Начиная разговор о задержке речевого развития у детей в 3 года, необходимо заметить, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому поднимать панику и бить во все колокола, если вы обнаружили у вашего ребёнка некоторые торможения в развитии речи, не стоит. Вы не единственная семья на земле, чьи дети начинают произносить свои первые осознанные слова к 4 годам. Это так же индивидуально, как с ползаньем. Некоторые с удовольствием покоряют километры комнат на четвереньках и встают на ноги к году. Другим же ползать в принципе не нравится – такие могут сидеть до 12 месяцев, а могут пойти вдоль стены уже в восемь. Постарайтесь к задержке речи отнестись также спокойно, но примите соответствующие меры. Первым делом вам следует посетить вашего участкового врача для обследования и консультации.
По мнению психологов, от речи ребёнка зависит его познавательный процесс. Логопеды тоже не в восторге от такого диагноза, поэтому моментально реагируют на малейшие жалобы и часто довольно быстро справляются с возникшей проблемой. Так что можете доверить своего ребёнка специалистам и вместе с ним пройти небольшой и несложный курс, который поможет ему догнать сверстников. Вместе с речью расширяется кругозор, мировоззрение, улучшается логическое мышление и формируется характер. Поскольку все это тесно связано между собой, ребёнок без серьёзных отклонений достаточно быстро освоит речь, и уже через несколько недель вы забудете о том, что в вашей семье была такая проблема.
Каковы могут быть причины задержки развития речи?
В первую очередь обратите внимание на ваше общение с малышом. Возможно, его речевое отставание обусловлено тем, что вы мало общаетесь с ребёнком.
Невостребованность речи возникает в некоторых случаях:
- когда родители угадывают все желания
малыша и не дают ему возможности проявить себя;
- когда родители не пытаются найти с ребёнком общий язык, полагая, что он ещё слишком мал, чтобы с ним общаться;
- у ребёнка психологическая травма, вызванная стрессом, шоком, возможно родовой травмой.
Также молчаливое состояние иногда затягивается по генетическим причинам – из-за вялого созревания речевых нервных клеток. Ребёнок может оказаться слабослышащим и именно поэтому не разговаривать с вами. Или же, в худшем случае – что бывает редко, но, увы, случается – причиной может быть поражение головного мозга.
Нормы речевого развития у детей в возрасте до 3 лет
Отклонение от предложенных норм на 1-2 месяца (опережение или отставание) тоже будет являться нормой. Если же ребенок отстает сразу по нескольким показателям или у него вообще отсутствуют какие-то навыки, то вам стоит обратиться к специалисту, подобрать развивающие игры и упражнения и заниматься с малышом регулярно.
Как определить норму развития речи у ребёнка?
Рассмотрим нормы развития от рождения по месяцам, чтобы было легче определить, есть ли отклонения и на какой стадии они появились.
- 2 месяца: ребёнок «гулит», восклицает, делая это неосознанно, чисто эмоционально. Обращает внимание на родственников, издаёт звуки в их сторону, громко радуется, завидя их.
- 3 месяца: «гулит» более протяжно, начинает произносить гласные нараспев, иногда смыкает губки, получая согласные звуки вперемешку с гласными.
- 4 месяца: «гуления» можно сравнивать с песенками без слов, чаще возникают такие слоги, как «пма, пам, ак, агу, гуа».
- 5 месяцев: более уверенные сочетания гласных и согласных, «гуление» может начаться с песни, услышанной по телевизору или через компьютер.
- 6 месяцев: повторяющиеся слоги «дида-дидай-дида-дидай», «ма-ма-ма-пама-амапа». Происходит имитация звуков, которые были услышаны ранее. Может вступать в диалог со взрослым, правда, пока что на своём детском «языке».
- 7 месяцев: ребёнок начинает лепетать и пробовать повторять короткие звуки, так похожие на слова «папа, мама, дай». Чаще прислушивается к взрослой речи, смотрит на губы, имитирует мимику и выдаёт звук.
- 8 месяцев: полностью имитирует тон взрослых, но говорит на непонятном языке смешанных «гулений» и слогов, которые всё больше занимают его речитатив.
- 9 месяцев: сложный лепет, более понятные и осмысленные мама-папа.
- 10 месяцев: показывает на животных, называя их коротко «кс», «ав», «пи». Может одним слогом звать родителей или что-то просить, жаловаться: «ой», «ай».
- 11 месяцев: всё больше коротких слов, но они произносятся более старательно и осмысленно. Заменяет предложения короткими фразами, интонирует.
- 12 месяцев: ребёнок должен уметь объясняться с родителями. В его запасе 10 простых и коротких слов, а в понимании в 2 раза больше. Малыш старается запомнить новое слово как можно быстрее и с нетерпением начинает им пользоваться.
До полутора лет ребёнок развивает и укрепляет то, чему научился за год. Ему свойственно называть одним слогом целый ряд несвязанных между собой предметов, начинающихся на этот слог: «ка» – каша, карандаш, Катя (кукла), кошка (может быть и «ко»). «Бам» – упал, стукнул, звон, ванна для купания (потому, что так решил). Общее между предметами ребёнок не осознаёт. Если он знает, что такое журнал, тетрадь, отличает ручку от карандаша, то на данный момент объяснить ему, что всё это канцелярия, невозможно.
Если после полутора лет речь ребёнка не становится более связной, то это первый сигнал сходить на проверку. Если и к трём годам нет изменений, то лучше записаться на посещение психолога, логопеда и участкового педиатра для общего осмотра и проведения анализов.
Ко второму году дети узнают животных и предметы, озвучивают их, как умеют, модернизируют звуки в более сложные словосочетания: «миша», «киса», «му-кА» (корова), «но-но» (лошадь). Понять требования ребёнка становится проще. Он умеет найти суть и высказать её одним словом: «ням», «куп», «тул» (стул), «дай» (указывая на предмет), «пи», «а-а-а». В это время дети одного возраста могут разговаривать по-разному. Воспитание у каждого ребёнка своё и семьи тоже – соответственно, окружение и привычные предметы у каждого отличаются. Дети в 2 года учат тот мир, который близок к ним. Но интересен тот факт, что, общаясь между собой слогами, они принимают и понимают друг друга, обмениваясь игрушками и хохоча от своих же словоформ.
На рубеже 2-3 лет ребёнок уже понимает, как поставить слово в прошедшее или будущее время, но часто путает род. Может называть себя от третьего имени: «Лена, да, будет» «Миша просил маму» – и вместе с этим правильно показывать свои требования.
К третьему году жизни ребёнок начинает говорить связно и размеренно. Некоторые дети могут начать читать по слогам. Происходит осознание важности интонации, осмысливание объединения нескольких слов в одну категорию. Например: дуб, берёза, ель – это деревья. Платье, рубашка, гольфы – это одежда. Кроме приобретённых и изученных осмысленных слов, проскальзывают выдуманные слова, с которыми малышу пока что комфортно.
В три года ребёнок обязан знать 1500 слов и более. Если же речь ребёнка отстает от нормы, предпосылки к чтению остаются пассивными. Невозможно научить ребёнка писать или логически размышлять, ведь он не может сформировать свои мысли в слова даже «про себя».
При подобных проявлениях, обратившись к логопеду и психологу, вы предотвращаете задержку развития, выявляя истинную проблему молчания малыша.Разбирая препятствие на пути к речи как можно быстрее, врачи устраняют проблему полностью, без следа. Но чем дольше проблема остаётся в вашей семье, тем глубже она уходит корнями в психику, и уже буквально через полгода справиться с ней будет гораздо сложнее.
На что следует обратить внимание в развитии речи трёхлетнего ребенка?
Обращайте внимание на развитие речи ребёнка во время первого года жизни. Если на протяжении восьми месяцев ваш малыш только «мычит» и изредка «гулит» – это не показатель того, что он очень спокоен, а сигнал, что нужно отправляться по врачам. После девятого месяца всё, чему научился ребёнок, начинает закрепляться и усложняться. Если всё это время ваш малыш промолчал, то и закреплять ему будет нечего.
Если ваш малыш оборачивается на зов и эмоционально выражает свои желания, то это нормальное развитие. Если же при этом он всё больше молчит, стоит обратиться к логопеду. После года жизни дети умеют показывать на картинке предмет и животное, которое называют родители, узнавать знакомые лица на фотографиях, показывают отдельные части тела и пытаются повторить хотя бы первый слог всего слова.
В два года малыш не только вступает в беседу со взрослыми, моделируя разговор при помощи коротких фраз и кивков, показывая пальцем в нужную сторону. Он также может выполнить просьбу взрослого дать ему что-то, принести мяч, показать новую куклу, дать попить из кружки.
К трём годам из простых слов формируются простые предложения вроде «давай гулять», «надо есть», «хочу там». Дети начинают первыми здороваться, вступают в диалог, рассказывают свои новости: «Мне купили платье», «Мальчик дал игрушку». Заинтересованность взрослых побуждает развивать мысль, формируя всё более сложные предложения.
Диагностика, помощь и лечение задержки развития речи у ребёнка 3 лет
Обычно отставание речевого развития замечают не сразу, а когда есть серьёзное торможение, заметное не только окружающим, но и самим родителям – которые могут ещё долго успокаивать себя, мол, у детей бывает и такое, все дети разные и т.д. Повторимся: не стоит падать в обморок, но и расслабляться при этом не нужно. Ждать, что проблема уйдёт сама собой и ваш ребёнок вдруг заговорит в один прекрасный момент чистой и внятной речью, будет неправильно и вредно . Следует отнестись к проблеме без паники, но внимательно. Показать ребёнка врачу и рассказать о том, что вы заметили некоторые отклонения в развитии речи. После участкового педиатра вас направят на нужные консультации специалистов, помогающих детям с подобными проблемами быстро догнать своих сверстников.
Прежде чем назначить лечение, необходимо выявить суть проблемы. А, как уже известно, задержка речи может возникнуть по разным причинам. И лечение каждой из причин должно проходить сугубо индивидуально.
Если дело в недостатке внимания или, наоборот, чрезмерной опеке единственного чада, то здесь за дело берётся психолог, обязательно работающий и с ребёнком, и с его родственниками. Особое внимание будет уделено эмоциям ребёнка и стадиям их возникновения – так психолог найдет корень проблемы и улучшит внутреннее состояние малыша. После пробуждения желания обучаться к работе с ребенком подключается логопед.
Если ребёнок не разговаривает из-за невралгического диагноза, то тут помогут специальные препараты, употребление которых способствует регенерации клеток мозга. В процессе приёма таблеток малыш начинает меняться на глазах: тянется к общению, старается находить новое самостоятельно, с родителями и друзьями. Также возможно погружение ребёнка в гипнотический лечебный сон или лечение при помощи микрополяризации. Это может прозвучать устрашающе для любящих родителей, но на самом деле процедура проходит совершенно безболезненно. Аппарат, влияющий на мозговую деятельность ребёнка, излучает минимальное количество электрических импульсов, которые в десятки раз слабее тока при процедуре электрофореза.
Если же проблема речи связана с тем, что малыш не слышит звуки, по показаниям ребёнка могут определить в школу, где занимаются обучением тому, как жить в мире без звуков.