Возраст 5-6 лет очень важен для психологического и личностного развития ребенка. Впервые он начинает осознавать многие социальные связи между людьми, событиями. А еще находит свое место в этом мире.
Сейчас личность детей формируется гораздо глубже и быстрее, чем раньше. Это время, когда родители могут наблюдать, как их малыш взрослеет. Становится более правильной его речь, появляются новые интересы. Он готов вступить в новый жизненный этап, а значит, нужно ему помочь.
Сейчас некоторые особенности развития могут смутить родителей. В 5-6 лет малыши часто рассказывают выдуманные истории. Не стоит ругать их за ложь, ведь это особенность развития психики ребенка. Просто научите малыша, в каких ситуациях и с кем можно выдумывать, а когда нужно говорить только правду.
Социально-эмоциональное развитие
Для малышей теперь важно делать сознательный нравственный выбор: быть честным и справедливым, заботливым. Все эти качества они перенимают от родителей, а еще из среды, которая их окружает. Часто такие качества они перенимают от героев сказок, детских фильмов.
Если малыш в 5-6 лет совершенно лишен эмпатии, ему чуждо понятие вежливости, он не знает, как обращаться ко взрослым, то это серьезное упущение родителей. Бывает очень трудно потом воспитать его правильно. Таким малышам будет тяжело сформировать здоровую личность, нормальные социальные отношения. Поэтому воспитание ребенка нужно начинать значительно раньше. А к возрасту 5-6 лет моральные правила, нормы поведения и общения уже должны стать привычными и естественными для малыша.
Игры
Игра все еще самая желанная и любимая деятельность детей в этом возрасте. Многие родители хотят показать, что малыш взрослеет: забирают у него игрушки, предлагают книги, занятия. Обучение — важная деятельность для этого возраста, но она должна проходить параллельно с игрой. Ребенку все еще нужны его игры и игрушки. Это не только способ снять напряжение, но и реальное обучение. Игры становятся сюжетно-ролевыми. Так ваш кроха отрабатывает многие социальные механизмы:
- учится
знакомиться (знакомит игрушки)
- ведет разговор между ними (общение, имитация дружбы)
- создает роли (показывает разницу поведения, есть «герои» и «злодеи»)
- учится создавать ситуации и искать выход из них
- эмитирует разные виды взаимодействия (игра в семью, школу, больницу и т.д.)
Игры развивают воображение, помогают подготовится к новому этапу жизни — школе. Сейчас нельзя заменять игру учебой. Кстати, лучше всего запоминается тот материал, который подается в игровой, яркой, интересной форме.
Психическое развитие
В этом возрасте проявляются некоторые особенности развития психики крохи. На них родителям стоит обратить внимание. Малыш начинает очень вдумчиво исследовать окружающий мир. Его все интересует, он задает много вопросов. Первая волна вопросов прошла в 3-4 годика. Теперь же малышей интересует не только настоящее, но и будущее. Они много расспрашивают о взрослой жизни, понимая, что однажды вырастут.
Нельзя сейчас грубо обрывать вопросы ребенка. Да, они могут быть слегка некорректными или даже глупыми с точки зрения родителей. Однако лучше вас никто не сможет объяснить некоторые вещи ребенку. Будьте терпеливы: ваш малыш учится быть частью общества, хочет лучше разобраться в его механизмах. Вам остается только помогать ему.
Речь
У ребенка 5-6 лет уже довольно хорошо развита устная речь. Звуки произносятся правильно, даже дефект произношения [р] к этому времени проходит. Для 5-6-летних детей норма – правильно использовать все части речи, настоящее, прошедшее и будущее времена. Бывают ошибки, но родителям не стоит волноваться. Еще чуть-чуть, и кроха пойдет в школу, а там эти ошибки быстро исправят. Если логопед не нашел отклонений в 4-5 лет, значит, не стоит беспокоиться.
Творческая деятельность
Малыши этого возраста проявляют интерес к творчеству. В детском садике были занятия по рисованию, лепке, труду. Такой вид деятельности нравится малышам, ведь через творчество можно выразить свое отношение к окружающему миру. Многие дети даже дома в качестве отдыха или развлечения занимаются творчеством.
В этом возрасте уже принимают в творческие кружки. Если у малыша есть стойкий интерес, попробуйте заняться этим профессионально. Творчество важно для психического развития, формирования абстрактного мышления. А еще это всегда развивает креативность в детях. Такое качество сейчас ценится, ведь креативность мышления — возможность найти нестандартный подход к решению многих ситуаций.
Внимание: активное воображение
Возраст 5-6 лет — самое время для активного развития воображения. Вам может показаться, что малыш стал вас часто обманывать. Ругать за это не нужно, ведь он делает это не из каких-то дурных побуждений. Воображение для детей этого возраста очень сильно приближается к действительности. Они могут с вдохновением рассказывать о том, что было в садике, что сказал воспитатель. На деле же это вымысел, а еще — то, чего бы ребенку очень хотелось, например, какая-то особенная похвала, поощрение.
Таким образом, выдавая фантазию за действительность, малыш делится своими мечтами. Это не попытка обмануть родителей, в лишь возрастная особенность детей. Родители могут поговорить на эту тему, сказать, что говорить неправду нехорошо, это может обидеть человека или даже стать причиной многих проблем. Малыш может рассказать историю, но предупредить, что это вымысел или что ему бы хотелось, чтобы это было реальностью.