Насколько правильно протекает психомоторное развитие ребенка в первое и второе полугодие жизни и на какие нормы нужно ориентироваться в первую очередь? Об этом беспокоятся все родители без исключения – как опытные, так и те, что воспитывают первенца.
Беспокойство это носит естественный характер, и побороть его можно, если изучить информацию об оценках развития малыша в каждый из месяцев до года.
Если говорить в общем, то развитие ребенка до года сводится к нескольким этапам. На первом этапе малыш только появился на свет и его мышцы находятся в постоянном тонусе, сохраняется поза, в которой он привык находиться в утробе матери.
Также в первые недели после рождения у крохи четко прослеживаются так называемые рефлексы новорожденного. Сохранение этих рефлексов обусловлено прежде всего неумением существовать самостоятельно. На первых порах все за кроху делает Природа. Он на автомате ищет сосок матери, чтобы поесть; если слегка коснуться его губ, сработает хватательный рефлекс, уходящий корнями в далекое прошлое, когда дети вынуждены были держаться за мать, чтобы не упасть. А стремление ползти, когда есть опора под пятками, продиктовано древним рефлексом: малыш боится потеряться!
Со временем рефлексы новорожденного сменяются осмысленными движениями, которые становятся возможными за счет совершенствования развития мозга. Очень важно понять, что этапы развития крохи должны быть последовательными и сбои в процессе могут стать причиной появления задержки в развитии.
Например, казалось бы, совершенно безобидный тонус мышц, сохраняемый дольше, чем нужно, может привести к задержке развития осмысленных движений и даже к их ограниченности в будущем. Своевременно не исчезнувший рефлекс новорожденного станет преградой для развития произвольной двигательной активности. Поэтому так важно наблюдать за ребенком с первых дней его жизни, давая оценку его психомоторному развитию.
Особенности развития новорожденного
В первые же дни после рождения ребенок имеет целый ряд рефлексов, которыми может быть обусловлено нормальное психомоторное развитие крохи до года. При направленном на него ярком свете малыш пытается зажмуриться, ищет глазами источник света. Если громко хлопнуть возле ребенка, то он моргнет, дернется или заплачет.
Имеет свои особенности и моторика: кроха сохраняет позу «эмбриона», прижимая руки и ноги к телу, его движения пока нескоординированны и замедленны. Руки сжаты в кулаки.
Что касается эмоциональной сферы, то новорожденный по большей мере не проявляет эмоций, разве что оповещает криком родных о чувстве голода. Основную часть времени малыш спит, просыпаясь для того, чтобы поесть.
Первый месяц
В первый месяц значительные изменения касаются:
Малыш уже умеет фокусировать взгляд на предмете или объекте, причем если тот начинает двигаться, то он пробует проследить его глазами. При направлении яркого света на лицо кроха закрывает глаза.
Совершенствуется и орган слуха. Ребенок уже некоторое время может концентрировать внимание на звуках голоса, при громком или неожиданном звуке вздрагивает всем телом.
В речи крохи уже появляются первые звуки, в основном согласные — заднеязычные. В положении на животе ребенок уже не просто поднимает голову, но и пробует ее удержать. На этом же этапе появляется ротовое внимание: кроха при обращении к нему открывает рот и слушает.
Второй месяц
Малыш с удовольствием рассматривает лица взрослых, склонившихся к кроватке, обращает внимание на яркие и контрастные предметы. Он ищет источники звука, поворачивая голову, пробует «гулить», когда находится в хорошем настроении.
Двухмесячный малыш хорошо удерживает голову, может захватить игрушку, радует взрослых первой осознанной улыбкой во время общения.
Третий месяц
В этот период малыш уже спокойно следит за предметами, в том числе и за теми, что двигаются, в положении на животе. Он продолжает искать источники звука, поворачивая голову, «гулит» протяжно и долго, пытаясь передать интонации взрослых.
Ребенок уверенно удерживает голову как в вертикальном положении, так и лежа на животе, упирается на руки. Кисти открываются, малыш пробует взять руками игрушки. Если взять кроху за обе руки, то он будет делать попытки поднять голову и плечи.
Дети в три месяца особенно нуждаются в общении, о чем свидетельствует двигательное оживление при появлении взрослого, улыбка и «гуление». Кроха на этом же этапе знакомится со своим телом, начиная с изучения рук.
Четвертый месяц
Совершенствуется зрение малыша до года: он уже умеет переводить взгляд на разные предметы, осознает расстояние между ним и игрушкой, рассматривает предметы, которые находятся от него слишком близко. Развивается и слух ребенка: теперь он различает голоса родных, пробует кричать не для того, чтобы привлечь к себе внимание, а чтобы послушать свой голос.
В положении на животе малыш уже упирается на руки, переворачивается на бок. Он умеет смеяться, проявляет живой интерес к игрушкам и окружающим его предметам, пытаясь попробовать их на вкус.
Пятый месяц
Малыш может удерживать взгляд сразу на нескольких предметах, реагирует на музыку и радует близких первыми слогами. Ребенок в положении на животе поднимает верхнюю часть туловища, используя в качестве опоры кисти, при удерживании его за руки пробует садиться.
Кроха особенно радуется новым игрушкам, с опаской начинает относиться к незнакомым людям, уже пробует держать двумя руками поилку или бутылочку.
Как протекает развитие ребенка после полугода
В полгода малыш уверенно сидит, позитивно реагирует на похвалу, расстраиваются, если его ругают. Ребенок бросает игрушки из кроватки, чтобы проследить, что с ними будет. С удовольствием принимает участие в играх для развития мелкой моторики.
В восемь месяцев кроха уже самостоятельно и уверенно сидит, умеет стоять на четвереньках и даже ползать, стоит на обеих ногах, удерживаясь за опору, проявляет интерес к новым предметам, понимает, как разобрать пирамидку, и демонстрирует первый лепет.
К особенностям психомоторного развития в девять месяцев можно отнести желание активно познавать мир. Кроха старается исследовать как можно больше территории в доме, ползает и передвигается вдоль опоры, запоминает и пытается понять жесты взрослых. Малыш активно подражает звукам животных, пробует произнести первые простые слова. Особенный интерес проявляет к музыкальным игрушкам.
В десять месяцев кроха во всем старается подражать родителям. Он выполняет простые просьбы, знает, как называются и для чего служат те или иные предметы, а также интересуется сверстниками.
Спустя еще месяц большая часть малышей до года уже пробуют ходить, удерживая родителей за одну руку, знают, где находятся и как называются отдельные части их тела, собирают пирамидки и активно используют собственный детский язык в общении со сверстниками и взрослыми.
В год малыш уже умеет ходить без поддержки, способен поднять предмет с пола, не потеряв равновесия, начинает использовать в речи понятные слова, с каждым днем пополняя словарный запас, знает о назначении многих бытовых предметов.
В заключение отметим, что психомоторное развитие детей до года действительно протекает согласно определенным нормам, о которых обязаны знать родители. Но не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален и небольшие отклонения от графика не могут считаться поводом для паники. Консультации доктора потребуются только в том случае, если развитие ребенка до года не соответствует нормам практически по всем показателям и наблюдаются существенные задержки и сбои.