Время летит стремительно. Казалось бы, только вчера вы принесли домой из роддома заветный свёрток, а сегодня ваше чадо уже приближается к рубежу в один год. Период от нуля до трёх лет считается тем фундаментом, на котором в дальнейшем выстраивается личность. Чтобы вовремя заметить возможные отклонения и провести профилактику, родителям стоит быть в это время особенно внимательными, однако затраченные усилия вернутся с лихвой. Развитие ребёнка в 11 месяцев – это набор определённых стандартов, которым он должен соответствовать. Основное, что он должен уметь делать, это произносить простые односложные и двусложные слова и большую часть своих перемещений производить на ногах.
Темперамент, характер и привычки
В этом возрасте ваш малыш начинает потихоньку заявлять о себе, у него заводятся свои привычки и предпочтения, формируется индивидуальная точка зрения и личное мнение. В 11 месяцев уже должен просматриваться темперамент (напомним, он бывает четырёх типов: сангвиник, флегматик, меланхолик, холерик). Помните, что в чистом виде любой тип – большая редкость, поэтому подмечайте, в каких пропоциях они сочетаются в характере вашего крохи.
Любой ребёнок – исследователь с неиссякаемым потоком энергии. Дабы старания юного первооткрывателя не обернулись трагедией, позаботьтесь о том, чтобы на него не упало ничего тяжёлого или раскалённого. Комнатой повышенной опасности считается кухня, самые распространённые источники опасности – плита с готовящейся едой и накрытый стол, застеленный скатертью. Последнюю ваше чадо может потянуть на себя за свисающий край, что приведёт к известным последствиям. Подумайте, может, от скатерти вообще лучше отказаться хотя бы на некоторое время. Также обратите внимание на то, что находится на уровне глаз вашего ребёнка. В розетки должна быть вставлена защита, возле окон не должно быть возвышений, стулья и табуретки при попытке опереться на них должны быть устойчивыми. Однако будьте готовы к тому, что вас будут часто звать на помощь с требованием достать неизученную вещь. Так что мелкие предметы и вещи, которые крохе не положены по возрасту, заранее уберите подальше, чтобы они не попадались ему на глаза.
Также ребёнок должен уметь «работать на высоте»: научите его забираться на диван и кровать и спускаться с них, ходить по ступенькам. Обучить этому не так трудно, как может показаться, а в книгах и в Интернете на эту тему много материала. В противном случае вы рискуете тем, что в будущем у вашего сына или дочери будет сильный страх перед высотой: именно так будет запрограммировано его подсознание в случае неудачных и болезненных падений.
Физическое развитие
Приблизительно в возрасте 11 месяцев дети переходят из мира младенчества в мир детства, у них всё чётче начинают проявляться различия полов. Мальчики к этому возрасту обычно весят в среднем 10-12 кг при росте 70-78 см, девочки – соответственно 8,5-9 кг и 65-70 см.
Однако эти цифры основаны на статистических исследованиях и не учитывают индивидуальные особенности того или иного ребёнка. Поэтому следует обратить внимание вот на что:
— уровень активности и подвижности малыша: спокойные и флегматичные дети, а также те, кто любить посидеть на руках у мамы и папы, достаточно быстро набирают вес и даже склонны к излишней полноте, любители же активного образа жизни могут даже значительно недобирать нужных граммов;
— дети, которые находятся на грудном вскармливании, набирают вес медленнее, чем те, которых кормят искусственным питанием;
— плохо влияют на вес различные болезни, особенно те, при которых сильно поднимается температура, потому как организм в таких случаях даёт команду бросить все силы на борьбу и понижает аппетит почти до нуля.
Если вес малыша относительно гибкий фактор, то рост и количество зубов обычно регулируются генетикой и наследственностью. К этому возрасту ребёнок обладает в среднем 6-8 молочными зубками.
В двигательной активности детей также всё достаточно индивидуально, и однозначного ответа на вопрос, что же влияет на подвижность, у специалистов нет до сих пор. Даже близнецы, двойняшки или дети с небольшой разницей в возрасте в одной семье могут расти совершенно разными. Например, один будет излишне флегматичен, даже инфантилен, предпочитая беготне и ползанию изучение игрушек и их назначения, другой же ни секунды не сможет просидеть без движения. Кто-то предпочтёт ещё поползать, а кто-то посчитает, что уже должен уметь ходить прямо и начнет всячески к этому стремиться.
Если ребёнок предпочитает находиться в малоподвижном состоянии 70-80% своего времени, то родитель должен бить тревогу, потому что это ненормально. Но не вздумайте силой заставлять его двигаться, это тупиковый путь. Ваша задача – заинтересовать малыша двигаться самостоятельно. Самый простой способ – составить для него квест-путешествие. В границах одного помещения, обычно детской, разложите на разной высоте, так, чтобы ребёнок мог заметить, разные вещи: любимые игрушки, яркие предметы, книжки, предметы, издающие звуки, кубики, развивающие игры и т.д. Это одновременно будет стимулировать малыша и к движению, и к процессу познания этого мира.
Немаловажно также начать приучение ребёнка в 11 месяцев к режиму сна. Общее время, проведённое им в кровати, должно быть в пределах 12-14 часов: в вечернее и ночное время – 10 часов, в дневное – 2-3 часа. Этот навык станет особенно полезным, если в будущем вы планируете отдать своего ребёнка в детский сад: так он будет уже подготовлен к его строгому режиму. Также он должен уметь засыпать самостоятельно, без помощи родителей. От практики совместного сна надо отходить. Манеж или отдельная кроватка должны войти в привычку вашего чада и восприниматься им как естественное положение вещей. Длительные укачивания также противопоказаны – прибегайте к ним только в крайних случаях. Чем быстрее вы возьмёте этот барьер, тем проще вам будет в будущем.
Резюме: по мнению детских психологов и врачей-педиатров, в этом возрасте ребёнок должен обладать следующими навыками:
— без посторонней помощи садиться и привставать;
— подниматься в вертикальное положение с опорой и часто ползать;
— двигаться с поддержкой за опору и делать первые шаги самостоятельно;
— «работать на высоте», то есть подниматься и спускаться с лесенки и с дивана;
— брать пальцами небольшие предметы.
Умственное развитие
В этом возрасте интеллект малыша позволяет понимать речь и интонацию взрослых, прежде всего своих родителей, и соответственно этому реагировать на слова. Конечно, его мышление отличается от мышления взрослых, но важно, что ребенок понимает почти всё, что ему говорят и что происходит вокруг него. Он накапливает информацию, чтобы позже произнести своё первое, а главное, полностью осознанное слово. Обратите внимание: всё, что вы слышали от ребёнка до этого, было не более чем набором слогов и звуков, в которых вы совершенно напрасно пытались уловить смысл. Но совсем скоро он скажет первое «мама» или «папа», понимая, к кому оно обращено и что означает. Это очень волнующий момент, который вы запомните на всю жизнь.
Окружающие игрушки и предметы представляются в голове малыша чёткими образами, он уже умеет показывать на машинки, куклы, мячики, тарелки, ложки и другие предметы, различает их формы и свойства (острые, круглые, квадратные и тому подобное). Никогда не отмахивайтесь от ребёнка, даже если вы очень устали. Не скупитесь на слова и эмоции, потому что дети очень чувствительны к похвале и ждут одобрения. А ваша речь расширит словарный запас ребёнка, что напрямую влияет на его интеллект.
Количество игр у малыша увеличивается пропорционально его возрасту. И от «разрушительных» он переходит к «созидательным»: если раньше он вытаскивал из шкафчиков и закутков всё, что видел, то сейчас он предпочитает их наполнять, совмещая различные предметы, понимая, что к чему относится. Хотя желание разломать тоже никуда не пропадает. Однако он это делает с целями научными и благородными: узнать, как устроена та или иная вещь.
Итак, можно назвать основные интеллектуальные навыки в 11 месяцев. В норме ребенок способен:
— понимать речь родителей и окружающих взрослых;
— выполнять разные просьбы;
— осознанно совершать действия с предметами;
— играть в ролевые игры;
— складывать пирамидку и вертикальные фигурки из кубиков;
— уметь играть в игры, связанные с мелкой моторикой.
Социализация и эмоциональное развитие
С каждым днём у крохи всё чётче прорисовываются чувства симпатии и антипатии как к людям, так и к определённым предметам и действиям. Он громко и открыто протестует против не понравившихся ему людей, еды, процедур и т.д. Из своих сверстников и одногодок он также начинает подбирать себе компанию. Чтобы объяснить, чего же он хочет от окружающих, он использует простейшие звуки и выражения. До настоящей речи пока что далеко, но исходящие эмоции практически безошибочно указывают на нужный вектор. Не чужды крохе и эксперименты: его подражания звукам и словам скоро совсем перестанут вызывать у вас удивление.
Главное, ваш ребёнок должен привыкнуть к мысли, что необходимо некоторое время находиться одному или в обществе других людей. Несмотря на его всё еще сильную привязанность к матери, ему нужно учиться оставаться некоторое время с родственниками и другими людьми. Это однозначно поможет ему социализироваться в дальнейшем.
Самообслуживание
Если вы всё правильно сделаете, то чем старше будет становиться ваш ребёнок, тем меньше времени вам придётся на него тратить. Так что не ограничивайте его в самостоятельных действиях. К основным навыкам самообслуживания относятся умения:
— вести себя за столом и пользоваться неострыми столовыми приборами;
— есть ложкой и пить из кружки;
— следить за гигиеной, мыть руки и лицо с мылом и расчёсываться.
Кроме того, малыш может помогать вам с уборкой игрушек и с процессом одевания себя, когда вы собираетесь на прогулку. Помните, что нужно хвалить его за проявленную инициативу, а ошибки мягко поправлять.