Методы работы с одаренными детьми

Рождение одаренного ребенка — это огромная радость для семьи и общества. И основная задача их представителей должна заключаться в том, чтобы своевременно рассмотреть способности у одаренных детей. Акцент на выявлении таких способностей делают в первую очередь в школе — месте, где воспитывают думающих, креативных и самостоятельных личностей. особенности работы с одаренными детьмиЕстественно, что в школе есть свои особенности работы с одаренными детьми, которых на самом деле не так часто встречается в жизни каждого преподавателя.

Одаренный ребенок требует к себе особого внимания и условий для учебы. Важно не только своевременно выявить определенные способности у такого ребенка, но и приложить максимум усилий для того, чтобы вырастить из него личность.

На протяжении многих лет школьные программы разрабатывались с целью обучения детей со средним уровнем способностей и с отдельными материалами и нормами для детей, отстающих в развитии. При этом программы для одаренных детей стали появляться не так давно. Но тот факт, что стали разрабатываться методики работы с ними, не может не радовать.

Что такое одаренность?

Выявить одаренность у детей на практике не так просто. В этом деле особенно актуальным является психологическое обследование школьника с последующим опросом его одноклассников, родителей и учителей.

Под одаренностью следует понимать постоянно развивающееся качество психики, за счет которого перед человеком открываются совершенно реальные возможности достичь особенности работы с одаренными детьминезаурядных результатов в сравнении с результатами других людей в одной или сразу нескольких видах деятельности.

На фоне сверстников одаренные дети обычно выделяются особыми достижениями либо имеющимися внутренними для них предпосылками. Определить такого ребенка можно по ряду признаков, которые проявляются в его деятельности – об этом чуть позже.

Считается, что одаренность лучше рассматривать как объединение повышенного уровня интеллектуальных способностей с особой находчивостью и настойчивостью. Такие дети чаще всего проявляют интерес ко всем областям науки, у них много идей и огромное желание познавать новое. Именно поэтому так важно, чтобы взрослые поддерживали это желание и помогли таким детям найти себя.

Работая с одаренными детьми, крайне важно не воспитать в них «звездную болезнь», превознося их на пьедестал почета, и вместе с тем действительно адекватно оценивать их достижения особенности работы с одаренными детьмии интеллектуальные способности, избегая публичного их принижения.

Нужно понимать, что одаренные дети совсем не обязательно будут эмоционально и социально развиты согласно своему возрасту. Скорее наоборот: ученик с особыми способностями часто имеет трудности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, не всегда способен себя контролировать и вести самостоятельную работу, часто нуждается в помощи и поддержке. Нередким является и физическое отставание в развитии, что отражается на почерке и несовершенной координации движений.

Характеристика одаренных детей

Охарактеризовать одаренных детей можно следующим образом:

  1. Отличаются широким восприятием, тонко чувствуют все, что происходит вокруг них, любознательны, пытаются выяснить, из чего сделаны приборы и предметы. Проявляют особый интерес к устройству мира и изменениям в нем в силу тех или иных обстоятельств, могут держать под контролем сразу несколько процессов, с удовольствием исследуют все, что их окружает.особенности работы с одаренными детьми
  2. Легко проводят логические связи между предметами и явлениями, делают умозаключения, придумывают альтернативные схемы их развития.
  3. Обладают отличной памятью, рано начинают говорить, имеют солидный объем информации, которой активно пользуются.
  4. Имеют богатый словарный запас, четко и ясно выражают мысли, получают удовольствие от изобретения новых авторских слов.
  5. Не любят, когда им пытаются навязать готовые решения или ответы, так как с большим удовольствием самостоятельно ищут решения на протяжении продолжительного времени, не теряя высокого уровня восприятия.
  6. В некоторых случаях имеют особые способности в области логики и математики, что позволяет им совершенствовать навыки в чтении.
  7. Способны подолгу концентрировать внимание, проявляя упорство в поиске решений задач.
  8. Не осознавая отсутствие опыта, могут пытаться выполнить излишне сложное для себя задание, с которым не смогут справиться без помощи и поддержки.

Психосоциальная чувствительность:

  1. Отличаютсяособенности работы с одаренными детьми нравственным развитием, которое опережает познание, имеют острое чувство справедливости.
  2. Остаются требовательными не только к себе, но и к окружающим, считая, что необходимо оставаться справедливыми и честными всегда.
  3. Имеют богатое воображение и фантазию, которыми часто пользуются, работая над решениями задач.
  4. Имеют отличное чувство юмора, особенно увлечены шутками и забавными несоответствиями.
  5. Из-за недостатка эмоционального баланса часто проявляют нетерпение.
  6. Могут демонстрировать проявления повышенной степени уязвимости и страхов, особенно чувствительны к сигналам неречевого характера.
  7. Эгоцентричны.
  8. Могут негативно воспринимать себя как личность, не имея возможности и желания наладить контакты со сверстниками.

Особенности физического развития:

  1. Всегда энергичны, мало спят.
  2. Имеют сбои в моторике рук, которая отстает от познавательных способностей.
  3. Нестабильное зрение (проблемы со сменой фокуса).

Разновидности одаренности в тех или иных областях

Одаренность детей может проявиться в самых разных областях их деятельности и даже сразу в нескольких.

Музыкальная деятельность

У детей, одаренных музыкально с раннего детства, можно отметить интерес ко всему, что издает звуки. Уже в 2-3 года эти дети различают особенности работы с одаренными детьмимелодии и пробуют их повторять, соблюдая ритм и попадая в ноты. Некоторые из малышей петь пробуют раньше, чем произносят первые предложения.

В 3-5 лет у музыкально одаренных детей просыпается желание заставить предметы извлекать звуки. Они с удовольствием осваивают музыкальные инструменты, сначала детские, а потом и настоящие. Их не отпускает желание придумывать что-то новое, от себя. Первые музыкальные произведения станут подтверждением перехода на новую ступень развития музыкальной одаренности.

Художественная деятельность

Такие дети отлично справляются с созданием зрительных образов с самого раннего детства. Для них характерна повышенная наблюдательность, чуткость и способность подмечать все красивое и яркое, подолгу сохраняя эти образы в памяти. Особенно важны для развития художественного дарования активность и желание познавать что-то новое в этой области. Творческий поиск станет основным источником энергии для таланта любой величины.

Математическая деятельность

Одаренные в этом отношении дети проявляют способности уже в три года. Их интерес к числам очевиден. Они ищут их в книгах, на улице, в экране телевизора, пробуют самостоятельно различные комбинации. Первые примитивные арифметические особенности работы с одаренными детьмидействия выполняют с большим восторгом. Уже к 4-5 годам такие дети с легкостью в уме работают с двух- трехзначными числами, а в первом классе интересуются содержимым учебников по математике для более старших классов.

Для математически одаренных детей не составит труда придумать в уме сложную шахматную комбинацию. Если научить их игре в шахматы, то к 4-5 годам они уже могут показывать феноменальные результаты.

Литературная деятельность

Литературные дарования можно раскрыть в основном в школьном возрасте, и лишь в некоторых случаях способности такого рода проявляются у дошкольников. Обычно такие дети проявляют интерес к звучанию слов, обожают рифмы, получают удовольствие от возможности услышать новые слова и словосочетания. Сочинения таких детей в школе отличаются от сочинений одноклассников — они обычно самые содержательные, креативные и выразительные.

Социальные дарования

Социально одаренные дети всегда лидеры. Они уверены в себе, всегда стараются проявить инициативу, имеют развитую речь, без стеснения обращаются как ко взрослым, так и к детям. Такие дети имеют свой подход ко всему, с чем они сталкиваются, и им всегда все интересно.

Методы работы с одаренными детьми в начальной школе

Одаренные дети младшей школы по сравнению со сверстниками имеют высокий уровень интеллектуальных способностей: они легко воспринимают учебный материал, пробуют проявлять себя творчески, демонстрируют активное желание особенности работы с одаренными детьмиузнавать что-то новое, получают радость и удовлетворение от собственного умственного труда. Именно поэтому так важно разрабатывать методы работы с одаренными детьми уже в начальной школе.

В учебном процессе таким детям нужно обеспечить индивидуальный подход, который будет способствовать развитию их способностей. Деятельность педагогов в этом отношении должна быть как урочной, так и внеурочной.

Что включает в себя урочная деятельность?

К урочной деятельности можно отнести:

  • проблемно-развивающее обучение;
  • проектно-исследовательскую деятельность;
  • деловые игры;
  • презентации и тесты для развития способностей;
  • творческие задания.

Проблемно-развивающее обучение

Достаточно часто учителя, практикующие обучение одаренных детей, используют такую технологию. Суть ее особенности работы с одаренными детьмизаключается в умышленном создании на уроке сложной ситуации, из которой младшим дошкольникам нужно будет самостоятельно найти выход путем применения мыслительных операций (сравнения, анализа, обобщения и пр.), в процессе усваивая новую тему. Этот подход способствует организации самостоятельной деятельности детей, которые получают возможность развивать мыслительные способности, совершенствуя навыки.

Проектно-исследовательская деятельность

Речь идет о проектировании, в ходе которого дети учатся без помощи учителя формулировать проблему, собирать информацию для работы над ее решением, анализировать, классифицировать и находить ответ. Таким образом дети получают возможность обогатиться учебным и жизненным опытом.

Что включает в себя внеурочная деятельность?

К внеурочной деятельности относятся:

  • праздники и постановки;
  • олимпиады;
  • факультативы;
  • предметные недели.

Олимпиады особенности работы с одаренными детьмипроводятся с целью выявления одаренных детей в той или иной области.

Факультативы нужны для создания оптимальных условий для работы с одаренными детьми. Обычно это небольшие группы, в процессе обучения которых педагог имеет возможность обеспечить каждому ребенку индивидуальный подход, экспериментируя с методами и наблюдая за результатами с учетом потребностей учеников.

Предметные недели необходимы для раскрытия у школьников творческого потенциала.

Праздники и постановки позволяют привлекать одаренных детей к процессу реализации актерских и творческих навыков. В процессе дети учатся не только играть роли, но и писать сценарии, ставить пьесы в роли режиссера. Такого рода деятельность способствует повышению у одаренных детей мотивации к совместной работе с учителями и работе по совершенствованию собственной личности.

Схема работы с одаренными детьми

Прежде чем планировать схему работы с одаренными детьми, необходимо выявить их в коллективе. Проще всего это сделать путем наблюдения. Как только найдутся ученики с неординарными способностями, можно перейти к следующему этапу — особенности работы с одаренными детьмипредложить родителям заполнить специальные опросники для оценки одаренности ребенка.

Следующие действия должны быть согласованы с родителями и администрацией учебного заведения. Для разработки плана по работе с учеником нужно будет привлечь психолога, который проведет ряд тестов, а также детский коллектив, который может воспитать в одаренном ребенке дух здорового соперничества.

Выбирая методы работы с одаренными детьми, необходимо принимать во внимание:

  • тип одаренности;
  • возраст;
  • социальное положение семьи;
  • степень одаренности;
  • желание ученика работать;
  • подготовку педагога.

В процессе работы педагоги должны помнить о том, что их похвала и поддержка станут наградой для ученика, помогут формированию его самооценки. Очень важно правильно мотивировать таких детей, направляя их на новые подвиги, проявление самостоятельности и готовность к творческому риску.

Работа с одаренными детьми будет успешной в случае выявления у них сильной стороны, благодаря чему они смогут проявить себя, вкусив успех и оценив собственные возможности.

Важно не ограничивать детей с высоким уровнем способностей рамками школьной программы, позволяя им выходить за ее пределы.

В заключение отметим, что одаренность не может проявляться на поверхности. Поэтому тесты не должны стать единственными методами ее определения. Одаренные дети совсем не обязательно должны обходить одноклассников по школьным предметам. Выявить способности помогут сведения об учащихся и многократные наблюдения, в процессе которых можно будет сделать выводы.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий