Характеристики уровней общего недоразвития речи

Казалось бы, в современном мире столько источников информации, высокотехнологичных средств общения, такая широкая доступность книг, телевизионных детских образовательных и развлекательных каналов, разнообразных специализированных центров для детей всех уровней и возрастов, что общее недоразвитие речи у детей должно стать диагнозом, давно развитие речи у ребенка в 2 годаушедшим в прошлое. Было бы так, если бы не ухудшение экологии, культурная деградация общества, снижение степени психологической защищенности.

Сумеет ли семья противостоять неблагоприятным внешним факторам, чтобы дать ребенку все необходимое для его полноценного развития – это зависит непосредственно от родителей. Но даже самые заботливые мамы и папы не застрахованы от возможного отставания чада в формировании важнейшего навыка, от которого зависит сценарий всей жизни малыша, – правильной, свободной, богатой речи.

Отставание или временный спад?

Временное замедление речевого развития у маленьких детей действительно возможно. Но оно только видимое, кажущееся. речьЕсли ребенок развивается гармонично, проявляет навыки, свойственные его возрасту, продолжает живо, адекватно взаимодействовать, реагировать на общение, но речевое выражение его реакций вдруг приостановилось, это может означать, что он проживает очередной период пассивного освоения языка.

Пассивное восприятие у всех людей немного отстает от активного проявления накопленных знаний. Точно так же ребенок сначала впитывает в себя все новое и только потом начинает применять в повседневной жизни.

Освоение новых навыков не равномерно-поступательно, оно носит волнообразный характер. Перевод количества в качество осуществляется по-разному в разные возрастные периоды. Иногда дети сразу начинают выдавать «на-гора» услышанное, а иногда притихают. В это время происходит внутренняя адаптация к свежим впечатлениям, переход понимания в навык применения, который затем сопровождается резким скачком вперед.

Таких периодов затухания и самообразование развитие речи детей раннего возрастаскачков от рождения до 3 лет может быть несколько, но к 3 годам у пропорционально развитых детей основные речевые навыки должны быть сформированы.

Бить тревогу стоит в том случае, если ребенок проявляет явные признаки дисгармоничности, системного нарушения речи.

Общее недоразвитие речи: характерные признаки

ОНР – нарушение речи у детей нормального уровня развития интеллекта (соответственно возрасту), не имеющих физиологических проблем со слухом. Про таких детей специалисты говорят, что у них отсутствует фонематический слух, то естьсамообразование развитие речи детей раннего возраста способность различать отдельные звуки, как следствие – искаженное понимание смысла: ребенок слышит сказанное слово не так, как его произнесли.

При ОНР страдают все речевые навыки: звукообразование, словообразование, грамматический строй, смысловая нагрузка. В разговорной речи дети допускают ошибки, свойственные малышам более раннего возраста.

Динамика речевого развития таких детей не соответствует темпам развития их психики. При отставании в развитии разговорных навыков малыши с ОНР не сильно отличаются от сверстников в общем развитии: проявляют активный интерес к окружающему миру, эмоционально реагируют на ситуации, с удовольствием играют, понимают обиходную речь.

Типичные проявления

В речи:

  • неразборчивый, малопонятный разговор;
  • грамматически неправильное построение фраз;
  • низкая активность речевого взаимодействия, отставание понимания слов от их самостоятельного использования;
  • поздний возраст произнесения первых слов и простых фраз (от 3 до 5 лет, вместо 1,5-2).

В общем психологическом развитии:

  • неразвитая память, плохое запоминаниеразвитие речи ребенка в 1 5 года новых слов, их произношения;
  • неспособность выполнить простые инструкции, нарушение последовательности действий;
  • рассеянное внимание, неумение сосредоточиться;
  • затруднения в освоении логического словесного обобщения, сравнения, анализа предметов по свойствам и признакам.

В развитии крупной и мелкой моторики:

  • неточность выполнения мелких движений;
  • замедленность действий, склонность к застыванию в одном положении;
  • нарушенная координация движений;
  • неразвитая ритмика;
  • дезориентация в пространстве и времени при выполнении заданий на движение.

Общее недоразвитие речи: классификация

Логопеды разделяют ОНР на 4 группы.

Уровень 1

Владение навыками, характерными для младенцев: звукоподражание, лепет, лепетные слова, части бытовых слов, куски лепетных фраз. Дети произносят звуки нечетко, активно помогают себе жестами и мимикой.

У детей с ОНР 1 группы разрыв между пассивным и активным словарным запасомразвитие речи у ребенка в 2 года значительно больше нормы, при этом они проявляют живой интерес к общению.

Характеристика речи:

  • смазанное произношение звуков;
  • преобладание односложных или двусложных слов;
  • сокращение длинных слов до двух-трех слогов;
  • замена слов-действий словами-предметами;
  • обозначение одним словом разных предметов или разных действий;
  • путаница в созвучных, но разных по значению словах;
  • в отдельных случаях — отсутствие речи.

Уровень 2

Повышение речевого развития: освоение большего количества общеупотребительных развитие речи ребенка в 1 5 годаслов, использование простых фраз, пополнение активного словаря искаженными, но постоянно использующимися названиями.

Дети 2 группы ОНР способны освоить некоторые грамматические формы в простых словах, как правило, с ударными окончаниями (единственное число – множественное число).

Особенности:

  • произношение звуков дается с трудом, одни звуки подменяются другими (шипящие – свистящими, звонкие – глухими, твердые – мягкими);
  • освоение грамматических форм спонтанно, без связи со смыслом;
  • скудный словарный запас, бедность речевого самовыражения;
  • обозначение однимразвитие речи ребенка 2 2 года словом разных предметов и действий, схожих по какому-либо признаку (внешнее сходство или сходство в назначении);
  • очень незначительное или полное незнание названий свойств предметов (цвет, размер, форма);
  • рассогласованность между существительным и прилагательным;
  • отсутствие в речи предлогов или их замена;
  • беспорядочное употребление окончаний, замена одних окончаний другими; неспособность строить рассказ без наводящих вопросов.

Уровень 3

Построение фраз, развитие речи ребенка 2 2 годаразвернутая речь при общем отставании всех речевых навыков.

Детям с 3 группой ОНР доступны основы грамматического строя: правильное употребление простых форм, использование почти всех частей речи, усложнение предложений. У них уже достаточно жизненных впечатлений для увеличения словарного запаса, правильного названия действий, предметов, их свойств. Дети способны составить несложный рассказ, но свобода общения по-прежнему затруднена.

Речевая характеристика:

  • бедность лексики, недостаточность использования наречий, прилагательных, активного словарного запаса в целом;
  • неустойчивый грамматический строй: чередование правильного построения фраз с неверным из-за ошибочного согласования прилагательных с существительными, развитие речи ребенка 2 2 годанеумелого применения глаголов;
  • неправильное употребление союзов при попытке построить сложную фразу;
  • замена разных свойств одним («большой» — вместо «длинный», «высокий», «широкий»; «маленький» — вместо «короткий», «низкий», «узкий»);
  • незнание подвидов предметов, животных, птиц;
  • название действий вместо профессий («дядя поет» вместо «певец», «тетя варит» вместо «повар»);
  • название самого предмета вместо его отдельной части.

Уровень 4

Увеличение словарного запаса при наличии отдельных провалов в грамматике и лексическом разнообразии, низкая усвояемость нового материала, заторможенность в обучении чтению и письму.

При ОНР 4 группы дети умеют правильно употреблять простые предлоги, реже сокращают длинные слова, но речь по-развитие связной речи у детей дошкольного возрастапрежнему искажена: наблюдается «выпадение» из слов некоторых звуков.

Сложности речевого поведения:

  • нечеткость речи даже при правильном произношении звуков из-за вялости артикуляции;
  • тусклое, необразное повествование простыми, невыразительными предложениями;
  • нарушение логики в самостоятельном рассказе;
  • трудности в подборе выражений;
  • искажение притяжательных, уменьшительно-ласкательных слов;
  • замена определенного свойства предмета приблизительным;
  • подмена названий предметов с похожими свойствами.

Общее недоразвитие речи: причины

Грубых патологий головного мозга и нервной системы у детей с ОНР, как правило, не находят.

Источниками речевого отставания врачи считают физиологические и социальные причины:

  • болезни матери (наследственные или перенесенные во время беременности);
  • нервные нагрузки у матери в период вынашивания ребенка;
  • склонность развитие речибеременной к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя);
  • травмы при родовспоможении;
  • слишком ранняя или поздняя беременность;
  • инфекционные или другие заболевания ребенка в младенчестве;
  • травмы головы в первые годы жизни;
  • ранние стрессы в связи с неблагополучием в семье;
  • неблагоприятная обстановка в доме:
  • отсутствие эмоционального контакта с ребенком;
  • конфликты, скандалы;
  • недостаток внимания, общения;
  • грубая речь взрослых;
  • заброшенность ребенка.

ОНР – не приговор

Нарушения речевого развития не является необратимым. Однако без вмешательства развитие речи ребенка 2 2 годародителей в тесном сотрудничестве с профессионалами зачатки разговорных навыков угаснут.

Спохватиться никогда не поздно, но самым оптимальным вариантом будет обращение к специалистам в возрасте 3 лет, когда по принятым нормам ребенок должен уже связно разговаривать. Впереди будет достаточно времени, чтобы успеть скорректировать речь, общее физическое и психическое развитие ребенка до поступления в школу.

Возможно, нужно начать беспокоиться раньше. Точный диагноз, может быть, еще остерегутся поставить, но врачи исследуют физиологию ребенка, в случае нарушений назначат соответствующее лечение, а логопед посоветует программу домашних занятий для развития мелкой моторики и формирования основ правильного произношения.

Лучше всего отдать ребенка в логопедический детский сад. Хорошо, если в детском учреждении практикуется комплексный подход к развитие связной речи у детей дошкольного возрастакоррекционной работе с детьми, где логопеды работают совместно с дефектологами, психологами и специалистами по детским неврозам.

Альтернатива коррекционному детскому саду – центры детского развития с медицинской направленностью. Каким бы специалистам ни доверили родители своего малыша, лечение затянется и будет недостаточно эффективным, если всю ответственность переложить на плечи воспитателей, логопедов и медиков.

Необходимо набраться терпения, чтобы вместе со специалистами одолеть сложности кропотливой коррекционной работы: следовать рекомендациям логопеда, продолжать занятия дома по предписанной им программе, не игнорировать прием препаратов, назначенных врачом, заниматься с ребенком физкультурой, играми, развивающими умственные способности, мелкую моторику, побольше гулять, играть, разговаривать.

Одним словом, любить.

И, конечно, сделать все, чтобы минимизировать неблагоприятные факторы в семье, а если потребуется – изолировать ребенка от людей, негативно влияющих на его психику.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий