тела практически не отличаются друг от друга.

Именно в этом возрасте вместе с формированием структуры основных тканей продолжается их интенсивный рост. Между тем, если сравнивать темпы роста дошкольников, то они немного замедлены, тогда как масса тела становится на порядок больше. В среднем в год младшие школьники подрастают на 4-5 см, становятся тяжелее на 2-2,5 кг.

Грудная клетка и дыхательная система

Имеет некоторые особенности и строение грудной клетки младших школьников. Развитие ее характеризуется изменением формы: она становится более совершенной, характеризуется увеличением окружности, что способствует увеличению жизненной емкости легких. У мальчиков эти показатели несколько выше, чем у девочек.

Дыхательные мышцы детей младшего школьного возраста все еще отличаются незрелостью, поэтому дыхание у них поверхностное, частое. Затрудненное дыхание во время физических нагрузок может привести к гипоксемии, то есть недостатку поступающего в кровь кислорода.

Именно поэтому так важно, чтобы процесс физического развития детей позволял согласовывать двигательную активность с дыханием. Работа по обучению правильному дыханию является крайне важной во время занятий с младшими школьниками.

Система кровообращения и работа сердца

Органы кровообращения в работе тесно связаны с дыхательной системой. По крови питательные вещества и кислород поступают в клетки детского организма, через нее же выводятся и продукты жизнедеятельности ребенка.

В результате роста и развития ребенка масса сердца постепенно увеличивается, при этом пульс остается учащенным по сравнению с пульсом взрослого человека.

Сердце ученика младших классов достаточно хорошо справляется с функциями за счет широкого просвета артерий. Кровяное давление у детей выравнивается окончательно не раньше 9-12 лет.

Физические нагрузки приводят к учащению сердечных сокращений, которых в минуту может быть более 200. Важные соревнования, сопровождаемые не только физическими, но и эмоциональными нагрузками, приведут к учащению биения сердца — до 270 ударов в минуту.

В возрасте от 6 до 12 лет сердце у детей имеет свои особенности — периодически можно наблюдать его быструю возбудимость, что можно считать недостатком. Регулярные тренировки позволят наладить работу сердечно-сосудистой системы, что повысит возможности ребенка младшего школьного возраста в области физического развития.

Обмен веществ младшего школьника

Работа всего организма ребенка, включая мышцы, зависит от процесса обмена веществ. По ходу окисления поступающие в него белки, жиры и углеводы распадаются и становятся источниками энергии. Частично энергия нужна для роста младшего школьника, частично – для теплоотдачи.

Чтобы процессы проходили без сбоев, школьник должен получать необходимое ему количество энергии, а значит, окисление в его организме должно быть интенсивным. В младшей школе ученики не способны долго работать в анаэробных условиях без необходимого количества кислорода.

Поэтому для того, чтобы ребята могли полноценно заниматься, выполняя наставления учителя физкультуры или тренера, необходимо, учитывая особенности их растущих организмов и не прекращающийся процесс развития, наладить работу таким образом, чтобы затраты энергии на рост тканей и теплообмен покрывались во время занятия.

Важно знать

Регулярные занятия и тренировки способствуют успешному росту тканей, поэтому такие школьники физически заметно крепче и выносливее сверстников.

Несоизмеримые с возрастом детей нагрузки в совокупности с недостатком отдыха обязательно станут причиной замедления роста младшего школьника, физическое развитие которого может практически остановиться. Поэтому так важно правильно распределять нагрузки и составлять график занятий, привлекая к ним детей из младшей школы.

Мышечная система: какова ее роль в жизни ребенка?

Формирование мышц, впрочем, как и костного скелета, оказывает влияние на рост организма ребенка. В период с 6 до 12 лет мышцы детей имеет некоторые особенности: они представляют собой тонкие волокна с небольшим содержанием жира и белка. Пока они не способны продолжительное время поддерживать тело в нужном положении, поэтому так важно следить за тем, чтобы ученики не перегружали спину – это приведет к нарушениям осанки.

У младших школьников мышцы имеют некоторые особенности. С ведущей стороны тела — обычно с правой – развитие силы заметно больше. Симметричность в этих случаях крайне редкое явление, а вот асимметричность встречается в каждом втором случае. Именно поэтому физическое развитие ребенка должно включать упражнения, позволяющие развивать мышцы с правой и с левой сторон одинаково, добиваясь симметричности тела и хорошей осанки.

Равномерное развитие показателей силы мышц в рамках физических упражнений будет способствовать укреплению мышечного корсета, а значит, предотвратит искривление позвоночника.

В период с 6 до 12 лет особенности детской мышечной системы позволяют интенсивно работать над ее развитием, которое может выражаться как в росте мышц в объеме, так и увеличении их силы. Но добиться этого можно только путем целенаправленных действий в этом направлении.

Физическое воспитание в младшей школе

На уроке физкультуры учитель должен пользоваться эффективными и безопасными методами физического воспитания учеников. Они необходимы для решения развивающих и образовательных задач, должны обеспечивать индивидуальный подход к детям, поддерживая их интерес к урокам.

Каждый из уроков должен иметь свою структуру и содержание, способствовать решению задач, направленных на освоение основных навыков двигательной активности, обучение работать самостоятельно, прививание здорового образа жизни.

Кроме того, каждый урок должен оказывать разностороннее влияние на учеников. Усилия волевого, физического и умственного типа должны образовывать единое целое для гармоничного физического развития детей без снижения уровня их работоспособности. Это значит, что трудные упражнения обязательно нужно чередовать с легкими, а скучные, но такие важные, с интересными – пусть даже и теми, что выберут сами дети.

На занятиях школьного физического воспитания крайне важно, чтобы педагог находил возможность обеспечить каждому из учеников индивидуальный подход, принимая во внимание особенности физического развития школьника, его пол и состояние здоровья.

Методы организации занятия

Чтобы на уроке получилось добиться максимального эффекта, необходимо правильно выбрать метод организации труда младших школьников. Выделяют следующие методы:

  • фронтальный;
  • индивидуальный;
  • групповой;
  • круговая тренировка.

Фронтальный метод чаще всего используется в конце урока и предполагает собой выполнение учениками общего для всех задания. Особенностью этого метода является полный контроль учителя над выполнением детьми упражнений.

Групповой метод предполагает разделение детей на небольшие группы, каждая из которых получает свое задание. В результате ученики могут одновременно в течение урока работать над упражнениями, соответствующими их подготовке и силам, самостоятельно. Такой подход будет целесообразным только в случае с подготовленными к самостоятельной работе детьми.

Индивидуальные занятия предполагают самостоятельную работу ученика, могут проводиться как в середине урока, так и в заключительной его части. Метод применяется с целью предоставлению ребенку возможности поработать над тем упражнением, которое ему нравится. За выполняющими упражнения отдельными учениками ведется наблюдение со стороны учителя, который одновременно продолжает работать со всем классом.

Метод дополнительных упражнений подразумевает включение в программу связанных с основными дополнительных упражнений. Суть метода сводится к выполнению основных упражнений и в паузах между ними дополнительных, позволяющих усилить развитие ряда физических качеств.

Станционные занятия — это вариация на тему круговой тренировки. Направлены они на закрепление определенных навыков и умений. Для выполнения детей младшего школьного возраста делят на группы по 3-5 человек, каждая из которых занимает свою зону зала или площадки. После чего по сигналу учителя каждая группа определенное количество времени выполняет указанное задание, после чего снова по сигналу переходит на место следующей группы и выполняет их задание. Так до момента, пока каждая группа не побывает на месте других.

Круговой метод — задания так же, как и в предыдущем случае, выполняются по кругу, но упор делается на выполнение как можно большего количества приемов в сжатое время.

Эффективные упражнения для работы со школьниками

Наиболее эффективные упражнения могут быть включены в программу работы для детей младшего школьного возраста с учетом их особенностей. Ниже основные из них.

  1. Гимнастика. Необходима для общей физической подготовки, позволяет приучить детей к координированному управлению своим телом – не только точному, но и красивому. Гимнастика — это целый комплекс упражнений, оказывающих оздоровительный и воспитательный эффект на ребенка (прыжки на скакалке, построения, работа с гимнастическими тренажерами, лазанье по канату и пр.).
  2. Легкая атлетика. Представлена упражнениями из области бега, метаний, прыжков. На занятиях с детьми младшего школьного возраста учитель должен не ставить целью высокие спортивные результаты, а сосредоточить внимание учеников на правильном с технической точки зрения выполнении упражнений.
  3. Лыжи. Ходьба и спуски на лыжах по возможности должны быть включены в работу с детьми младшего возраста. Во время ходьбы на лыжах работают все группы мышц, включая систему кровообращения, сердце, дыхательную систему.
  4. Плавание. Еще один эффективный метод, позволяющий стимулировать активное физическое развитие детей младшего школьного возраста. Открывает широкие возможности для детей, в том числе и в отношении закаливания.
  5. Подвижные игры. Универсальный вариант деятельности младших школьников, в которой задействуются как физические, так и психические функции учеников. Для детей такой вариант занятий является самым любимым и интересным.

В заключение отметим, что, помимо перечисленных средств физического воспитания, огромную роль в процессе обучения детей играют естественные природные силы: вода, солнце и воздух. В совокупности с физическими упражнениями они оказывают мощный оздоровительный эффект на учащихся младшего школьного возраста.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий