Общение — важная часть нашей жизни. Без него человек теряет очень многое, в том числе у него снижается интеллект, пропадает способность мыслить здраво. Очень важно, чтобы у ребенка была возможность общения, дружбы, совместных игр со сверстниками. Поэтому развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста тщательно отслеживают. Родители могут помочь своему ребенку, разговаривая с ним и играя в развивающие игры. От семьи многое зависит.
К сожалению, сегодня многие дети страдают от коммуникативных проблем. Причины могут быть самыми разными: от психической предрасположенности до проблем в семье. Одной из проблем может быть трудная адаптация в среде сверстников. Здесь малышу можно помочь: научите его дружить. Так будет гораздо проще подготовиться к школе, ведь там начинается настоящая «взрослая жизнь».
Общение – зачем оно нам?
Психика ребенка развивается последовательно. Мы не сразу умеем говорить, зато общаться — практически сразу. Первое средство — крик. Новорожденный кричит, когда ему страшно, одиноко, он голоден или ему больно. Таким образом он зовет маму. Когда малыш доволен, то издает гулькающие звуки. Мамы очень быстро понимают, что именно хочет сказать малыш. Первая и в данный момент самая важная из функций коммуникации — сообщить матери о своем состоянии. Это способ выживания, заложенный природой.
Дальше — речь. Дети уже могут говорить, выражать свои мысли. Речь — это более осмысленный способ передать информацию. Она необходима для правильного психического развития. Без выражения эмоций или ответа на чужие эмоции не может быть правильного функционирования психики. В таком случае начинается обратный процесс — нет возможности связаться с внешним миром, человек замыкается.
Общение необходимо нам не только с точки зрения инстинкта, выражения потребностей. Без него человек теряет свое место в мире. Площадка, где можно играть с детьми, детский сад с новой компанией. Школа и вся эта веселая школьная жизнь для тех, кто нашел друзей, компанию. Потом — университет, работа, семья. Невозможно построить семью, если не умеешь общаться, знакомиться, просто разговаривать с другим человеком.
Общение не всегда подразумевает речь. У людей с нарушениями слуха или немотой есть свои способы общаться. Они вполне социальны, создают семьи и заводят детей. Речь не идет именно о возможности говорить — нам необходимо общение в принципе.
Начало формирования навыков общения
В 3-6 лет малыши уже вполне готовы к новым знакомствам. Они встречаются на прогулке, играют вместе в песочнице, пока их мамы разговаривают – тоже общаются. Проблемы коммуникации начинают появляться уже в раннем возрасте, до 2 лет. Если вы видите, что кроха не заинтересован не только в совместных играх с детьми, но и на родителей и близких не обращает внимания, уклоняется от общения — что-то идет не так.
Нормальное развитие психики подразумевает необходимость устанавливать связи. Ваше чадо на улице может поиграть с каким-то случайным малышом, и больше вы его никогда не встретите. Друзьями они не станут, но на эти час-полтора они смогли найти общий язык, поиграть, повеселиться вместе. Это и есть общение. К 3 годам уже можно отдавать ребенка в садик. Если до этого он «дружил» только с домашними, ему будет тяжеловато.
Группа детей, даже таких маленьких — это собственное общество. Там устанавливаются правила, как и в любом другом. Необходимо участвовать. Конечно, такая возможность у многих появляется не с первого дня – иногда дети первую неделю вообще проводят в одиночестве. Но то, что большинство детей уже играют вместе, стимулирует их «выйти из кокона». Если этого не происходит, то стоит обратить внимание на проблему адаптации малыша. Помочь в самом начале будет несложно, но это существенно облегчит его жизнь.
Роль семьи в развитии навыка
Активное общение начинается в 3-4 годика, но еще до этого мозг ребенка впитывает, вбирает в себя очень многое. Можно сказать, еще не умея разговаривать, дети уже знают некоторые схемы коммуникации, правила общения. Роль семьи в формировании этого навыка огромна. Какая семья, такое и поведение. Если кроха видит любовь и уважение родных, родители разговаривают с ним мягко, не агрессивно, уважительно, то именно такую матрицу общения он усвоит.
В неблагополучных семьях, где есть грубость, неуважение, агрессия, ребенок с малого возраста воспринимает это как норму. Потом, выходя на прогулку, он будет так же пытаться строить общение. Если другие дети не хотят играть по его правилам — кричит, бьет их, проявляет агрессию. Ругать его нет смысла, ведь он делает то, что умеет, чему научился у родителей.
Семьи бывают разные – сейчас неважно, на чем основан брак родителей. Главное, чтобы малыш видел нормальные отношения между мужчиной и женщиной. Приходят домой гости — он воспринимает то, как они говорят, как ведут себя. Ваша квартира — это и есть целый мир для маленького ребенка. Правильная атмосфера и любовь родителей дает позитивный базис для развития психики малыша. Правильно развивается психика — нормально идет коммуникация с детьми, взрослыми, воспитателями.
Игры и общение
Игра и игровая деятельность стимулируют психическое развитие. Ребенок в простой форме усваивает многие важные знания, учится действовать в разных ситуациях. Дома с мамой можно играть и в то же время учиться. Почему бы вам не разыгрывать маленькие сценки с игрушками? Пока что, для 3-4, лет концентрация даже на игре не будет длиться больше 15-20 минут.
Вы можете разыграть простые сценки знакомства и общения. Помогите малышу подобрать несколько вопросов для потенциальных друзей, например про мам, пап, домашних животных и любимые игрушки. Отрепетируйте это, и после малыш будет чувствовать себя увереннее в первый день садика. Волшебная фраза «а давай дружить!» все еще актуальна.
Многие детские психологи предлагают родителям рисовать вместе с ребенком . Этот простой урок поможет ему раскрыться. Возьмите один лист бумаги и много разных фломастеров, ручек, цветных карандашей. Рисуйте вместе – пусть ваша картинка будет создана двумя людьми. Если малыш зажимается, прячет от вас рисунок, не хочет дорисовывать то, что вы начали — это плохой знак, говорящий о том, что ребенок не расположен к общению.
Две модели воспитания
В детском саду появляется новый взрослый авторитет – воспитательница. Этот человек знает, как правильно общаться детьми и, главное, как их всех подружить. Все детки разные, пришли из разных семей. Задача воспитателя – играми, конкурсами, занятиями их сдружить. Она же может увидеть первые признаки проблемной адаптации и коммуникации малыша.
Многое зависит от воспитания. Обстановка в доме — это одно, а вот воспитание — совсем другая история. Очень счастливые, любящие люди могут совершенно не уметь именно воспитывать детей. К сожалению, это случается часто. Или же наоборот — в семьях с не самой благополучной итуацией вырастают очень чуткие дети.
Многое зависит от нас самих, от характера, который дети проявляют еще в 3-4 месяца жизни. Например, ребенку 5-6 лет приходится следить за младшими братьями и сестрами. У него будет больше чувства ответственности – это уже сделает его взрослее многих сверстников. Психологи выделяют несколько моделей воспитания детей, но главные из них — позитивная и негативная.
Позитивная
Это нормальная семья, где царит уважение, любовь и понимание. Здесь проблемы решаются спокойно, а не криками, угрозами или истериками. В такой семье человек чувствует себя комфортно. Для ребенка это нормальный климат. Здесь не страшно проявлять эмоции, разговаривать, спрашивать родителей даже о неудобных вещах. Конечно, как и в любой семье, здесь бывают ссоры, но они быстро решаются: люди умеют извиняться.
Итог
Психика ребенка уравновешенная. У него нет страхов перед родителями. Такие дети вообще реже подвержены страхам, а обычные (темноты, например) проходят легче. В таких семьях растут эмоционально-стабильные дети. Это не значит, что они не ссорятся, их не наказывают родители за плохое поведение. Главное, что они не угнетены и уверены в себе.
Свобода выражения эмоций — залог успешной коммуникации. Самое главное – ребенок усваивает позитивную схему общения, которую потом перенесет на своих сверстников. Формируется нормальная самооценка. Это не какие-то идеальные семьи – в них тоже есть свои проблемы. Но главное — отношения, которые видит ребенок. Даже если родители не могут ужиться и через несколько лет разводятся, для ребенка их расставание должно проходить гладко.
Негативная
Речь идет не про неблагополучные семьи, в которых детей воспитывают кое-как, а о глубоких проблемах в обычных, нормальных, казалось бы, семьях. Чаще всего проблема в том, что авторитарные родители не позволяют никакой инициативы с ранних лет. Здесь все так, как скажет мама или папа. Может быть и так, что отец-тиран держит в страхе всю семью. Тогда у ребенка две проблемы: во-первых, он усваивает подобное обращение, а во-вторых, у него появляется страх в проявлении эмоций. Там, где воспитание жесткое и есть строгая система наказаний, дети обычно немного отстают в развитии.
Излишне строгое воспитание малышу сейчас только навредит. В 3 года не всегда понятно, что «хорошо», а что «плохо». Страх не должен преследовать малыша 3-4 лет, особенно страх перед собственными родителями. В общем, это касается ребенка в любом возрасте, да и взрослого тоже.
Итог
Малыш испытывает страх в проявлении эмоций, как следствие — его речь малоэмоциональна. Ребенок не может предложить другим детям просто поиграть – коммуникация нарушена. В том случае, если он попадает в компанию, то им легко помыкать, ведь он привык к такой роли. Кроха еще сильно зависит от родителей, и это мешает его психическому развитию, появлению всех аспектов «я». Это основа для развития психозов и пониженной самооценки.
Общение с детьми: детский сад
Первая серьезная встреча с необходимостью социальной коммуникации — детский садик. У некоторых детей это происходит раньше, если их отдают в ясли. В любом случае, формируются группы детей, которым так или иначе приходится общаться, вместе играть, что-то придумывать. Воспитатель направляет их, предлагая игры и совместную деятельность. Конечно, общаться с детьми своего возраста намного сложнее, чем с родителями. Родственники часто уступают, позволяют ребенку выбирать свою роль в игре, поддерживают и хвалят его. Одногодки же бывают разные. Каждому хочется получить ведущую роль в игре, но не каждый умеет поставить себя, продемонстрировать свой авторитет.
Здесь могут начаться первые проблемы. Родителям необходимо внимательно относиться к тому, что рассказывает малыш про детский сад. Если ему там не нравится, обязательно выслушайте, почему именно. К тому, кто выпадает из общей группы, не участвует в играх, сверстники относятся по-другому. Они еще не понимают, в чем его проблема, просто исключают из совместной деятельности.
Для малыша это очень страшно — находиться в малознакомом месте, где его обижают или задирают. Особенно после любящей семьи. Если такое происходит, поговорите с ребенком и воспитателем. Конечно, ее обязанность — помочь детям, примирить конфликты и всех подружить, но и она не всегда справляется с группой малышей в 10-15 человек. Если будет совсем тяжело, сходите с ребенком к детскому психологу. Это поможет в адаптации к садику, а после и в подготовке к школе.
Нарушение навыка коммуникации
У некоторых детей, к сожалению, присутствует проблема с коммуникацией. Это не обязательно молчаливый, застенчивый малыш, которого не берут в общие игры. Чаще бывает так, что это гиперактивные, раздражительные или же агрессивные дети. Такого не примут в обычный садик, а значит, родителям нужно принять решение: как его адаптировать к обществу? Ведь не будете же вы сидеть с ним дома всю жизнь, да и ребенку нужно посещать школу.
Воспитанием детей с отклонением в психоэмоциональном развитии нужно заниматься, причем чем раньше начать, тем лучше. Чаще всего причинами отклонений будут:
- врожденные структурные изменения головного мозга, проблемы с ЦНС;
- гормональный дисбаланс;
- повышенная агрессия, желание причинить боль, унизить;
- невропатии;
- фобии, страхи.
Могут быть и другие причины, мешающие общаться:
- пониженная самооценка;
- неврозы;
- проблемы восприятия;
- аутизм, излишняя замкнутость;
- полное отсутствие эмпатии.
Причины разные, но главное – помнить: перед вами малыш, который нуждается в помощи. Иначе вся его дальнейшая жизнь сложится очень печально. В любом случае, необходимы будут консультации врачей: педиатра, терапевта, невролога, невропатолога, дефектолога. Необходимо следить за уровнем гормонов и правильным питанием. Иногда излишняя агрессия или возбудимость ребенка — последствие хронического недостатка некоторых витаминов и микроэлементов.
Как помочь ребенку?
Конечно, начать помогать нужно с семьи. Необходимо установить теплую атмосферу, в которой малышу хорошо, комфортно. Так можно облегчить проблемную адаптацию в учебном заведении. Возьмите за правило: после садика не ругайте ребенка, не заставляйте его делать что-то неприятное, хоть и полезное. Дайте малышу отдых после сложного дня. Он должен знать, что стресс от новой среды можно снять дома, рядом с любимыми родителями, игрушками.
Если случай тяжелый, рекомендованы консультации детского психолога или психотерапевта. Беседа со специалистом поможет ребенку вновь поверить в себя, вернуть уверенность. Если нет уверенности (в том что он — интересный, с ним есть о чем поговорить, с ним интересно играть), то нет и тяги к общению. Если малыш постоянно боится быть отвергнутым сверстниками, то будет избегать их общества. Психолог поможет решить эту проблему.
Родителям нужно запомнить, что обвинять в чем-то малыша, ругать его за неактивность, говорить, что он хуже других — это самое страшное, что только можно сделать. Такое поведение с малышом губит его личность. О каком общении может идти речь, если даже самые родные люди видят его неполноценным? Мягко, с любовью, помогите ему. Играйте с ним, развивайте в нем любовь к себе. Это важно, ведь кроме родителей никто не будет заниматься этим с малышом. Только так вы сможете ему помочь.