Он родился, и мир перевернулся, все потеряло прежний смысл. Крохотный, слабый комочек — центр вселенной. Пусть будет здоровым, умным, счастливым! А мы хотим стать суперродителями и вырастить такого же ребенка. Да вот незадача: нас никто этому не учил.
Но ведь опыт великих никто не отменял, и им можно и нужно пользоваться в своих целях, в данном случае – в воспитании маленького гения. Да, выводы их могут быть спорны, но мы оставим это критикам. Наша задача — «курочка по зёрнышку» и — в копилку, то есть в детскую головку. Как именно вложить в нее самое-самое? Используя методики раннего успешного развития детей от младенчества до отрочества. Они готовы к услугам родителей прямо сейчас – только бери и пользуйся. Этих методик море. Нам же море ни к чему. Ненароком захлебнемся, и — привет, психиатрия или как минимум – депрессии. Хватит и нескольких. Ознакомимся вкратце?
Мария Монтессори
«Чем более ребенок будет свободен в своем развитии, тем быстрее и совершеннее он обретет свою форму и способности».
(Мария Монтессори)
Многие мамочки скажут: «Какая-такая свобода? Пусть «растет, как трава», а я в сторонке подожду?». Что вы! Вовсе не так. Свобода по Монтессори – это:
- естественность развития малыша: его должны вести природные наклонности, а не чужая «программа»;
- чуткое наблюдение взрослого, способного вовремя незаметно подтолкнуть ребенка к творческому познанию;
- «дисциплина в свободе»: не ограничение свободы движения и общения, а взращивание в маленьком человеке умения владеть собой, считаться с чувствами других людей.
Однако все это лозунги…. А конкретно делать-то что? По мнению Монтессори, самое важное — «организовать среду, соответствующую потребностям деятельного ребенка»:
- снабдить детское жизненное пространство разнообразными предметами, пособиями, материалами, пробуждающими интерес;
- научиться аккуратно направлять малыша к тем предметам, которые именно сейчас соответствуют его внутренним потребностям, возрасту;
- не указывать ребенку, что, когда и как делать, а предоставить право выбора ему самому.
Можно ли освоить систему Монтессори после прочтения пары книг? Вряд ли. Если вы живете в большом городе и в нем есть Монтессори-центр, готовый принять вашего карапуза», — считайте, вам повезло.
А если такового нет? Тоже не беда. Детский уголок «по Монтессори» можно создать и дома – для этого не нужны дорогие бестолковые игрушки. Но вот книжки освоить придется. Было бы желание, верно? Желание учиться не «воспитывать», а направлять свое любимое чадо по верному пути.
Это интересно знать! Мария Монтессори – итальянский врач, ученый, педагог. В 1907 г. основала в Риме первую «школу Монтессори» на базе собственной педагогической системы, принесшей ей мировую известность. В 1988 г. признана ЮНЕСКО одним из основоположников педагогического мышления двадцатого столетия.
Борис и Лена Никитины
«Вы хотите, чтобы ваш ребенок был здоровым и талантливым?
(Борис Никитин)
А как же свобода? Ведь только что о ней столько всего было сказано. По свидетельству детей Никитиных, работы Монтессори были не чужды их родителям. Все семейное воспитание строилось на здравом смысле, чуткости, доверии и собственных примерах.
Дети обретали привычки родителей к спорту и скромному здоровому питанию, исследовательскую жилку.
Не система, а уклад жизни — так Никитины окрестили свою методику:
- с самого рождения ребенка — благоприятная обстановка для детской деятельности;
- самостоятельность детей и в быту, и в играх;
- искреннее родительское участие в детских заботах;
- развивающие игры.
Творческие игры для раннего развития, созданные Никитиными для своих детей, разделены по тематикам, построены ступенчато: от простого – к сложному, новый шаг – новый уровень знаний.
Никитиными увлекаются многие семьи и детские сады. Вам осталось только присоединиться к этому дружному гостеприимному братству.
Это интересно знать! Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины – советские педагоги, многодетные родители, подвижники идеи раннего развития детей, авторы книг о личном опыте воспитания. Известны с 60-х годов прошлого века, считаются пионерами переосмысления советской системы дошкольного воспитания.
Гленн Доман
«Лучший подарок, который любящие родители могут преподнести своим детям, — дать им знания и ускорить развитие их способностей»
(Гленн Доман)
Результаты исследований Гленна Домана в детской врачебной практике опрокинули традиционную методику обучения малышей чтению и математике.
Его принципы обучения чтению:
- начало обучения — период младенчества;
- вместо букв и слогов — слово целиком;
- одна карточка — одно слово;
- [зрение + слух = память] – показываем карточку со словом и внятно произносим его;
- коротко, но часто: вместо долгих занятий — несколько секунд по много раз в день.
Методику раннего обучения Домана часто критикуют за концентрацию внимания только на обучении ребенка, за отведение ему пассивной роли.Он не был педагогом, зато книги его пронизаны огромной любовью и нежностью к маленьким людям.
Это интересно знать! Гленн Доман – американский ученый, физиотерапевт, автор восстанавливающих и обучающих методик для детей. Заслужил несколько наград в разных странах, в том числе за заслуги перед детьми всего мира.
Сесиль Лупан
«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребёнка к миру знаний должна достаться другим (которые, безусловно, гораздо меньше, чем я, её почувствуют)?»
(Сесиль Лупан)
«Чувствовать» — ключевое слово в подходе Лупан. Последовательница идей Домана, она столкнулась с безразличием своей дочери к его упражнениям и сделала однозначный вывод:
- строгий график, навязывание — враг развития;
- обучение = игра; учимся интересно и легко;
- тема игры — выбор малыша;
- конец игры — раньше усталости;
- маленький человек — индивидуальность;
- его право на собственное жизненное пространство неприкосновенно.
Лупан убеждена: нет успеха у холодности – только постоянное, нескрываемое тепло родительской любви способно разжечь костер любознательности ребенка. В тонких, проникновенных книгах Лупан дает практическое руководство по системе своих упражнений для гармоничного интеллектуального и физического развития детей.
Это интересно знать! Сесиль Лупан – бельгийская актриса, которая сценическому успеху предпочла материнство. Живет и работает в Париже.
Николай Зайцев и его кубики
«Господа-товарищи! Объясните, ради бога, кому и зачем может понадобиться школьный фонетический курс и весь горецко-эльконинский звукобуквенный анализ? – … – Прибавляет грамотности? Нет, опять же. – …. – Может быть, эти анализы обожают ученики? – Да что вы! – отвечают хором учителя…».
(Николай Зайцев)
Крик души, правда? В противовес разноречивым, невнятным «академическим» правилам традиционной системы – метод обучения дошколят Николая Зайцева:
- наглядность — кубики, карточки, таблички;
- чтение по складам (не путать со слогами);
- поддержка усваивания знаний попевками (забавные коротенькие песенки по теме игры).
Таков же принцип обучения детей иностранному языку, математике и прочим наукам. Берите на вооружение и дерзайте. Все в ваших руках. Подробное руководство — в его книге «Письмо. Чтение. Счет».
Это интересно знать! Николай Александрович Зайцев – филолог, переводчик, преподаватель русского языка, родился в 1939 г., в 1963 г. закончил Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена.
Подведем черту?
Ничего неожиданного? Всё давно известно? Ну да, ну да… Всегда так кажется: читал, слышал, знаю. Но – знать и делать – ощущаете разницу? При этом, берясь за любую из методик, важно не переусердствовать. Мы, взрослые, существа странные: чем больше в нас комплексов, с тем большим упоением мы отыгрываемся на психике собственного ребенка, мечтая сотворить из него гения.
Побродим по Интернету, полистаем прессу. Много мы найдем там счастливых историй бывших вундеркиндов? То-то и оно. Давайте освоим, наконец, суть: «Не ищите «системы», думайте своей головой, подходите к делу творчески и всегда помните, что главный критерий – это сам ребенок, его настроение, состояние, реакции, успехи и достижения, которых он добился САМ». Так в свое время сказал Алексей Никитин. Мудро сказал. Ни прибавить, ни убавить.
А что думаете вы? Готовы поделиться? Милости просим к обсуждению!