Формы адаптации малышей к дошкольному учреждению

Детский сад — новая страничка в жизни семьи. Насколько интересной она станет для крохи? Все зависит от взрослых — родителей и воспитателей – в задачу которых будет входить помочь малышу адаптироваться в новой для него обстановке.

Адаптация и ее виды: что нужно знать?

Адаптация — это особенный процесс вхождения ребенка в новую для него обстановку с постепенным привыканием к изменениям. Проявлениями адаптации у детей раннего возраста могут считаться:адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям

  • нарушение сна;
  • отсутствие аппетита;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

На практике это выглядит следующим образом: малыш отказывается самостоятельно есть и спать в детском саду, хотя дома это уже давно и с удовольствием делает. Как результат стресса, происходит снижение иммунитета, ребенок часто болеет и начинает отставать в физическом развитии.

Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении может проходить в трех формах:

  • легкой;
  • средней;адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям
  • тяжелой.

Легко адаптирующиеся дети недолго переживают из-за смены обстановки. У них наблюдаются кратковременные нарушения сна и аппетита, появляются проблемы в общении со сверстниками. Как правило, таким детям хватает месяца,чтобы полностью привыкнуть к детскому саду. В течение этого времени они хоть и менее активны, чем обычно, но все же справляются с ситуацией и не болеют.

Адаптация средней тяжести характеризуется теми же признаками, которые затягиваются более чем на месяц. У детей может снизиться иммунитет, из-за чего начинаются острые респираторные заболевания, с которыми родители без проблем справляются в течение недели.

Адаптация детей раннего возраста в тяжелой форме — это затянувшийся стресс, который может продолжаться более двух месяцев. Малыш в этот период сильно болеет, демонстрирует неустойчивое эмоциональное поведение. Адаптация в такой форме крайне нежелательна, так как представляет реальную опасность для здоровья и полноценного развития детей.

Причины, влияющие на продолжительность адаптационного периода

Согласно результатам исследований педагогов и педиатров, на тип и продолжительность адаптации влияют следующие факторы:

  • адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениямвозраст;
  • состояние здоровья и развитие;
  • сформированность предметной деятельности;
  • индивидуальные особенности;
  • способность адаптироваться в коллективе.

Возраст. Сложнее всего в ДОУ проходит адаптация детей от 10 месяцев до двух лет. После двух малыши быстрее адаптируются и не так болезненно реагируют на новую обстановку и поменявшиеся условия жизни. Это связано с любознательностью, способностью выражать мысли и эмоции словами, понимать взрослых. После двух лет детки уже, как правило, имеют определенный опыт поведения в самых разных обстоятельствах и могут найти выход из различных ситуаций.

Состояние здоровья и развитие. Малыш, который гармонично развивается для своего возраста и редко болеет, проще примет новые правила и быстрее адаптируется в детском саду.

Сформированность предметной деятельности. Такие дети проявляют повышенную заинтересованность к новым игрушкам и занятиям. В детском саду именно это помогает им быстрее освоиться.

Индивидуальныеадаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям особенности. Каждый малыш по-своему реагирует на новую обстановку. Если одни громко плачут и злятся, то другие просто объявляют бойкот всем окружающим в ожидании родителей. То, насколько быстро дети смогут выйти из этого состояния и найти контакт с воспитателями и детками в группе, будет зависеть от навыков, закрепившихся к этому возрасту, от умения общаться и проявлять себя.

Деткам, в семьях которых не уделяли должного внимания их развитию, сложнее будет влиться в коллектив.

Способность адаптироваться. Детки учатся общению постепенно, поэтому если условия для развития у них таких навыков были созданы до поступления в ДОУ, то адаптация пройдет в легкой форме. Важно, чтобы в семье отношения детей со взрослыми строились на доверии, а требования взрослых что-либо сделать воспринимались как что-то само собой разумеющееся.

Как определить окончание адаптационного периода?

У детей раннего возраста показателями окончания адаптационного периода считаются:

  • продолжительныйадаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям сон;
  • отличный аппетит;
  • хорошее настроение;
  • сохранение привычек;
  • активность;
  • физическое развитие, соответствующее возрасту.

Если на протяжении более двух месяцев этих признаков не наблюдается и состояние ребенка – как физическое, так и эмоциональное – ухудшается, то, скорее всего, вы столкнулись с тяжелой формой адаптации. Попробуйте сократить время пребывания ребенка в детском саду или перенести оформление на более поздний период. Возможно, малыш еще не готов для поступления в детский сад, и полугодовая пауза поможет решить проблему.

Принципы адаптации детей в ДОУ

Поступление детей раннего возраста в ДОУ связано с многочисленными изменениями в их жизни. Им чуть ли не впервые в жизни приходится оставаться в обществе чужих людей в течение целого дня, вставать и ложиться раньше, чем они привыкли, кушать и пользоваться туалетом в незнакомом помещении.

Все это адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениямобрушивается на детей, как лавина, а результатом становится стресс. Если малыш не был готов к такому испытанию, то следствием станут капризы и нарушения режима сна и питания. Именно поэтому принципами работы по адаптации детей раннего возраста в ДОУ считаются:

  • правильный подбор педагогического состава;
  • работа с родителями поступающих детей по ознакомлению с правилами и требованиями ДОУ;
  • постепенный набор групп;
  • свободный график посещения ДОУ в период адаптации (учитываются особенности детей);
  • изучение и сохранение на начальном этапе привычек ребенка.

Для улучшения адаптации в ДОУ могут применяться следующие методы:

  1. Телесная адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениямтерапия. Детей раннего возраста разрешается обнимать и гладить, если это помогает им чувствовать себя комфортно и безопасно. Кроме того, в этот период важно развивать гибкость и координацию детей с помощью специальных упражнений для укрепления суставов. Гимнастический комплекс обязательно должен завершаться релаксацией для расслабления нервной системы.
  2. Колыбельные перед дневным сном. Успокаивающие песни помогут малышу уснуть и станут неким мостиком доверия между ребенком и взрослым.
  3. Игры с релаксацией (с использованием воды или песка), позволяющие снять напряжение и расслабиться.
  4. Чтение сказок. Сказки помогают детям осознавать события, «заочно» пополняют их жизненный опыт, формируют правильное понимание принципов и законов жизни.
  5. Музыкальныеадаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям занятия. Приобщение деток к музыке не будет сложным, так как они проявляют живой интерес к этой стороне жизни с раннего возраста. Совместное разучивание песен, знакомство со звучанием разных музыкальных инструментов положительно сказывается на развитии.
  6. Игровая адаптация ребенка. Уже к концу первого года малыш стремится быть независимым от родителей. Правильно выбранные игры помогут ему наладить контакт со взрослыми, следствием чего станет понимание и доверительные отношения. Игры нужно подбирать такие, чтобы ребенок получил возможность сотрудничать со взрослым, одновременно взаимодействуя с предметами.

Все вышеописанные действия помогут подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада, а значит, сделают процесс адаптации максимально коротким и простым.

Игры для улучшенной адаптации детей в саду

Чтобы адаптация прошла гладко и быстро, с детьми раннего возраста можно поиграть в снижающие напряжение игры.

«Игры с водой»

В емкостьадаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям наливают воду, после чего туда опускают бутылочки, губки из поролона, кубики и пуговицы. Воспитатели могут предложить ребенку достать из воды как можно больше предметов, перекладывая их в разные руки. Как вариант, можно предложить деткам собрать предметы разных видов в разные руки. Например, в одну руку можно собрать бусины, в другую — камушки.

После выполнения каждого из заданий деткам нужно будет подержать руки в воде (она должна быть теплой) — это поможет их расслабить. Играть можно в течение не более 5 минут, пока не остынет вода, после чего тщательно растереть детские ладошки.

«Рисуем на песке»

На подносе разложите манную крупу: она будет выполнять роль песка. Используйте игрушечные фигурки животных, которые будут оставлять следы на «песке». Пусть по нему проскачут зайки, проползут змеи и пробегут тигры. Можно предложить ребенку придумать рисунок на «песке» самостоятельно.

«Диалог с игрушкой»

Детки раннего адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениямвозраста отлично реагируют на игры с перчаточными игрушками на руке. С такими игрушками можно создавать мини-сценки и целые представления, привлекая малышей к процессу. Чтобы помочь расслабиться вновь поступившим в группу деткам, можно придумать сказку про детский сад, делая акцент на том, как весело и интересно здесь находиться.

Перечисленные выше игры пусть и не станут гарантией того, что адаптация будет проходить в легкой форме, но обязательно помогут наладить контакт и доверие детей с воспитателями.

Памятка для родителей

Модель поведения детей формируется на основе примера взрослых. Чтобы сделать процесс адаптации в детском саду проще, родителям важно показывать положительный пример – даже если детский сад кажется им последним местом, где хотелось бы оставлять ребенка.

Каждый день по дороге в садик и дома родители должны обсуждать преимущества садика, мотивируя ребенка к его помещению. Никаких негативных отзывов и сомнений в присутствии малыша быть не должно.

Хорошейадаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям подготовкой станут прогулки с ребенком на детских площадках, где собираются сверстники. В случаях конфликтных ситуаций родители должны не вступаться за ребенка, а приучать его самостоятельно находить решения. После того как малыш выйдет из ситуации без помощи взрослых, ему важно будет услышать вашу похвалу.

Каждую неделю нужно стараться искать новые места для ребенка, бывать время от времени в парках, в центральной части города или в цирке. Это необходимо для того, чтобы кроха перестал бояться большого скопления людей.

Не замыкайтесь в собственном мире и обязательно приглашайте гостей, бывайте в гостях с малышом как можно чаще, приучая его к общению и играм как с детьми, так и со взрослыми.

Практикуйте дома игры с постановкой сценок из жизни детского сада. Приобщайте к игре членов семьи и игрушки, делайте акцент на том, как весело и интересно деткам играть вместе, самостоятельно кушать и ложиться спать в отдельную кроватку.

Если уже известно,адаптация детей раннего возраста к дошкольным учреждениям в какое ДОУ пойдет малыш, то за несколько месяцев до оформления вместе исследуйте его территорию, приходите в гости к деткам, познакомьтесь с воспитателями. Собирайте как можно больше информации о детском садике, узнайте, чем кормят деток, и попробуйте приготовить аналогичные блюда дома, привлекая малыша к процессу.

Важное условие — режим, соответствующий графику дня в садике. Приучите малыша рано вставать и рано ложиться, обязательно введите дневной сон, если до этого его не было. А еще очень важно и необходимо иногда оставлять кроху ненадолго с близкими и друзьями, чтобы он понимал: даже если мамы какое-то время не окажется рядом, ничего страшного не произойдет.

Ну и самое главное — станьте для своего ребенка поддержкой и опорой во время адаптации в садике, не акцентируйте внимание на негативе и капризах. Окружите его любовью и заботой, и тогда у вас все получится!

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий