
Прежде чем описать особенности, которые имеет физическое развитие старших дошкольников, отметим, что речь пойдет о детях 5-6 лет. В этот период процесс развития особенно активный: дети вытягиваются в длину, избавляются от присущей им в раннем детстве округлости.
Старший дошкольник уже многое умеет. Он отлично справляется с набором основных движений, которые все же пока не являются пределом совершенства. Кроме того, дети старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются всем, что связано с движением: играют в подвижные игры, бегают, прыгают, бросают мяч, метают и многое другое. Именно в этом возрасте, учитывая анатомические особенности и двигательные возможности детей, их можно отдавать в спортивные школы и секции.
Как развивается скелет старшего дошкольника

В 5-6 лет скелет ребёнка до конца не сформирован. По-прежнему отмечается высокий уровень гибкости костей, обусловленный прослойкой из хрящевой ткани. Наиболее гибким в этом возрасте остается позвоночник.
Что касается мускулатуры, то в старшем дошкольном возрасте уровень её силы не самый высокий. Мышцы пресса и спины слабые, также недостаточно силён и опорный аппарат. Именно поэтому так важно, чтобы дети имели возможность играть в подвижные игры и вообще активно двигаться на свежем воздухе: это им необходимо для укрепления мышц и опорного аппарата.
Сердечно-сосудистая система и что её отличает

Анализируя особенности сердечно-сосудистой системы детей старшего дошкольного возраста, можно отметить главную из них — огромную жизнеспособность. Это значит, что у ребёнка в этом возрасте широкие сосуды с эластичными стенками, что очень благоприятно отражается на работе сердечной мышцы, несмотря на неразвитые функции нервной системы, отвечающей за этот процесс.
Старшие дошкольники с удовольствием играют в активные игры, проявляя энтузиазм в моменты, когда нужно приложить максимум усилий и потратить энергию. Малыши быстро включаются в игру и также быстро устают, нуждаясь в регулярном непродолжительном отдыхе.
Работая с малышами над развитием в рамках выполнения физических упражнений и способствующих этому игр, нужно постоянно менять виды деятельности, сохраняя таким образом интерес детей, регулируя время заданий.
Внимание старших дошкольников
Так же как и весь организм, внимание у детей в старшем дошкольном возрасте находится на очередной стадии развития. Учитывая некоторые особенности (рассеянность и кратковременность), нужно стараться придумывать для детей такие занятия, которые не потребуют много времени для выполнения, причём постоянно их менять. Игры, как и упражнения, стимулирующие физическое развитие, в этом возрасте должны состоять из набора простых и понятных движений, подключающих к процессу большую часть мышц.

Простыми и непродолжительными упражнения и игры в 5-6 лет должны быть не только в связи с неустойчивым вниманием, но и из-за недостаточно высокого уровня развития волевых качеств детей. Дошкольники этого возраста проявляют интерес к исследованию окружающего мира, учатся быть независимыми, активны в играх и занятиях, но они неспособны проявлять упорство и выдержанность так же, как школьники, даже учащиеся в младших классах.
Развитие малышей в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности, среди которых, например, переживание неудач, быстрая отвлекаемость, и взрослые обязательно должны учитывать эти особенности в процессе обучения.
Мышление старшего дошкольника
В 5-6 лет мышление детей также имеет особенности: оно с предметного заменяется понятийным. Малыши в этот период жизни становятся более наблюдательными, обращают внимание на то, что видят и слышат вокруг, делают выводы.

Более сознательными малыши становятся и в процессе игровой деятельности. Они способны соблюдать и придумывать правила игры, сравнивать, сопоставлять, обмениваться мнениями и впечатлениями, оценивать действия других участников игры. Важное достижение в этом возрасте — это развитие способности мыслить абстрактно с сознательным контролем действий, что облегчает работу с детьми, направленную на их развитие.
Старшие дошкольники с удовольствием играют, принимая правила. С ними легче находить компромисс, договариваться. Ребята откликаются на игровые зазывы, понимают отличные от обычных звуковые и зрительные знаки и так далее. В младшем и среднем дошкольном возрасте все эти методы неэффективны.
Как развивается двигательная активность
Физическое развитие старшего дошкольника позволяет сделать двигательную деятельность особенно разносторонней. Малыши с лёгкостью справляются с разными упражнениями, действуют сознательно и намеренно. В старшем дошкольном возрасте уже закреплёнными являются следующие движения:

- вращения;
- сгибания;
- разгибания;
- наклоны;
- повороты;
- прыжки и пр.
Большая часть этих движений отличаются выверенной координацией и точностью. Техника и качество их выполнения во многом зависят от физических возможностей ребёнка на этом этапе жизни, а также от особенностей его телосложения. Малыши получают удовлетворение от возможности выполнять ритмичные движения, старательно следят за правильностью алгоритма и позициями.
В процессе занятий физическими упражнениями дети старшего дошкольного возраста учатся удерживать равновесие, осваивают ходьбу на лыжах, катание на роликах и коньках, учатся ориентироваться на местности. Очень важно строить программу, направленную на физическое развитие детей, с учетом их повышенной утомляемости – как физической, так и эмоциональной – из-за несовершенства центральной нервной системы.

Нужно понимать, что двигательные качества у детей старшего дошкольного возраста обусловлены не только генетическими свойствами нервно-мышечного аппарата. На них также оказывают влияние методы воспитания и условия, в которых протекает развитие ребёнка.
Чем больше взрослые поощряют двигательную активность старших дошкольников (с дозированием продолжительности игр и упражнений), тем больше энергии потратит и снова накопит детский организм. Именно такой цикл необходим для того, чтобы физическое развитие детей проходило без задержек и сбоев.
Физические качества
Физические качества между собой взаимосвязаны и соответствуют уровню развития у детей старшего дошкольного возраста. Для выполнения основных движений дошкольникам необходимо иметь определенный уровень развития следующих основных физических качеств:

- выносливости;
- быстроты;
- силы;
- ловкости;
- гибкости.
Низкий уровень развития этих качеств не позволит детям проявить весь свой потенциал в процессе выполнения упражнений.
Уровень физической подготовки напрямую связан с возможностями основных систем организма. Чем в лучшей форме находится организм, тем более высокий уровень физических качеств он демонстрирует. Так, например, быстрота проявляется при комфортном эмоциональном фоне, тогда как усталость и апатия становятся причиной снижения скорости, точности, координации.
Характеристика физических качеств

Каждое из физических качеств имеет свои особенности и характеристики.
Под гибкостью подразумевается уровень подвижности опорно-двигательного аппарата, что особенно важно для общего состояния здоровья ребёнка старшего дошкольного возраста. Чем больше амплитуда движений, тем выше уровень гибкости.
Под быстротой подразумевают способность ребёнка старшего дошкольного возраста выполнять какое-либо движение либо комплекс движений в ограниченный промежуток времени. Развитие скорости — это сложный процесс, так как именно это физическое качество является наиболее консервативным, т.е. данным природой, получаемым в наследство.
Выносливость — ещё одно физическое качество, по оценке которого можно охарактеризовать физическое развитие и общее состояние организма ребёнка старшего дошкольного возраста. Под ним подразумевают способность выполнять упражнение в одном темпе наиболее продолжительное время.
Для справки
Выносливость может быть специальной и общей. Специальная позволяет выполнять определённые движения, направленные на конкретную группу мышц, тогда как общая подразумевает собой продолжительные движения, задействующие все группы мышц. Под силой понимают способность ребёнка справляться с внешним сопротивлением с помощью мышечных усилий.
Ловкость — аналогичное координации качество, позволяющее быстро и качественно выполнять упражнение в рамках изменяющихся условий.
Оценка физических качеств
Оценивать физическое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста наряду с уровнем его физической подготовки нужно как единый процесс, подразумевающий собой перманентный контроль над его состоянием в общем и во время выполнения физических упражнений. Наблюдения могут вести как воспитатели детского сада в команде с тренерами детских спортивных школ и секций, так и родители.

Особенно важно наблюдать за детьми, физическое развитие которых не соответствует возрастным нормам (отстает или опережает). На основании полученных результатов можно будет составить эффективную программу, способную нормализовать дошкольного возраста.
Помимо постоянного мониторинга действий детей, оценить физические качества можно с помощью тестов. Так, например:
- Для определения уровня быстроты детям предлагают пробежать короткую дистанцию.
- Уровень скоростно-силового развития определяется по оценке результатов прыжков с места в длину и в высоту.
- Выносливость оценивают по показателям продолжительности бега на длинные дистанции.
- Силу измеряют с помощью подтягиваний и висов на перекладине, бросков набивного мяча, а также становой динамометрии.
- Уровень ловкости определяют с помощью челночного бега на небольшие дистанции по прямой либо с зигзагообразным обходом фишек.
- Гибкость у детей оценивают, предлагая им выполнить ряд упражнений, демонстрирующих уровень подвижности суставов.
- Равновесие же оценивают с помощью упражнения, когда носок одной ноги прижат к пятке другой, а стопы при этом расположены на одной прямой.
Упражнения для оценки основных физических показателей могут дополняться и видоизменяться на основе базовых.