Малыши дошкольного возраста еще только учатся испытывать разные эмоции. Сейчас важно, чтобы психологический климат дома, в садике, при общении с друзьями был теплым. Это пустит эмоциональное развитие по правильному пути. При формировании личности необходимо учитывать все факторы влияния, особенно там, где родители не присутствуют.
Воспитывать в детях правильные эмоции поможет творчество, развивающие игры, правильное воспитание. У детей не всегда может быть правильное понимание ситуации – тут родителям нужно спокойно объяснять происходящее. Не ругайте малыша, а дайте ему возможность поговорить с вами откровенно, задать даже неудобные вопросы. Психическое развитие пройдет нормально, если родители и воспитатели покажут ребенку на своем примере, как радоваться, грустить, сопереживать, поддерживать.
- Младший дошкольный возраст
- Правильное эмоциональное развитие
- Ребенок в семье
- Общение с родителями
- Совместные игры
- Детский сад
- Возможности воспитателя при работе с ребенком
- Игры
- Творчество
- Общение со сверстниками
- Эмоциональные аспекты общения
- Вопросы родителей к детскому психологу
- Моему ребенку 4 годика. Он совершенно не умеет дружить: сегодня играет с малышом, а завтра уже не обращает на него внимания, может даже обидеть. Что делать?
- Как развить в малыше способность сопереживать?
- Моему сыну 4 года. Меня волнует, что его эмоции слишком уж бурные. Как быть?
- Во всех играх мой сын очень агрессивен: хочет только драться, ломать, отбирать. Как научить его играть нормально?
Младший дошкольный возраст
Речь идет о детях 3-5 лет. Сейчас время идти в детский садик, а значит, ребенок уже готов сменить привычную среду на новую. Совершенствуется его физическое и психическое развитие. Важную роль здесь играет развитие эмоциональное, как часть процесса социализации. Попадая в садик, малыш сталкивается с миром взрослых.
Если раньше все взрослые были его родными или хорошими друзьями родителей, то теперь появляются совершенно другие люди. Воспитательница — человек незнакомый, но ее нужно во всем слушаться. Важная задача воспитателя детского сада — создать для детей доверительную, дружескую атмосферу, но не терять своего авторитета взрослого.
Еще это мир общения. Тут заводится первая дружба, бывают ссоры, конфликты, обиды, совместные радостные моменты. Значит, в такой безопасной среде малыш учится всем человеческим эмоциям. Какие-то он испытает впервые. Для младшего возраста характерны некоторые эмоциональные особенности:
- повышенная чувствительность;
- много вариантов выражения эмоций;
- у детей младшего возраста (3-4 года) еще нет самоконтроля;
- фиксация на эмоции (может долго обижаться, жалеть себя);
- подражание поведению взрослых.
Сейчас нужно просто направлять малыша по верному пути психического развития.
Правильное эмоциональное развитие
Когда мы говорим про правильно питание, то подразумеваем сбалансированность: нормальное количество витаминов, здоровый уровень жиров, углеводов, кислот, микроэлементов. Примерно так же можно представить себе нормальное эмоциональное развитие. Чтобы говорить о «нормальности», необходимо испытывать весь эмоциональный спектр. От счастья до грусти, печали, даже горя.
К сожалению, не все эмоции положительные. Ребенку в какой-то момент жизни придется испытать все. Ограждать его нет смысла. Это необходимо нам для того, чтобы психика функционировала верно, умела создавать защитные барьеры в стрессовых ситуациях. Это ее свойство можно сравнить с работой нашей иммунной системы. Она учится, запоминает разные виды опасностей, благодаря чему потом может бороться с ними.
Неизвестный вирус может стать серьезной проблемой для организма. Неумение справляться с эмоциями тоже чревато серьезными последствиями, не только для психики, но для жизни. Эмоциональное развитие начинается в раннем детстве. У детей дошкольного возраста эта часть психической деятельности еще не сформирована до конца – это прекрасная возможность подготовиться к взрослой жизни.
Ребенок в семье
Все начинается с семьи. Эмоциональное развитие не исключение. Малыш 1-3 лет еще мало что знает про жизнь взрослых. Он ориентируется на поведение своих самых близких людей — родителей. Сюда же относятся бабушки и дедушки, старшие браться, сестры – все те, кого он видит каждый день. Их эмоции, проявления чувств становятся психологическим эталоном для него.
Мама всегда улыбается, когда приходит папа. Они обнимаются, разговаривают о работе, друзьях. Возникает проблема — они вместе решают ее. Без криков, оскорблений, скандалов. Малыш воспринимает дом целым миром. Если так ведут себя родители, значит, все вокруг поступают так же. Почти все слышали истории о том, что родители били ребенка, оскорбляли его, и для малыша это воспринималось как норма. Попадая домой к своим друзьям, он впервые сталкивался с другим обращением. Тут мир для детей переворачивается – оказывается, что он может быть совершенно другим.
Конечно, столкнуться можно с разным: хорошим, плохим, неправильным, опасным. Главное — помочь ребенку разобраться с тем, что он испытывает. Научить прислушиваться к своим эмоциям. Сделать это можно терпением, пониманием, общением. Будьте готовы отвечать на детские вопросы.
Общение с родителями
Конечно, оно должно быть безопасным и доверительным. Если у ребенка есть основания бояться родителей, то о каком нормальном психическом развитии может идти речь? Самые сильные психологические травмы начинаются с такого детства: страхи, угрозы от родителей, непонимание своей вины.
Родителям нужно пересмотреть свой стиль общения друг с другом. Показывайте малышу, что значит:
- любить;
- принимать;
- понимать;
- сопереживать;
- вместе делить радости.
Ваш мир не должен быть идеальным. Все попытки оградить малыша от переживаний закончатся вашим выходом на улицу, походом в садик. Там нет идеальных условий, а есть реальные. К этому детей нужно готовить. В 3-5 лет еще не все понятно, не все можно объяснить. Будьте готовым отвечать на вопросы ребенка, даже если они не очень корректные или приятные.
Совместные игры
Играть с детьми нужно. Это помогает им лучше использовать ролевые ситуации. Подключайтесь сами, берите игрушки. Именно взрослый человек может задать необходимый тон игре. Вы можете легко отрабатывать эмоциональный настрой. Такие же игры проводят воспитатели в садике, чтобы помочь малышам разобраться в сложных отношениях нашего общества. У детишек младшего дошкольного возраста игра имеет огромное значение в развитии. Это не только развлечение, но и метод общения, понимания, возможность учиться.
Еще один важный момент — игрушки. Их не должно быть слишком много. Раньше у детей было мало игрушек, они были простые. Тогда малышу приходилось включать воображение: любая тряпочка на кукле — бальное платье, а брусок дерева превращался в солдатика, машинку, кораблик. Игры у детей были более эмоциональными за счет активной работы мышления, воображения.
Сейчас все есть: игрушка поет, танцует, прыгает, отвечает на вопросы… А вы попробуйте предложить малышу изготовить игрушки самостоятельно, например из полимерной глины. Она очень пластична, а когда застывает, становится твердой. Ребенок может создать именно то, что он хочет.
Детский сад
Детский сад дает огромные возможности для детей дошкольного возраста в плане эмоционального развития. Воспитатель, с одной стороны, выполняет функцию наблюдателя. У детей много времени для игр, общения. С другой — воспитатель предлагает разные коллективные занятия. Это не только игры, но и творчество.
Конечно, не обходится без общения малышей. Их научат знакомиться, воспитатель поможет помириться тем, кто поссорился. Еще один важный момент — адаптация в садике. Это процесс привыкания к новой среде. Эмоциональное развитие малыша претерпевает изменения. Он вынужден приспосабливаться, учиться быть более самостоятельным. Это его сознательное отделение от матери, теперь он — отдельный человек в обществе других.
Возможности воспитателя при работе с ребенком
Детей отдают в садик с 3 лет. Есть более ранние группы для детишек младшего возраста, но психологи скептически относятся к этому. До 3 лет расставание с мамой на целый день может быть очень болезненным.
В саду главный взрослый — это воспитатель (один или несколько). Нянечки просто помогают: учат детишек заботиться о гигиене, одеваться, завязывать шнурки. А воспитатель участвует в жизни детей своей группы. Проводит небольшие уроки, читает сказки, показывает новые игры. Квалифицированный воспитатель должен хорошо понимать психологию детей младшего возраста. Он же может оценить прогресс адаптации, помочь советом родителям.
Родителям нужно объяснить ребенку, что воспитателя можно без страха спрашивать, просить о помощи. Хотя дети сами очень быстро привыкают к новому взрослому в их жизни. В чем-то он даже может стать для них авторитетом.
Игры
В арсенале воспитателя много развивающих игр и игрушек. Для детей младшего возраста подготовлены наборы с мимическими куклами. Каждая из них изображает определенную эмоцию. Для правильного психического развития человеку необходимо общение. Все потому, что во время общения мы смотрим друг на друга. Мимика, жесты, выражения лица показывают скрытые эмоции, а иногда дополняют их.
Наборы с мимическими куклами служат для того, чтобы дети научились определять по лицу человека его состояние. Дальше воспитатель предлагает помочь грустной кукле, развеселить ту, которая плачет. Или, наоборот, порадоваться вместе с веселой. Вариантов игры с таким набором очень много. Дети младшего возраста довольно отзывчивые.
Творчество
Современные воспитатели знают много интересных техник для творчества. Рисование, лепка, аппликации помогают развивать мелкую моторику у детей младшего и дошкольного возраста. Это не единственное преимущество творческой деятельности. Она дает свободу выражения эмоций.
Из детских рисунков мы видим, что происходит в душе у малыша. Он выбирает цвета и краски, основываясь на своем ощущении мира.
Задания от воспитателя тоже полезные. Например, изобразить семью, своих родителей. Или же что-то самое любимое, вызывающее приятные ощущения. Малыш начинает мыслить творчески, включает воображение. Эмоциональное развитие выигрывает от простых творческих уроков. А еще это отличный отдых и способ успокоиться после активных игр.
Общение со сверстниками
Без общения не может быть развития. Если кроха не ходит в садик, то обязательно нужно поддерживать контакты с другими детьми. Ребята, с которыми вы гуляете в одном дворе, группа из кружка или секции. Приглашайте малышей в гости, на день рождения, ходите с ребенком к друзьям, у которых есть дети.
Эмоциональные аспекты общения
Общение всегда идет рука об руку с эмоциями. Конечно, не каждый малыш обязан стать другом вашего чада. С кем-то удаться подружиться, а с кем-то нет. Эмоциональное и психическое развитие от этого только выигрывает.
Дети могут быть очень участливыми, добрыми, особенно дети младшего дошкольного возраста. Они знают жизнь только по сказкам, историям, мультикам. А в них всегда есть место доброте и сопереживанию. Так они и пытаются строить свои отношения в детском коллективе.
Вопросы родителей к детскому психологу
Иногда дети уж очень сильно удивляют родителей своим характером. У детей младшего возраста нередко происходят коммуникативные кризисы. Это время, когда под влиянием неких факторов меняется психический настрой ребенка. Он может стать очень закрытым или, наоборот, чрезмерно общительным или агрессивным. Тут необходимо разобраться, что именно послужило толчком для такой перемены.
Родители часто волнуются за психическое и эмоциональное развитие малышей в возрасте 3-6 лет, обращаются за советом к психологу. На некоторые типовые вопросы можно легко ответить.
Моему ребенку 4 годика. Он совершенно не умеет дружить: сегодня играет с малышом, а завтра уже не обращает на него внимания, может даже обидеть. Что делать?
Такая ситуация периодически случается. Вы не думали, что малыши могли просто поссориться в прошлый раз? Хотя поведение, когда кроха не может или не хочет поддерживать дружеские отношения, случается. Особенно у тех малышей, которые не посещают садик, много времени проводят дома. У них нет возможности научиться дружить, ведь она не возьмется просто их ниоткуда.
У детей, которые посещают садик, есть возможность общаться с одними и теми же ребятами. С кем-то сразу можно подружиться, а к кому-то привыкаешь долго. Конечно, такая ситуация нежелательна, особенно если присутствует агрессивное поведение.
Если ребенок дошкольного возраста все время проводит дома с мамой, бабушкой, то он привыкает к определенному стилю общения. В играх ему поддаются, мама готова играть по его правилам, выполнять все желания. С другими детьми все не так: приходится или выдумывать вместе, или подстраиваться под чужие правила.
Скорее всего, у ребенка сохранится подобный эмоциональный настрой. Он настаивает на своем, готов даже применять силу. Значит, никакого сопереживания к другому ребенку у него нет. Родители просто упустили из виду развитие этого эмоционального качества. Нужно больше времени проводить среди других детей. Кружки, секции, прогулки в парках, походы на дни рождения — это может помочь ему социализироваться лучше.
Как развить в малыше способность сопереживать?
Дети младшего дошкольного возраста уже эмоционально готовы учиться. Учиться — не значит изучать азбуку, цифры, рисовать фигурки. Это еще и обучение законам, по которым живет общество. Сейчас дети с радостью будут общаться, если им предоставить такую возможность. Так они получают первые сведения о реакциях других людей. Родители часто скрывают свои чувства, пытаются быть веселыми, радостными, не посвящают малыша в свои проблемы. С другими детьми так не получится.
Но родителям нужно тоже приложить усилия. Если вы расстроены — поговорите об этом, в простых словах опишите свои чувства. Можете даже попросить совета у малыша – что он вам предложит? Сопереживание другому человеку — довольно простое чувство.
Еще один момент — сказки, игры. Выбирайте истории о дружбе, помощи, поддержке.
Моему сыну 4 года. Меня волнует, что его эмоции слишком уж бурные. Как быть?
Беспокоиться тут не нужно. В период от 2 до 5 лет детям тяжело контролировать свои эмоции. Они действительно очень сильные. Восторг от нового, интересного может длиться не один день. Переживания, слезы тоже продолжительные и сильные. Пока что эмоциональное развитие только «расцветает». Какие-то эмоции ребенок испытывает первый раз, сам удивляясь их силе.
Лучше всего для вас будет поговорить с малышом. Объясните, что в громком смехе, искренней радости нет ничего плохого. Просто в магазине или в гостях нужно вести себя тише. Малыш может поговорить с вами, рассказать, что же именно его так впечатлило или расстроило.
Еще один важный момент. Обратите внимание на свое поведение. Как вы реагируете на приятные или неприятные новости? Если так же бурно, то о чем тут говорить? У детей этого возраста есть только одно возможность учиться — у вас.
Во всех играх мой сын очень агрессивен: хочет только драться, ломать, отбирать. Как научить его играть нормально?
Частые проявления агрессии во время игры — плохой, тревожный знак. У детей игра это особый процесс. Они отрабатывают механизмы общения, ситуационное поведение. Будь это игра с игрушками или живыми детьми, он просто переносит на нее свое понимание ситуации. Лучше задумайтесь: откуда у него такой настрой в общении?
Сейчас много мультфильмов, игр, герои которых ведут себя агрессивно. При поездке на машине в игре можно всех давить, врезаться в другие авто. Герои кино часто бездумно дерутся, доказывают свою правоту силой, оружием. Все это негативно воздействует на эмоциональное развитие. Конечно, полностью оградить ребенка от телевизора, компьютера, игры невозможно, но нужно стараться фильтровать информацию и контент.
Еще очень важно пересмотреть свое поведение дома. Как общаются родители? Это угрозы, насмешки и агрессия, или же у вас дома мир, понимание, дружеское участие? Кроха не придумывает агрессию – он ее где-то видит и воспроизводит. Поговорите с ним о мультиках и играх, в которые он играет. Как его любимые герои побеждают врагов — с помощью своей физической силы или смекалки, ума? Объясните, что именно последний способ правильный.