Необходимость развития коммуникативных навыков у дошкольников

Общение — важная часть нашей жизни. Без него человек теряет очень многое, в том числе у него снижается интеллект, пропадает способность мыслить здраво. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность общения, дружбы, совместных игр со сверстниками. Поэтому развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста тщательно отслеживают. развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастаРодители могут помочь своему ребенку, разговаривая с ним и играя в развивающие игры. От семьи многое зависит.

К сожалению, сегодня многие дети страдают от коммуникативных проблем. Причины могут быть самыми разными: от психической предрасположенности до проблем в семье. Одной из проблем может быть трудная адаптация в среде сверстников. Здесь малышу можно помочь: научите его дружить. Так будет гораздо проще подготовиться к школе, ведь там начинается настоящая «взрослая жизнь».

Общение – зачем оно нам?

Психика ребенка развивается последовательно. Мы не сразу умеем говорить, зато общаться — практически сразу. Первое средство — крик. Новорожденный кричит, когда ему страшно, одиноко, он голоден или ему больно. Таким образом он зовет маму. Когда малыш доволен, то издает гулькающие звуки. Мамы очень быстро развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастапонимают, что именно хочет сказать малыш. Первая и в данный момент самая важная из функций коммуникации — сообщить матери о своем состоянии. Это способ выживания, заложенный природой.

Дальше — речь. Дети уже могут говорить, выражать свои мысли. Речь — это более осмысленный способ передать информацию. Она необходима для правильного психического развития. Без выражения эмоций или ответа на чужие эмоции не может быть правильного функционирования психики. В таком случае начинается обратный процесс — нет возможности связаться с внешним миром, человек замыкается.

Общение необходимо нам не только с точки зрения инстинкта, выражения потребностей. Без него человек теряет свое место в мире. Площадка, где можно играть с детьми, детский сад с новой компанией. Школа и вся эта веселая школьная жизнь для тех, кто развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастанашел друзей, компанию. Потом — университет, работа, семья. Невозможно построить семью, если не умеешь общаться, знакомиться, просто разговаривать с другим человеком.

Общение не всегда подразумевает речь. У людей с нарушениями слуха или немотой есть свои способы общаться. Они вполне социальны, создают семьи и заводят детей. Речь не идет именно о возможности говорить — нам необходимо общение в принципе.

Начало формирования навыков общения

В 3-6 лет малыши уже вполне готовы к новым знакомствам. Они встречаются на прогулке, играют вместе в песочнице, пока их мамы разговаривают – тоже общаются. Проблемы коммуникации начинают появляться уже в раннем возрасте, до 2 лет. Если вы видите, что кроха не заинтересован не только в совместных играх с детьми, но и на родителей и близких не обращает внимания, уклоняется от общения — что-то идет не так.

Нормальноеразвитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста развитие психики подразумевает необходимость устанавливать связи. Ваше чадо на улице может поиграть с каким-то случайным малышом, и больше вы его никогда не встретите. Друзьями они не станут, но на эти час-полтора они смогли найти общий язык, поиграть, повеселиться вместе. Это и есть общение. К 3 годам уже можно отдавать ребенка в садик. Если до этого он «дружил» только с домашними, ему будет тяжеловато.

Группа детей, даже таких маленьких — это собственное общество. Там устанавливаются правила, как и в любом другом. Необходимо участвовать. Конечно, такая возможность у многих появляется не с первого дня – иногда дети первую неделю вообще проводят в одиночестве. Но то, что большинство детей уже играют вместе, стимулирует их «выйти из кокона». Если этого не происходит, то стоит обратить внимание на проблему адаптации малыша. Помочь в самом начале будет несложно, но это существенно облегчит его жизнь.

Роль семьи в развитии навыка

Активное общение начинается в 3-4 годика, но еще до этого мозг ребенка впитывает, вбирает в себя очень многое. Можно сказать, еще не умея разговаривать, дети уже знают некоторые схемы коммуникации, правила общения. Роль семьи в формировании этого навыка огромна. Какая семья, такое и поведение. Если кроха видит любовь и уважение родных, родители разговаривают с ним мягко, не агрессивно, уважительно, то именно такую матрицу общения он усвоит.

В неблагополучныхразвитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста семьях, где есть грубость, неуважение, агрессия, ребенок с малого возраста воспринимает это как норму. Потом, выходя на прогулку, он будет так же пытаться строить общение. Если другие дети не хотят играть по его правилам — кричит, бьет их, проявляет агрессию. Ругать его нет смысла, ведь он делает то, что умеет, чему научился у родителей.

Семьи бывают разные – сейчас неважно, на чем основан брак родителей. Главное, чтобы малыш видел нормальные отношения между мужчиной и женщиной. Приходят домой гости — он воспринимает то, как они говорят, как ведут себя. Ваша квартира — это и есть целый мир для маленького ребенка. Правильная атмосфера и любовь родителей дает позитивный базис для развития психики малыша. Правильно развивается психика — нормально идет коммуникация с детьми, взрослыми, воспитателями.

Игры и общение

Игра и игровая деятельность стимулируют психическое развитие. Ребенок в простой форме усваивает многие важные знания, учится действовать в разных ситуациях. Дома с мамой можно играть и в то же время учиться. Почему бы вам не разыгрывать маленькие сценки с игрушками? Пока что, для 3-4, лет концентрация даже на игре не будет длиться больше 15-20 минут.

Вы можетеразвитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста разыграть простые сценки знакомства и общения. Помогите малышу подобрать несколько вопросов для потенциальных друзей, например про мам, пап, домашних животных и любимые игрушки. Отрепетируйте это, и после малыш будет чувствовать себя увереннее в первый день садика. Волшебная фраза «а давай дружить!» все еще актуальна.

Многие детские психологи предлагают родителям рисовать вместе с ребенком . Этот простой урок поможет ему раскрыться. Возьмите один лист бумаги и много разных фломастеров, ручек, цветных карандашей. Рисуйте вместе – пусть ваша картинка будет создана двумя людьми. Если малыш зажимается, прячет от вас рисунок, не хочет дорисовывать то, что вы начали — это плохой знак, говорящий о том, что ребенок не расположен к общению.

Две модели воспитания

В детском саду появляется новый взрослый авторитет – воспитательница. Этот человек знает, как правильно общаться детьми и, главное, как их всех подружить. Все детки разные, пришли из разных семей. Задача воспитателя – играми, конкурсами, занятиями их сдружить. Она же может увидеть первые признаки проблемной адаптации и коммуникации малыша.

Многое зависитразвитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста от воспитания. Обстановка в доме — это одно, а вот воспитание — совсем другая история. Очень счастливые, любящие люди могут совершенно не уметь именно воспитывать детей. К сожалению, это случается часто. Или же наоборот — в семьях с не самой благополучной итуацией вырастают очень чуткие дети.

Многое зависит от нас самих, от характера, который дети проявляют еще в 3-4 месяца жизни. Например, ребенку 5-6 лет приходится следить за младшими братьями и сестрами. У него будет больше чувства ответственности – это уже сделает его взрослее многих сверстников. Психологи выделяют несколько моделей воспитания детей, но главные из них — позитивная и негативная.

Позитивная

Это нормальная семья, где царит уважение, любовь и понимание. Здесь проблемы решаются спокойно, а не криками, угрозами или истериками. В такой семье человек чувствует себя комфортно. Для ребенка это нормальный климат. Здесь не страшно проявлять эмоции, разговаривать, спрашивать родителей даже о неудобных вещах. Конечно, как и в любой семье, здесь бывают ссоры, но они быстро решаются: люди умеют извиняться.

Итог

Психика ребенка уравновешенная. У него нет страхов перед родителями. Такие дети вообще реже подвержены страхам, а обычные (темноты, например) проходят легче. В таких семьях растут эмоционально-стабильные дети. Это не значит, что они не ссорятся, их развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастане наказывают родители за плохое поведение. Главное, что они не угнетены и уверены в себе.

Свобода выражения эмоций — залог успешной коммуникации. Самое главное – ребенок усваивает позитивную схему общения, которую потом перенесет на своих сверстников. Формируется нормальная самооценка. Это не какие-то идеальные семьи – в них тоже есть свои проблемы. Но главное — отношения, которые видит ребенок. Даже если родители не могут ужиться и через несколько лет разводятся, для ребенка их расставание должно проходить гладко.

Негативная

Речь идет не про неблагополучные семьи, в которых детей воспитывают кое-как, а о глубоких проблемах в обычных, нормальных, казалось бы, семьях. Чаще всего проблема в том, что авторитарные родители не позволяют никакой инициативы с ранних лет. Здесь все так, как скажет мама или папа. Может быть и так, что отец-тиран держит в страхе всю семью. Тогда у ребенка две проблемы: во-первых, он усваивает подобное обращение, а во-вторых,развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста у него появляется страх в проявлении эмоций. Там, где воспитание жесткое и есть строгая система наказаний, дети обычно немного отстают в развитии.

Излишне строгое воспитание малышу сейчас только навредит. В 3 года не всегда понятно, что «хорошо», а что «плохо». Страх не должен преследовать малыша 3-4 лет, особенно страх перед собственными родителями. В общем, это касается ребенка в любом возрасте, да и взрослого тоже.

Итог

Малыш испытывает страх в проявлении эмоций, как следствие — его речь малоэмоциональна. Ребенок не может предложить другим детям просто поиграть – коммуникация нарушена. В том случае, если он попадает в компанию, то им легко помыкать, ведь он привык к такой роли. Кроха еще сильно зависит от родителей, и это мешает его психическому развитию, появлению всех аспектов «я». Это основа для развития психозов и пониженной самооценки.

Общение с детьми: детский сад

Первая серьезная встреча с необходимостью социальной коммуникации — детский садик. У некоторых детей это происходит раньше, если их отдают в ясли. В любом случае, формируются группы детей, которым так или иначе приходится общаться, вместе играть, что-то придумывать. Воспитатель направляет их, предлагая игры и совместную деятельность. Конечно, общаться с детьми своего возраста намного сложнее, чем с родителями. Родственники часто развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастауступают, позволяют ребенку выбирать свою роль в игре, поддерживают и хвалят его. Одногодки же бывают разные. Каждому хочется получить ведущую роль в игре, но не каждый умеет поставить себя, продемонстрировать свой авторитет.

Здесь могут начаться первые проблемы. Родителям необходимо внимательно относиться к тому, что рассказывает малыш про детский сад. Если ему там не нравится, обязательно выслушайте, почему именно. К тому, кто выпадает из общей группы, не участвует в играх, сверстники относятся по-другому. Они еще не понимают, в чем его проблема, просто исключают из совместной деятельности.

Для малыша это очень страшно — находиться в малознакомом месте, где его обижают или задирают. Особенно после любящей семьи. Если такое происходит, поговорите с ребенком и воспитателем. Конечно, ее обязанность — помочь детям, примирить конфликты и всех подружить, но и она не всегда справляется с группой малышей в 10-15 человек. Если будет совсем тяжело, сходите с ребенком к детскому психологу. Это поможет в адаптации к садику, а после и в подготовке к школе.

Нарушение навыка коммуникации

У некоторых детей, к сожалению, присутствует проблема с коммуникацией. Это не обязательно развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастамолчаливый, застенчивый малыш, которого не берут в общие игры. Чаще бывает так, что это гиперактивные, раздражительные или же агрессивные дети. Такого не примут в обычный садик, а значит, родителям нужно принять решение: как его адаптировать к обществу? Ведь не будете же вы сидеть с ним дома всю жизнь, да и ребенку нужно посещать школу.

Воспитанием детей с отклонением в психоэмоциональном развитии нужно заниматься, причем чем раньше начать, тем лучше. Чаще всего причинами отклонений будут:

  • врожденные структурные изменения головного мозга, проблемы с ЦНС;
  • гормональный дисбаланс;
  • повышенная агрессия, желание причинить боль, унизить;
  • невропатии;
  • фобии, страхи.

Могут быть и другие причины, мешающие общаться:развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

  • пониженная самооценка;
  • неврозы;
  • проблемы восприятия;
  • аутизм, излишняя замкнутость;
  • полное отсутствие эмпатии.

Причины разные, но главное – помнить: перед вами малыш, который нуждается в помощи. Иначе вся его дальнейшая жизнь сложится очень печально. В любом случае, необходимы будут консультации врачей: педиатра, терапевта, невролога, невропатолога, дефектолога. Необходимо следить за уровнем гормонов и правильным питанием. Иногда излишняя агрессия или возбудимость ребенка — последствие хронического недостатка некоторых витаминов и микроэлементов.

Как помочь ребенку?

Конечно, начать помогать нужно с семьи. Необходимо установить теплую атмосферу, в которой малышу хорошо, комфортно. Так можно облегчить проблемную адаптацию в учебном заведении. Возьмите за правило: после садика не ругайте ребенка, не заставляйте его делать что-то неприятное, хоть и полезное. Дайте малышу отдых после сложного дня. Он должен знать, что стресс от новой среды можно снять дома, рядом с любимыми родителями, игрушками.

Если случай тяжелый, развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возрастарекомендованы консультации детского психолога или психотерапевта. Беседа со специалистом поможет ребенку вновь поверить в себя, вернуть уверенность. Если нет уверенности (в том что он — интересный, с ним есть о чем поговорить, с ним интересно играть), то нет и тяги к общению. Если малыш постоянно боится быть отвергнутым сверстниками, то будет избегать их общества. Психолог поможет решить эту проблему.

Родителям нужно запомнить, что обвинять в чем-то малыша, ругать его за неактивность, говорить, что он хуже других — это самое страшное, что только можно сделать. Такое поведение с малышом губит его личность. О каком общении может идти речь, если даже самые родные люди видят его неполноценным? Мягко, с любовью, помогите ему. Играйте с ним, развивайте в нем любовь к себе. Это важно, ведь кроме родителей никто не будет заниматься этим с малышом. Только так вы сможете ему помочь.

Оцените статью
РебёнкоВед.ру
Добавить комментарий