В первые годы жизни развитие детей происходит особенно интенсивно. Это самый значимый и вместе с тем сложный период. Значимый – потому что от начала развития ребенка зависит его дальнейшая жизнь, построенная на собственных знаниях, умениях и на раскрытом потенциале. Сложный – вследствие неопытности молодой мамы, которая не может самостоятельно подобрать наиболее подходящие развивающие игры, а иногда даже не понимает их значимости и необходимости в жизни ребенка.
Первый ребенок – это первые зубки, шаги, слова. А еще первые вопросы родителей, столкнувшихся с неизвестными до появления малыша проблемами, ситуациями, условиями. Как научить ребенка сидеть? Как помочь сделать первый шаг? Как воспитать гения? Как помочь развить речь и мелкую моторику? Эти вопросы бесконечны.
Особенно много вопросов касается развития малыша, которое именно в первые несколько лет жизни напрямую связано с играми. Чем больше будет этих игр, тем лучше! Чем они разнообразнее, тем интереснее и познавательней. Развитие ребенка – это дело рук родителей, построенное на правильном соотношении любви, количестве приложенных усилий и активного участия в процессе развития чада.
Условия развития детей раннего возраста
Прежде чем мы начнем говорить об играх, следует понять их значимость в процессе воспитания и развития малыша. Кроме этого, следует знать, понимать и создавать ребенку необходимые для развития условия. Без определенных условий в семье развитие ребенка не будет давать положительных или максимально возможных результатов.
Что же это за условия? Это правильно организованное жизненное пространство, стимулирующее развитие крохи. Так утверждают специалисты, а как данную формулировку понять родителям? Во-первых, все зависит от возраста малыша.
Итак, для нормального развития детей от рождения и до полугода необходимо иметь большое количество разных по форме, материалу, цвету и фактуре предметов. Это могут быть не только игрушки, но и подручные материалы.
Главное требование к ним – безопасность. Причем предмет должен быть безопасен не только визуально и на ощупь, но и на «вкус», так как запросто может оказаться у ребенка во рту. Можно даже сказать, что в 95% из 100% любая вещь пробуется ребенком на зуб. Это нормально. Особенно когда у крохи начинают лезть зубки.
Считаете, что двух-трехмесячный ребенок мал для игр и до большинства игрушек даже не может дотянуться? Вы ошибаетесь! В этом возрасте малыш вполне готов играть. Просто у него свои игры. Пока они построены на изучении предметов, в том числе и игрушек.
Зачастую деткам этого возраста предлагаются погремушки. Ребенок может изучать не только издаваемые ими звуки, но еще их цвет, материал, структуру. Все это он видит глазками, чувствует ручками и пробует язычком. Не стоит считать это чем-то простым и обыденным. Лучше постараться разнообразить для ребенка познание мира, предлагая ему игрушки с новыми звуковыми эффектами, из других материалов и других цветов.
Правда, каждые пять минут менять игрушки одну за другой не надо. Дайте чаду время на изучение одной погремушки и только через пару дней предлагайте другую. Со временем можно выкладывать рядом с деткой или перед ним несколько игрушек на выбор.
Для того чтобы ребенок мог самостоятельно выбрать игрушку, его следует положить на животик. В этой позиции он может не только сделать самостоятельный выбор, но и расширить свой кругозор. Лежа на спинке, малыш видит только потолок и верхнюю часть помещения, а в положении лежа на животе мир обретает новые формы и краски.
Не стоит забывать о бытовых вещах, которые становятся не просто интересными игрушками, но еще и любимыми. Это, например футляр от очков, ситечко, пестик от ступки и многие другие вещицы, которые взрослому человеку могут казаться скучными и прозаичными.
Условия для развития детей от полугода до года
С шести месяцев развитие детей выходит на новый уровень. У них повышается двигательная активность, в ходе которой они осваивают новые движения. Главное правило развития в данной возрастной категории – отсутствие ограничений для малыша.
Каким образом не ограничивать? Не держать ребенка все время в манеже или кроватке. Да, таким образом вы печетесь о его безопасности. Однако при этом ограничиваете его свободу, затормаживаете развитие, лишаете возможности стать более совершенным и полноценным человеком.
Позвольте крохе проводить больше времени на полу, где он быстрее научится переворачиваться, садиться, ползать, вставать, а также ходить. Естественно, первое время придется не только не спускать с ребенка глаз, но еще и помогать ему в его познании окружающего мира и собственных способностей, однако это ненадолго. Дети от полугода до года очень быстро развиваются и учатся, превращаясь из полностью зависимого от мамы существа в самостоятельного человечка.
Лучшие игры для ребенка этого возраста связаны с движением.Если малыш разбрасывает все, что попадается ему на глаза и в руки, это нормально. Этому периоду развития присущи разрушения, заставляющие мозг активно мыслить, сравнивать, налаживать причинно-следственные связи, например: «я кинул – мама подняла».
Не стоит наказывать ребенка за испорченные или поломанные вещи и пытаться объяснить, что это нехорошо, грозя пальцем или того хуже – шлепая по попке. Попробуйте вместе строить башенки из кубиков и без скандалов позволяйте их разрушать, чтобы построить новые.
Малыш усвоит, что даже то, что разрушено, всегда можно восстановить или отстроить заново. Главное – не впадать в отчаяние и истерику, набраться новых сил. Ведь жизнь продолжается, но сначала должна продолжиться игра – весело, с шумом, гамом, улыбками и хорошим настроением.
Игры для развития речи
Развитие речи у детей начинается с полугода, когда они активно произносят разнообразные звуки и стараются складывать их в слоги. Для этих целей родители должны подбирать игры, которые будут способствовать развитию речи.
Самые простые игры для развития речи полугодовалых детей:
- совместное чтение книг, просмотр иллюстраций и обсуждение увиденного. Именно обсуждение! Родители должны общаться с ребенком так, словно он может им ответить, и даже понимать его ответ по эмоциям и интонациям, отвечая на реплики крохи;
- сопровождение любых действий разговорами, объяснениями, рассказами, стихами, сказками. При этом говорить следует не быстро и не медленно, а так, чтобы малыш мог понять, запомнить и впоследствии повторить;
- регулярное обозначение тех или иных предметов, даже если они знакомы ребенку. Детям необходимо постоянное повторение, ведь оно – мать учения. Не надо бояться или лениться лишний раз сказать, что это
- холодильник, стол, стул, зайчик, мишка или курочка. Таким образом ребенок развивается, а еще чувствует вас рядом и вместе с вами родительскую любовь;
- наполнение речи звукоподражаниями животным, автомобилям, сказочным персонажам;
- отслеживание собственной интонации. Детям проще запоминать слова и звуки, если они произносятся с разными интонациями;
- пение песен, чтение сказок и стихов, помогающих развивать речь.
Игры для мелкой моторики
С полугода ребенок начинает активно двигаться и познавать окружающий мир, трогая его руками. Именно поэтому родителям не рекомендуется запрещать малышу ползать по дому с бешеной скоростью и «лапать» все, что попадется под руку.
О том, чтобы ребенок не подвергался опасности, следует позаботиться заранее, убрав подальше колющие, режущие, химические предметы и вещества. Лучшие игры для ребенка этого возраста – забавы с бытовыми предметами, которые становятся еще более вожделенными при запретах.
Чаще всего такой «игрушкой» является пульт от телевизора или мобильный телефон. Это все, что нужно малышу для счастья. И это именно то, что обычно запрещают родители. Подумайте, как решить эту проблему. Например, можно найти ненужные пульт и телефон, продезинфицировать их и предоставить в полное распоряжение чада.
Кроме того, мелкую моторику можно развивать при помощи ковриков с дополнительными деталями, которые можно трогать, рвать, кусать и бросать. Да и вообще не рекомендуется навязывание ребенку поведения с игрушками.
Если они принадлежат ему, то ему и решать, как с ними обращаться. Да, родители должны показать положительный пример. Но ведь дети также вправе решать, что им хочется делать, тем более если они пока не могут аргументированно возразить и объяснить свои решения и действия.
Также у детей до года в игровом арсенале должны иметься неваляшки, пирамидки, погремушки и мячики разных форм, цветов, фактур, с разнообразными звуками. Все эти критерии активно воздействуют на детский мозг, который в это время трансформируется и претерпевает сложные процессы развития.
Дети, развивающиеся в играх и среди игрушек, вырастают более спокойными, полноценными, интеллектуально развитыми и способными жить в гармонии с собой и с окружающим миром.