Характерные черты развития младших школьников

С 6-7 лет у детей начинается новый этап в жизни – школа. Не каждому просто приспособиться к ней – таковы особенности развития психики ребенка. Он меняется, взрослеет, а школа только ускоряет этот процесс. Тут нужно быть внимательным, концентрироваться на уроке, совершенствовать память и речь. Мальчики и девочки младшего школьного возраста пока еще развиваются равномерно.

Сейчас детям особенно важна поддержка родителей, и вы можете реально помочь им справиться с новыми условиями жизни. Постепенно происходит волевое развитие – ребенок понимает необходимость школьных занятий. Теперь он уже способен сделать этот непростой выбор между «хочу» и «нужно». Давайте детям больше самостоятельности, ведь только так может проходить нормальное развитие личности. Не забывайте про отдых и игры: они все еще необходимы детям.

Дети с 6 до 11 лет

Особенности психики детей этого возраста обусловлены тем, что им приходится справляться со стрессом от изменения уклада жизни. Это нелегко для малыша, так же как и для взрослого. Идет внутренняя борьба. С одной стороны, сам школьник ощущает свое взросление, с другой – его психика пока еще не совсем готова принять это. В итоге первые месяцы в школе напоминают первые месяцы в садике:

  • капризы, плач, нежелание идти в школу;
  • нежелание подчиняться дисциплине;
  • протест против необходимости делать то, что нужно, а не то, что хочется.

Хорошо, что такая позиция детей со временем меняется. Тут важную роль играют родители и учителя. Жалеть малыша не имеет смысла: он пошел в школу, теперь все 11 лет пройдут таким образом – чем раньше он примет ситуацию, тем проще ему будет.

Родителям не стоит потворствовать капризам – лучше помогите ребенку:

  • первое время делайте домашнее задание вместе (покажите малышу, как нужно заниматься);
  • постройте распорядок дня так, чтобы было время на учебу, прогулку, отдых и игры;
  • объясняйте необходимость учебы в школе, а не ругайте за неуспехи;
  • постепенно отходите от процесса, давая ему больше самостоятельности.

Так вы снизите стресс от новой среды и обязанностей, показав малышу, что вы на его стороне и во всем его поддержите.

Основные виды деятельности: учеба, игра, общение

Учеба, конечно же, стоит сейчас на первом месте. Практически весь день ребенок младшего школьного возраста занят уроками. Первый класс — это подготовка к настоящей учебе. Это такое продолжение садика, но с более серьезными требованиями к дисциплине, работоспособности человека. Сейчас задача учителя — научить учиться.

С первого по третий класс нагрузка меняется. Так, к концу третьего класса к детям предъявляются уже более серьезные требования. Такая система развития нагрузки помогает пройти психологическую и физическую адаптацию.

Кроме того, родителям нельзя забывать, что их сын или дочь – это все еще маленький ребенок, и для него совершенно естественно влечение к игровой деятельности.

Запрещать игру нельзя, отбирать привычные игрушки и заменять тетрадками и книжками — большая глупость. Игра — это хороший отдых, возможность отвлечься от уроков, снять стресс. А еще игра — отличный способ применить свои знания на практике. Со временем игры становятся все более сложными, так малыш моделирует многие жизненные ситуации.

Общение ребенка с другими малышами приобретает иной характер. Если в садике все ограничивалось совместными играми, то теперь для детей общение значит намного больше. Развивается личность, потребность найти кого-то, кто будет его понимать, у кого будут с ним общие интересы. Так появляются друзья. Общение в школе продолжается и вне ее стен. Дети созваниваются, делятся мнением, обсуждают, делают выводы.

Физическое развитие

Это еще один период активного физического развития и роста. Мальчики младшего школьного возраста до 10-11 лет развиваются быстрее девочек. Они выше, активнее. Девочки уже к 9-10 годам становятся более женственными. Они участвуют в общих играх, но не так раскованно, как мальчики. Для девочек пора полового созревания наступает раньше – часты случаи, когда в 9-10 лет приходит первая менструация.

В среднем прибавка в весе для младшего школьного возраста составляет 3 килограмма в год. Может быть чуть больше или меньше – тут важны индивидуальные особенности детей. Если ребенок прибавляет более 5 кг за год, обратитесь к детскому эндокринологу: что-то явно не в порядке. Вес сейчас можно рассчитать по формуле:

вес ребенка = 10 + (2 / количество лет), где 10 — средний вес ребенка к возрасту 1 года.

Средняя прибавка роста для младшего школьника – до 5 сантиметров в год.

Психическое развитие

У детей школьного возраста очень много сил направлено на обучение, что очень влияет на развитие психики. Необходимо много запоминать, учить наизусть, решать задачи – так тренируется память, мышление. Нужно делать выводы, использовать полученные знания на практике. Малыш приходит в школу с зачатками этих навыков. Первые школьные годы учат его учиться. И вместе с этим он развивается.

Интеллект и мышление

Психологи и учителя отмечают позитивные изменения уровня интеллекта за первые 2-3 года в школе. Это связано с тем, что у детей появляется необходимость быть самостоятельными. Решаются не только задачи из школьной программы, но и самые насущные проблемы. Перед ребенком часто ставится выбор, как поступить.

Уровень интеллектуального развития при этом растет сам собой. И тут родители могут или помочь малышу, или отдалить его взросление. Оцените трезво возможности ребенка. Он уже вполне самостоятельный, проводит половину дня в школе. Не стоит дома ограждать его от любой работы или нагрузок. Домашние задания, дела по дому — в разумных пределах школьник 7-11 лет со всем этим справится без проблем.

Концентрация

Заметно улучшилась концентрация ребенка. Если еще в 4-5 лет малыш мог удержать внимание на чем-то максимум 20 минут, то теперь это время возросло в 2 раза. Урок длится 30-40 минут, и все это время он должен быть сконцентрирован. Такие качественные изменения не происходят за один день. Потребуется время, но с правильным подходом учителя развить концентрацию можно быстро.

Ребенок все еще обращает больше внимания на яркие и интересные материалы, опыты, видео. Если учитель применяет эти методы в работе, значит, он действительно понимает особенности развития детей этого возраста. Так они интересуются предметом, лучше запоминают и понимают.

Самокритика

С развитием интеллекта появляется способность критически смотреть на себя, свои действия. Для детей это не так уж и легко. В школе появляется система оценок, конкуренция. Каждому школьнику хочется получить хорошую оценку, похвалу учителя и родителей. Дети хорошо знают, что они сделали или не сделали для этого. Самокритика в возрасте 6-8 лет проявляется особенно ярко. Малыш может даже сам себе придумывать какие-то «наказания».

У ребят младшего школьного возраста обычно хорошая мотивация к учебе. Они привыкли к послушанию, слова учителя много значат для них. Похвала учительницы заставляет ребенка гордиться собой. Пройдет время, и многие станут спокойнее относиться к таким вещам. Но сейчас для них важно учиться хорошо. К сожалению, в 6-8 лет у детей не всегда есть конкретное понимание того, зачем они это делают. Оно приходит позже.

Волевое развитие

Благодаря тому, что появляется критическая оценка собственных действий, происходит волевое развитие. Это значит, что теперь малыш может поставить какую-то необходимость выше собственных желаний. Например, ему хочется играть, но он знает, что сперва нужно сделать уроки. Это очень важный момент для развития личности человека. Родители должны всеми силами помогать тут своим детям. Конечно, это сложный момент выбора для любого человека: делать что-то нужное, но скучное, или же заняться любимым делом.

Для тех детей, которые еще до школы занимались в спортивных кружках, развитие воли проходит проще. Они уже знают, что часто приходится пересилить себя для достижения результатов. Именно поэтому рекомендуется отдавать детей в спортивные секции (если нет противопоказаний от врача).

Особенности развития психики ребенка таковы, что этот выбор не природный. Малыш очень долго был ориентирован на свои желания. И теперь, чем раньше он научится делать выбор между «хочу» и «нужно», тем проще ему будет в школе.

Личностное развитие

Характер ребенка уже давно сформировался. Теперь личностное развитие продвигается дальше. В школе малыш постоянно находится в обществе других детей и взрослых. Это дает ему возможность посмотреть на себя со стороны. У ребят младшего школьного возраста продолжается формирование общественного «я». Они занимают определенные позиции в своем обществе.развитие младших школьников

Родителям нужно обязательно общаться с малышом, хвалить его или указывать на некоторые недостатки. Так будет гораздо проще исправить ситуацию. Учитывайте особенности этого возраста: самокритика присутствует, но иногда ее слишком много. Это может привести к развитию комплексов у ребенка.

Сейчас детям хочется быть «как все»:

  • интересы (например, все смотрят один мультик);
  • похожие игрушки;
  • любимые актеры;
  • схожая одежда;
  • мнение.

Пока что они еще не стремятся выделиться. Если родители намеренно выделяют ребенка из всех, даже желая ему добра, это может спровоцировать агрессию у других. Этот возраст быстро проходит, и потом все станет совсем наоборот: каждый ребенок захочет быть индивидуальностью, особенным, отличающимся от других детей.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий