Мелкая моторика для развития мышления и речи у ребенка

Еще до появления крохи на свет большинство родителей начинают мечтать о его будущем. развитие мелкой моторики у детейПри этом самым большим желанием мам и пап является то, чтобы их кроха рос умным, здоровым и образованным. Поэтому родители всеми силами стараются занять малыша во всевозможных творческих кружках, спортивных секциях, художественных и музыкальных школах, на курсах иностранных языков… Вот только правильно ли такое развитие будущего гения? Специалисты утверждают, что самым важным сегодня является развитие мелкой моторики у детей, которая тесно связана с развитием мышления и речи.

Что умеет малыш до рождения

Находясь в утробе матери, ребенок реагирует на прикосновения, свет и звуки, в том числе на музыку. Он сгибает и разгибает ручки и ножки, зевает, потягивается, улыбается и даже нервничает. Также он может слышать развитие мелкой моторики у детейзвуки, распознавать голоса людей, запоминать часто произносимые слова. Исходя из этого, можно смело утверждать, что заниматься развитием ребенка нужно начинать еще с внутриутробной жизни, а не с момента рождения.

Все системы и органы плода постепенно формируются и сразу же включаются в работу. Это надо знать, и развивать ребенка следует по мере физиологического развития, осторожно, чтобы не переусердствовать и в то же время не недодать. Нужна золотая середина. Только в таких условиях кроха будет развиваться по мере роста и интеллекта, с учетом индивидуальных особенностей, что позволит вырастить полноценную гармоничную личность.

Как мозг человека связан с его руками?

Когда кроха появляется на свет, то радует этим событием своих родителей до безумия. А еще – пугает. Ведь они не знают, с чего начать его развитие. Как раскрыть все задатки и потенциал, заложенные при появлении на свет?

Мозг человека – сложнейшая структура, и постичь все его тайны пока не могут даже ученые, но кое-что людям все-таки развитие мелкой моторики у детейизвестно. Так, есть знания о работе психомоторной области мозга, которая находится в передней извилине. Одна треть всей ее площади отвечает за работу кистей рук. Сенсорный центр речи и моторный центр речи расположены рядом в левом полушарии головного мозга. Как можно использовать эти знания на благо своего чада? Ученые, заметив эту особенность и проведя ряд экспериментов, установили, что, развивая моторику рук ребенка, можно параллельно развить и его речь.

Данные эксперименты дали ошеломительные результаты. Из трех групп детей до одного года быстрее развивалась речь у тех малышей, с которыми специалисты занимались различными видами пальчиковых упражнений: собиранием пирамидок, перебиранием бусин, различными пальчиковыми играми и т.п. В этой группе, по сравнению с оставшимися двумя, где дети не занимались специальными упражнениями, произошел резкий скачок в развитии. Они превзошли своих сверстников в развитии речи. Результаты экспериментов позволили ученым сделать выводы о том, что, развивая у детей мелкую моторику, мы стимулируем мозг ребенка к более эффективной и плодотворной работе, а вместе с тем улучшаем мышление и речь.

Однако следующий эксперимент показал, что не так-то все просто. Недостаточно развивать у детей только движения пальчиков, чтобы они стали смышлеными говорунами. Исследователи заметили, что в развитие мелкой моторики у детейдетском доме дети в полтора года умеют держать ложку и пользоваться ею, застегивать пуговицы, но они не молчат. Ответ на вопрос, почему так происходит, дает не педагогика, а физиология! Оказывается, не центр Брока у детей является первичным центром речи, а передняя часть поясной извилины, которая отвечает за концентрацию и переключение внимания на поступающую к человеку информацию.

Это своеобразные «переключатели скоростей», поскольку именно они изменяют поведение, позволяя проявлять гибкость, адаптивность и принимать наступающие перемены. Это лимбическая система (совокупность ряда структур головного мозга), которая участвует в формировании мотиваций, эмоций, поведенческих реакций. Самым активным образом она участвует в организации простейшей мотивационно-информационной коммуникации (речи), кратковременной и долговременной памяти; играет важную роль в обучении, в формировании ориентировочно-исследовательской деятельности, а также в обонянии, функциях и механизмах сна и бодрствования.

Что дает знание физиологии?

Прежде всего, эти познания, при правильном их анализе и соответствующих выводах, дают родителям понимание, в каком случае с большей вероятностью они получат положительный результат, применяя те или иные педагогические советы. Рассмотрим следующий пример.

Только два в одном дает положительный развитие мелкой моторики у детейрезультат. То есть? Сами по себе пальчиковые игры, забавы с предметами, массаж рук детям до одного года достаточно хорошо развивают мелкую моторику ребенка. Но для того, чтобы развить мышление и речь детей, только этого недостаточно. Помня о работе лимбической системы мозга, следует добавить к данным процессам еще и общение с ребенком.

Если во время упражнений взрослый будет разговаривать с ребенком дружелюбным, ласковым голосом, петь ему незатейливые песенки, давать небольшие задания и помогать их выполнить, при этом не делая за него ту или иную работу, тогда максимальный результат не заставит себя долго ждать. При таких идеальных для развития крохи условиях можно смело утверждать, что ему повезло с родителями и их отношением к нему как к полноценной личности.

С возрастом задания должны усложняться

И снова физиология! Вы верите в то, что ребенок может поднять двадцатикилограммовую гирю? Естественно, нет. Ребенку детсадовского возраста это не по силам. Максимум, что он может сделать, – сдвинуть гирю с места. Школьник – приподнимет на небольшую высоту.развитие мелкой моторики у детей А вот атлет, у которого за плечами годы тренировок, может даже жонглировать сразу несколькими такими гирями.

Почему так происходит? Потому что человек растет, а вместе с ним и его возможности. Происходит постепенное развитие и укрепление мышц, которые позволяют человеку сделать то, что невозможно другому. Но упражнения только тогда будут развивать ребенка, когда они будут иметь для него соответствующий уровень сложности.

Если родители дали ребенку пирамидку и научили ее складывать, а через некоторое время заметили, что он собирает ее почти с закрытыми глазами, то это знак, что нужно усложнить задание. Крохе следует постоянно демонстрировать то, что он уже умеет. Однако не стоит хвалиться этими достижениями перед друзьями и родственниками. Это затормозит развитие. Почему? Потому, что лимбическая система работает в тесной связке с развитием мелкой моторики детей. Чрезмерная похвала становится тормозным сигналом развитие мелкой моторики у детейдля данной системы, которая заставляет человека поверить в то, что это и есть предел его возможностей и дальше совершенствоваться нет необходимости.

Разумные родители никогда не будут хвалить ребенка, не показав ему более высокую ступень совершенствования умения, которым он уже смог овладеть. Например, малыш научился нанизывать бусины на веревочку – самое время положить в его игровую коробку бусины другого цвета и показать, что теперь он может начать нанизывать их поочередно. Даже в этом случае можно придумать много направлений для развития ребенка. Например, в процессе нанизывания научить его считать, называть цвета и т.д. В педагогике данный метод называется моторным планированием. И, конечно же, нельзя забывать, что только упражнения для мелкой моторики плюс общение с ребенком дают положительный результат. Одно без другого не работает или работает в полсилы.

Нет времени – что делать?

Делая вывод из всего вышесказанного, получается, что недостаток времени на игры с ребенком в младенческом возрасте, на занятия развитие мелкой моторики у детейполезными упражнениями и общение приводят к тому, что в дошкольном и школьном возрасте ребенок начинает отставать в развитии от своих более везучих сверстников. Виноваты в этом, естественно, родители, которые не захотели найти времени и возможностей для занятий с собственным чадом. При этом важно помнить, что если человек имеет грядку, на которой он сажает цветы, то прекрасную клумбу он получит только при условии регулярного ухода и полива, то есть при максимуме приложенных усилий и знаний. Цветы на такой клумбе будут радовать взгляд и положительно влиять на настроение не только садовника, но и случайных прохожих.

Упражнения для развития мелкой моторики

Младенческий возраст (до 1 года):

  • Поглаживание рук: гладить ручки малыша по направлению к центру 6-8 раз с внутренней и с наружной стороны + ласковые слова, песенки;развитие мелкой моторики у детей
  • «Танцующие пальчики»: сгибать и разгибать пальчики рук + считалочка;
  • «Топ-топ»: нажимать на пальчики от кончиков к ладошке + стишок, можно даже собственного сочинения;
  • Упражнение с большим пальчиком: отводить его в разные стороны вперед-назад и по кругу, возвращая в исходное положение + какая-нибудь присказка;
  • Дать малышу взять предметы всей ладошкой (хватательные движения) и двумя пальчиками (пинцетный захват) + похвала;
  • Совмещение двух предметов в один (пирамидка, матрешки и т.п.).

Ясельный возраст (от года до трех лет)

Отличием этого возраста от младенческого является не только укрепление физического состояния детей, но и способность понимать и реагировать на большее число заданных развитие мелкой моторики у детейситуаций. В этом возрасте мелкая моторика развивается не только в игровых ситуациях с помощью различных занятий. Появляется интерес к копированию взрослых. Дети пытаются самостоятельно научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы и пр. Как только родители замечают желание ребенка сделать простые действия собственноручно, это значит, что пришло время помочь крохе овладеть конкретным умением. На этом этапе воспитания важно помнить, что, продолжая делать за ребенка то, что ему пришло время научиться делать самому, вы тормозите развитие его мышления.

Что касается дополнительных развивающих игр для детей данного возраста и старше, то их выбор разнообразен и практически безграничен. Перечислять их нет необходимости, а вот подобрать те, которые будут нравиться только вашему малышу, следует обязательно. Самые популярные игры используют резиновую грушу (спринцовку), пластилин, изюм, мелкие предметы (которые сортируются, вдавливаются в пластилин, пересыпаются), столовые предметы, бумагу и т.д.

Важно, чтобы во время этих игр рядом с ребенком обязательно присутствовал кто-то из взрослых, который не только направит игру в нужное русло, но еще и обеспечит безопасность.
Так, мелкие предметы могут быть проглочены или засунуты в нос/ухо и прочие неподходящие для этого места.

Это самые важные моменты, которые необходимо знать про развитие мелкой моторики у детей!

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий