Когда ребенок начинает говорить? В возрасте от года до полутора лет, как считают детские психологи и педагоги, ссылаясь на статистику. А если малыш упорно не хочет вписываться в «норматив»? Если он не такой, как другие дети? Как обеспечить ему правильное развитие? В каком возрасте проявляется сознательная речь? Во сколько лет ребенок должен уметь строить её грамотно?
Звук – слово – речь: ступень за ступенью
Первые звуки, издаваемые новорожденным младенцем – это канал связи с внешним миром для сообщения о своих первичных потребностях, пока еще инстинктивный и односторонний: от младенца вовне.
Постепенно малютка начинает воспринимать внешние сигналы, реагирует на них, учится различать. В его арсенале появляются интонации: малыш стремится в звуке выразить обиду, неудовольствие, радость, удовлетворение.
День за днем общение с миром дарит ребенку новые впечатления, увеличивая его «багаж»: односложные гласные обретают пары, к гласным присоединяются согласные.
Неосознанное звукоподражание мало-помалу становится осмысленным, связываясь в сознании малыша с окружающими его людьми и предметами, раз за разом складываясь в слоги.
Малыш ассоциирует слоги с людьми, животными, предметами, явлениями, действиями.
Так рождаются первые слова. Набор звукосочетаний еще ограничен, одни и те же слоги обозначают разные предметы и явления, но ребенок уже умеет их повторять, образуя двусложные сочетания из одинаковых слогов.
С ростом малыша развиваются навыки произношения: ребенок учится соединять между собой разные слоги, к двусложным сочетаниям добавляются части длинных слов. Растет детский словарный запас.
Исподволь в сознании ребенка слова-предметы встречаются со словами-действиями.
Появляются первые фразы. Активно исследуя окружающие предметы на ощупь, вкус, размер, цвет, ребенок обогащает словарный запас их свойствами.
Сказки, истории, общение со взрослыми и сверстниками учат ребенка отличать добро от зла, делить людей на плохих и хороших, побуждая осваивать слова-характеристики, слова-определения, слова-отношения.
Малыш активно общается и однажды произносит несколько фраз. Пусть еще неумелых, мало понятных, но это уже настоящая речь. К детскому саду он уже умеет свободно общаться. Так, с рождения до трех лет, шаг за шагом, дети учатся говорить, пополняют словарный запас, начинают разговаривать.
Сколько лет – сколько слов?
С какого времени и какие навыки должен освоить «среднестатистический» малыш? Предлагаем детально рассмотреть первый год жизни.
3 месяца:
- Малыш улыбается, реагирует на интонацию, откликается на знакомые голоса;
- гулит и агукает – чередует гласные («а», «у», «ы») с согласным «г».
5 месяцев:
- различает голоса близких, выражает различные интонации;
- умеет определять источник голоса;
- распознает другие звуки (шелест, шуршание, голоса животных, рокот мотора);
- смеется, может произносить гласные нараспев, соединяет их с новыми согласными.
Полгода:
- понимает некоторые команды, исполняет их («дай маме ручку», «поцелуй папу»);
- лепечет – повторяет слоги («та-та-па», «ма-ма-ма»)
8 месяцев:
- реагирует на незнакомых людей;
- лопочет, вместе с многократным повторением слогов может четко произносить лепетные слова из двух слогов («ба-ба», «ко-ко»).
10 месяцев:
- активно общается жестами;
- понимает некоторые названия;
- соотносит лепетные слова с отдельными предметами, людьми, животными;
- пытается имитировать посторонние звуки.
Год:
- понимает и исполняет
простые просьбы, сопровождаемые жестами;
- знает свое имя;
- умеет произносить двусложные слова из одинаковых слогов («мама», «папа», «тетя», «дядя»);
- активно подражает голосам животных («га-га-га», «ку-ку», «ав-ав», «му-у»).
Второй год жизни карапуза более многословен и многогранен. Именно в это время мама, как самый приближенный к ребенку человек, начинает понимать, что малыш хочет, подразумевает, просит, говорит.
1,5 года:
- понимает словесные просьбы без сопровождения жестами;
- отыскивает, показывает предметы на картинках;
- может показать и назвать части тела;
- говорит простые фразы из двух слов.
2 года:
- знает названия действий;
- согласует
действия с предметами, людьми и животными, может показать это на картинке («покажи, кто мяукает, кто идет»);
- выполняет сложные просьбы («возьми мяч, отдай папе»);
- может говорить предложениями из 2-3 слов.
Третий год. Ну здравствуй, болтун! Даже те детки, которые до этого времени не говорили, уже начали произносить свои первые слова и фразы. А некоторые сразу заговорили предложениями. Такое бывает, ведь все индивидуально. Это обязательно следует учитывать, а не поднимать панику и носиться с карапузом по врачам и больницам.
2,5 года:
- использует предлоги, местоимения;
- строит фразы из 3-4 слов;
- может повторить несколько цифр последовательно («один, два, три»);
- может разделять количество предметов на «один» и «много»;
- с удовольствием слушает и понимает короткие сказки, рассказы.
3 года:
- связывает в предложение более 3-4 слов;
- использует суффиксы;
- понимает объем и положение
(«под стол», «на стул», «в коробочку»);
- может назвать цвет, форму предмета;
- появляются временные понятия («когда», «завтра», «потом»);
- отвечает на простые вопросы, сам их задает;
- называет свой возраст, имя;
- пытается рассказать о своих впечатлениях, чувствах, выразить мысли.
Считается, что в возрасте четырех лет дети владеют грамматическим строем речи, их хорошо понимают посторонние люди. И если в этом возрасте у ребенка имеются проблемы с речью, словарным запасом или произнесением слов, значит, пришла пора посетить логопеда.
Чтобы ребенок говорил правильно
Когда ребенок начинает говорить, важно всячески помогать его развитию:
- тренировать мелкую моторику рук;
- играть в развивающие игры;
- читать книги, разглядывать картинки;
- беседовать, задавать ему вопросы;
- не оставлять любопытство малыша без внимания, четко, подробно отвечать на его вопросы;
- поощрять общение с другими детьми;
- развивать слух и ритмику – петь с ребенком, слушать музыку, танцевать;
- учить правильному произношению звуков;
- стимулировать правильное использование слов.
Произношению звуков и правильным названиям предметов и явлений нужно уделять особое внимание. Каждый взрослый в семье должен следить за правильностью своей речи, чтобы дети не копировали ненужное и в 7-8 лет не шокировали учителей, заявляя, что прошли в «лаболаторию» через «калидор».
Педагоги советуют не использовать в общении с детьми их же язык, не сюсюкать. Лучше говорить ребенку правильные названия предметов еще в младенческом возрасте. Сначала использовать оба слова, четко произнося правильное название вслед за малышом («ляля» — кукла, «бибика» — машина, «туту» — паровоз), а затем постепенно вытеснять лепетные названия из его лексикона.
Дети говорят так, как им удобно, искажая звуки: обычное «р-р-р» заменяют горловым, вместо «ш-ш» произносят «с-с», путают звонкие и шипящие. Есть такие говоруны, которые с 1,5-2 лет общаются охотно, много, но совсем не ясно. Посторонние люди удивляются: как их понимают родители?
Пускать на самотек развитие ребенка «с кашей во рту» нельзя: само не «рассосется». Если вовремя не начать исправлять неправильную артикуляцию, привычка искажать звуки с малых лет может остаться на всю жизнь.
Нужно обязательно отвести малыша к логопеду. Он проверит уровень освоения речи, найдет причину невнятности, предложит индивидуальную программу занятий, которая быстро поможет ребенку вернуть звуки на законное место, наладить правильную речь.
Что делать, если ребенок молчит?
Не поддаваться панике и не опускать руки. Дети-молчуны не говорят по разным причинам. Например, если ребенок болен.
Речь не развивается у детей с врожденными недугами:
- отставание в общем развитии из-за родовой травмы или наследственности;
- дефекты губ, языка, полости рта, десен, носовой перегородки;
- нарушение слуха или зрения.
Если есть хоть малейшие сомнения в психическом или физическом здоровье ребенка, в каком бы возрасте это ни проявилось, нужно немедленно показать его врачам, и чем раньше, тем лучше.
Догадаться о заболевании можно по признакам в поведении малыша:
- затрудненное произношение звуков;
- плохое пережевывание твердой пищи;
- слюнотечение, частое открывание рта;
- рассеянность взгляда, неумение сосредоточить его на людях и предметах;
- нарушение координации;
- проявление крайностей – гиперактивность или полное отсутствие интереса к общению.
Отчаиваться в этом случае нельзя: любовь родителей и внимание докторов творят чудеса. Благодаря своевременному медицинскому вмешательству и заботе мамы с папой дети с врожденными недугами к школьному возрасту или раньше выправляются, становятся в хорошем смысле «как все» ребята их лет.
Еще одна причина, по которой у ребенка могут иметься проблемы, – нелады в доме.
При нормальном физическом развитии корень «речевой тишины» кроется в семье:
- нервозная
атмосфера, грубое, резкое обращение с ребенком;
- пьющие родители;
- заброшенность малыша – отсутствие развивающих игр и тренировки мелкой моторики;
- ограничение общения со сверстниками.
В таких условиях дети не могут полноценно расти и развиваться. Благополучие семьи, чуткая забота о развитии малыша, игры, занятия, поощрение его контактов с другими детьми – все это полностью на совести родителей. Если этого нет, остается пожелать обделенному малышу обрести талантливых воспитателей в детском саду и умных учителей в школе.
Если у ребенка особый склад ума и характера, то он может не сразу начать говорить в силу индивидуальных особенностей. У таких детей свои темпы освоения речи.
Условно этапы развития словарного запаса разделяют на пассивный и активный.
Пассивный запас – то, что малыш понимает, но сам еще не использует. Активный – то, что ребенок, играя и общаясь, произносит сам. Пассивный запас, как правило, богаче активного и пополняется быстрее.
Все дети начинают понимать слова раньше, чем разговаривать, но не обязательно в одинаковом возрасте. Всегда существует разрыв между тем, сколько слов ребенок понимает, а сколько произносит.Если маленький молчун все понимает, но говорить не торопится, значит, у него разрыв между пассивным и активным освоением чуть больше, чем у других детей.
Некоторые «индивидуалисты» умудряются стойко молчать до 2-3 лет, пугая родителей, а потом заговорить сразу, много, правильными длинными фразами, да так, что не остановить. Когда о совершенно здоровом ребенке говорят «отсталый», «немтырь», стоит вспомнить истории великих: Эдисон, Циолковский, Ньютон, Эйнштейн – все они в детстве считались умственно отсталыми. Насмешка судьбы!
Не нужно «подгонять» малыша под общепринятые нормы, думая, что пропущен возраст, когда ребенок начинает говорить. Не стоит сравнивать и понукать его, подсчитывая, сколько слов знает соседский малыш.
Если в семье царит спокойствие и доброжелательность, родители уделяют развитию ребенка должное внимание, не лишают его общения со сверстниками, если малыш весел, здоров, активен, адекватно реагирует на вопросы, понимает просьбы, с удовольствием их исполняет – он должен обязательно заговорить. Всему свое время!