На развитие ребенка в первые недели после рождения ключевое влияние оказывает срок, на котором он родился, а также наличие или отсутствие осложнений в процессе родов. Если ребенок родился в срок, роды были не тяжелыми, то уже на вторые сутки кроха достаточно активен, подвижен, имеет отличный аппетит, а на пятый день вместе с мамой попадает домой.
Если роды оказались затяжными, врачи прибегали к стимуляции, ребенок появился на свет с диагнозом «асфиксия», то, скорее всего, какое-то время ему придется побыть в палате интенсивной терапии, после чего пройти курс восстановления в реанимации, в специальном отделении патологии новорожденных.
Специалисты утверждают, что в первый месяц после рождения для ребенка важнее всего эмоциональная связь с родителями, а особенно с мамой. От того, как складываются отношения малыша с родителями в первый месяц жизни, насколько тесным получается контакт и прочной эмоциональная связь, во многом будут зависеть и отношения между ними в будущем.
Если младенец до месяца после родов был слаб и болел, то матери придется усилить заботу и уход за крохой, поэтому естественно, что ее отношения с ним будут иметь несколько другой оттенок, чем в случае, если бы кроха родился абсолютно здоровым.
Простыми словами, «проблемный» малыш — это определенные обязательства для мамы. Одно из них — обязательное сохранение лактации. Кормить кроху грудным молоком может потребоваться через зонд или бутылочку, но обязательно в максимальной близости от груди, чтобы даже самый слабый малыш мог ощущать присутствие мамы.
Особенности развития доношенного младенца
В первый месяц полностью доношенный ребенок в основном спит и ест. Но по мере развития еще до конца месячного срока кроха приобретает целый ряд навыков. Уже с первой недели у младенца развито предпочтение трех видов:
Сопровождается оно обычно поворотом головы к источнику. В этом возрасте главное для ребенка — это запах мамы, вернее, ее молока. Этому запаху они предпочтут звук ее голоса. Даже во сне малыши продолжают отслеживать движение матери, о чем свидетельствуют скачкообразные движения глаз. С каждым днем у младенцев наблюдается все более четкое и осознанное прослеживание глазами, поэтому к концу первого месяца жизни большинство доношенных малышей уже могут сосредоточивать взгляд.
В первый месяц после рождения младенцы уже отличаются по уровню двигательной активности, количеству сна, звукам, издаваемым в период бодрствования. Поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из них по-своему реагирует на новые стимулы, независимо от того, идет речь о человеческом лице или яркой игрушке. По большей мере реакцию ребенка определяет тип его темперамента. Ниже описаны основные типы темперамента грудных детей.
Типы темперамента у детей
В этом возрасте выделяют три основных типа темперамента, которые оказывают большое влияние на поведение и реакции младенцы в первый месяц жизни. Речь идет о:
К группе с легким темпераментом относят подавляющее большинство детей — более 60%. Развитие ребенка с такими показателями не доставляет каких-либо беспокойств родителям. Малыши большую часть времени спят, после еды спокойно лежат в кроватке, рассматривая все вокруг, не любят тугого пеленания, ограничивающего движения, активно и продолжительно сосут грудь.
Спустя первые две недели младенцы с легким темпераментом обычно уже радуют родителей улыбкой, когда чувствуют себя особенно умиротворенно. К концу первого месяца улыбку может вызывать близость родителей или других родных. Такие дети в 9 случаях из 10 позитивно реагируют на новые стимулы.
Развитие ребенка с оптимальным темпераментом имеет свои особенности. До месяца такие детки обычно вяло реагируют на что-либо, в том числе и на кормление. После еды стараются побольше спать, улыбаться начинают только к концу первого месяца, а к новым стимулам остаются практически всегда равнодушными.
Только пристальное наблюдение поможет выявить у таких малышей некоторые виды предпочтения. Для родителей младенцы с таким видом темперамента — лучшая награда за ожидания, так как уход за ними не представляет абсолютно никакого труда.
Всего 15% младенцев относятся к третьей категории детей — с трудным типом темперамента. Развитие такого ребенка также имеет свои особенности. Обычно эти малыши отличаются активной двигательной деятельностью, не воспринимают ничего нового, проявляют повышенную пугливость и нервозность.
Улыбаться дети с тяжелым типом темперамента начинают достаточно рано, но из позитивного настроения они быстро выходят по малейшему поводу, например, если их купают, одевают или раздевают.
Обычно такие младенцы с большим недоверием относятся к незнакомым людям, плачут, если они попытаются взять их на руки, пугаются громких звуков, сложно переносят расставание с матерью, особенно если чувствуют голод. Несмотря на все эти проявления, такой тип темперамента ребенка не является свидетельством того, что он нездоров.
Особенности развития недоношенных детей
Недоношенными считаются младенцы, которые появились на свет на сроке до 37 недели. В большинстве случаев недоношенные младенцы требуют к себе повышенного ухода и щадящего режима. Они основную часть времени спят и едят, при этом быстро устают из-за слабости, их сосательный рефлекс не активный. До месяца предпринимать что-либо для стимуляции не стоит. Кроме того, необходимо придерживаться простых правил, чтобы не напугать кроху и не отбить у него желание к процессу кормления:
- избегать яркого света;
- избегать громких звуков;
- не включать телевизор и радио в комнате малыша.
Чем обусловлена слабость и вялость ребенка после рождения? Согласно результатам многочисленных исследований, основная причина пассивности недоношенного младенца заключается в его незрелости. Он развит на свой срок и ведет себя соответственно. В утробе матери на 7-8 месяце жизни малыш заглатывает до 0,5 литра околоплодной жидкости, с удовольствием активно сосет свой палец, реагирует на музыку, но это лишь оттого, что он находится в той среде, на которую рассчитано его развитие.
После появления на свет такие дети не могут соответствовать по физическим и психическим показателям доношенному ребенку ровно столько времени, сколько потребуется ему для того, чтобы нагнать их в развитии. То есть, несмотря на то, что малышу будет 2 или даже 3 недели от роду, фактически он может быть развит как младенец, который только что своевременно появился на свет. Со временем эта разница сойдет на нет, но в первый месяц жизни она ощутима и практически непреодолима.
Сильно недоношенные дети, появившиеся на свет на 8-10 недель раньше срока, не могут жить вне утроба матери без специальных кювезов, куда их помещают для создания необходимого температурного режима, способствующего росту и развитию младенца.
Особенности психического развития малышей в первые недели жизни
Важными для адаптации младенца в первый месяц жизни являются врожденные рефлексы, которые со временем частично исчезнут, а частично трансформируются в приобретенные. Вот основные врожденные рефлексы:
- хватательный — даже легкое касание руки младенца вызывает у него непроизвольное желание поймать палец или предмет;
- поисковой — ребенок поворачивает голову в поисках пищи, если коснуться его щечки;
- сосательный — касание лица крохи в области рта вызывает у
него ассоциации с кормлением, поэтому он начинает совершать сосательные движения ртом;
- рефлекс Бабинского — если провести пальцем по внешнему краю стопы, пальцы ног разойдутся в стороны, а сама стопа развернется;
- рефлекс Мора — при громких звуках руки и ноги малыша резко разводятся в стороны;
- рефлекс Бабкина — если надавить ребенку на ладонь, он откроет рот и повернет голову;
- плавательный — если выложить ребенка на живот, ногами и руками он будет совершать имитацию плавательных движений;
- рефлекс ходьбы — кроха имитирует шаги, если поднять его под руки так, чтобы стопы слегка касались опоры.
Большинство детей в первый месяц способны сосредоточивать взгляд на движущемся объекте, удерживая его в поле зрения. Можно проверить этот навык, медленно двигая перед глазами ребенка яркой погремушкой. Необходимо, чтобы расстояние от погремушки до глаз малыша составляло не меньше 40-50 см.
Примерно в три недели ребенок сможет фокусировать взгляд на крупных предметах, в том числе и на лицах родных. Это просто проверить. Если подойти к ребенку, лежащему на спине, и поговорить с ним – следя за тем, чтобы расстояние между лицами составляло не менее 50 см – он обязательно прислушается к тому, что происходит, внимательно всматриваясь в лицо. К концу первого месяца движения глазных яблок крохи становятся более контролируемыми и не такими резкими.