Ненависть перед учёбой и обучением у детей самого раннего дошкольного возраста – особенность, с которой всё чаще приходится сталкиваться молодым родителям. Увы, но многие из них пытаются сразу решить вопрос «что делать?», не ответив перед этим на вопрос «кто виноват?». Или «что помешало?». Последствия такого подхода к обучению детей раннего дошкольного возраста обычно бывают самыми плачевными. Если действовать по программе-уравниловке и принудительно выдавать ребёнку всю необходимую, как нам кажется, дозу знаний, то эффект мы получим прямо противоположный ожиданиям. Ребёнок может замкнуться в себе или сделаться агрессивным, отторгая любые поползновения его чему-то обучить. Особо упрямые родители даже рискуют довести своё чадо до нервного срыва и психиатра.
Так как же быть? В современном мире с каждым днём растёт количество информации и скорость её распространения. Большинство тех подходов к обучению, которые работали ранее, сейчас уже не работают. Более того, они стали вредны и опасны. Набивать голову так называемыми «знаниями», а по факту на 99% информационным мусором, думая, что идёт обучение, – это преступление перед подрастающим поколением.
Задача современного и разумного родителя – обеспечить своего сына или дочку интеллектуально-эмоциональным инструментарием.Благодаря ему учёба из «гранита», который нужно грызть и долбить, должна превратиться в terra incognita, которую интересно исследовать. То есть сделать так, чтобы ребёнок сам стремился к обучению, тем самым высвободив время, которое вы раньше тратили на принуждение, для куда более интересных занятий.
Научно доказанный факт: интеллектуальное и эмоциональное обучение и развитие ребёнка начинается ещё во время нахождения его в утробе матери и продолжается после рождения в течение всей жизни. Периоды от рождения до 3 лет и от 3 до 5 считаются основными в плане закладки образовательного фундамента. На каждой ступени свои особенности, но задача одна: одинаково развивать правое творческое и левое логическое полушария мозга. Раньше принято было развивать в основном только левое, но сейчас тенденция меняется в лучшую сторону. В современном мире человек без эмоциональной части интеллекта практически калека. А с учётом тенденций рынка труда он к тому же становится потенциально неконкурентоспособным, зачастую длительное время остается безработным.
Как это работает: принципы и подходы
Помимо перечисления самих принципов, важно понимать, почему выбраны именно они, каковы их особенности. Также необходимо правильно поставить задачу. А задача – сделать так, чтобы учёба приносила радость и давала навыки, которыми ребёнок будет пользоваться в современном мире.
- Именно сейчас получить радость и именно сейчас избежать боли, или «подсластить пилюлю». Особенность любого организма такова, что боли он будет всячески избегать, а к тому, что вызывает приятные ощущения, стремиться. Иными словами, первые занятия должны быть не столько для ума, сколько для подсознания. У ребёнка должно сформироваться понятие, что учёба приносит радость. Если не получается достичь позитива, старайтесь хотя бы сводить всё в нейтральные ощущения.
- В одиночку или в команде. Детей раннего дошкольного возраста, которые в принципе не переносят одиночества или общества своих сверстников, крайне мало. Но предрасположенности имеются у всех. Если ваш ребёнок не любит работать в команде, то, возможно, надо пересмотреть состав команды.
- Не гонитесь за рекордами. Ошибочно точь-в-точь сверяться с учебными планами, даже самыми лучшими. Составьте свой примерный график развития и корректируйте его по мере достижения нужных результатов. Каждый ребёнок с разной скоростью обрабатывает полученную информацию.
- Сделать, чтобы понять. Слова не так важны, как действия. Прорабатывайте примеры: опыт сложится из повторяющихся навыков, а навыки – из работы.
- Игра – лучший способ в нашем деле. Обучение в игровой форме признано максимально эффективным для детей раннего дошкольного возраста. Яркие образы в совокупности с положительными эмоциями создают в мозге самые крепкие нейронные связи. Со временем картинка отойдёт на второй план, а нужная информация запишется прямо на подкорку.
- Если критика, то только конструктивная и наедине. Ваши разборки с бурными обсуждениями, возможными взаимными оскорблениями и прочие скандалами чужие глаза видеть не должны. Если возможности разговора тет-а-тет нет, то мягко указывайте детям на ошибку, не поднимая голоса.
- Делу – время, потехе… Долбить круглые сутки таблицу умножения или ненужный стишок малоэффективно. Целесообразнее сконцентрироваться на чём-то одном, не отвлекаясь на постороннее. И важно, чтобы занятия занимали ровно столько времени, сколько ваше чадо может концентрироваться на предмете.
Признаки эффективности обучения: ребёнок владеет навыком анализа и синтеза (на своём возрастном уровне), умеет составлять логические цепочки и понимать причинно-следственные связи между словами и действиями, делает соответствующие выводы.
Специфика
Есть такая особенность: не столько важно само слово, сколько то, кем оно сказано. Хотите, чтобы ваш ребенок был грамотным и развитым? Тогда подбирайте ему соответствующих учителей-авторитетов. И обязательно сами станьте таким учителем. Лучший эффект даёт грамотный руководитель с систематическим подходом. Дети раннего дошкольного возраста, в отличие от сформировавшегося подростка и взрослого, очень легко и с радостью обучаются.
В детский мозг новая информация, знания и навыки записываются очень быстро и без особого труда. Его познавательная активность и исследовательская деятельность очень высоки.
Классифицируют обучение по возрасту:
- 0-2 года. Развитие речи и аудиального канала восприятия с помощью чтения различной литературы и музыкальных занятий. Работа с простыми подвижными и настольными играми, прочее обучение в виде развлечения.
- 2-3 года. Обучение идёт с учетом роста осознанности. Одно из основных направлений – сенсорно-тактильное развитие (мелкая моторика). Тут от детей требуется повышенное внимание. Последнее развивается рисованием, работой с конструктором, пластилином, простыми математическими и грамматическими примерами, музыкальными занятиями.
- 3-5 лет. Подготовка к школе. Те же игры и действия, но уже более высокого уровня. Детям раннего дошкольного возраста добавляется имитация обучения в классе с учителем. Упор делается на наглядно-действенный метод при разборе многокомпонентных задач: показывается действие, затем приводится объяснение, после этого идет совместная и индивидуальная отработка и общее обсуждение.
Грамотно выстроенный план-программа на основе дидактических принципов и внесенных поправок даёт самые лучшие результаты по усвоению и применению детьми полученных знаний.
Действия преподавателя меняются в следующей последовательности:
- эмоциональное воздействие в сочетании с игрушками и предметами, с которыми ребёнок обучается работать;
- использование способности к подражанию, ведь дети – большие подражалы, так они лучше обучаются; в качестве примера используйте нужный порядок действий;
- с развитием речи от эмоций и подражаний уходят, концентрируясь на словах и словесных пояснениях.
Рекомендации при работе с любым материалом
- планомерность и систематичность обучения детей раннего дошкольного возраста – залог стабильного положительного результата. Лучше заниматься понемногу, но каждый день;
- от простого к сложному; только полностью отработав все базовые навыки, переходите к следующим – в противном случае к этому всё равно придётся возвращаться, но вы только потеряете время;
- простои недопустимы, особенно следите за этим при работе в команде; расслоение группы детей раннего дошкольного возраста – это нормально, но при этом нельзя допускать появления равнодушных и задвинутых в угол учеников, которые не принимают в действиях вообще никакого участия; при соревнованиях подбирайте команды, примерно одинаковые по уровню знаний.