Если вашему малышу уже 4 годика, то необходимо знать и учитывать особенности его психического развития. Сейчас детям интереснее всего играть небольшой группкой. Так проходит процесс социализации. Через игру дети могут многому научиться друг у друга.
Малыши уже многое могут и умеют к этому возрасту, так что не волнуйтесь – к школе они успеют подготовиться.
Это время активного развития воображения и мышления. Увеличивается объем памяти, что-то новое выучивается каждый день. Задача родителей – помочь детям получать новые знания о мире, эмоции и впечатления. В 4-5 лет уже можно заниматься спортом в секции – это благотворно влияет на развитие физических качеств детей, а также помогает снять стресс. Родителям и детям становится гораздо интереснее проводить время вместе.
Возрастные особенности
Возраст 4-5 лет относится к дошкольному. Всего 1-2 года пройдет, и ваш малыш отправится в первый класс. Кажется, это просто нереально, ведь он еще так сильно зависит от родителей, мало что умеет делать сам. Или нет? На самом деле, в 4-5 лет малыши уже довольно самостоятельные, подвижные, у них хорошо развито мышление и память. Некоторые родители просто не дают своему крохе продемонстрировать самостоятельность.
У детей в этом возрасте уже сформировалась некая жизненная позиция, характер. У них есть интересы, увлечения, любимые герои. Уровень развития ребенка зависит от многих факторов, но семья и дом тут на первом месте. Обратите внимание:
- как живет малыш;
- чем он занимается;
- во что играет;
- кем восхищается (супергерои, герои сказок, фильмов);
- есть ли у него друзья;
- ходит ли в садик.
Все это очень важно для правильного развития детей, как физического, так и психического. Сейчас закладываются основы характера человека. Потом уже очень тяжело будет что-то изменить.
Физическая активность
Дети в этом возрасте очень активные. У них снижена концентрация (всего-то 20-25 минут), зато они могут много времени проводить в движении, играх. Особенности развития малышей таковы, что именно этот возраст подходит для начала физических занятий. Даже если вы не планируете делать из малыша профессионального спортсмена, можно заняться спортом:
- гимнастика;
- танцы;
- легкая атлетика;
- боевые искусства;
- зимние виды спорта.
Хороший педагог организует занятия в интересной, увлекательной форме. Нельзя перегружать детей. Всего-то 1-2 занятия в неделю пойдут на пользу. Тело становится гибким, сильным, улучшается координация движений. Занятия спортом — это всегда хорошее насыщение крови кислородом.
Есть еще одна причина, почему нужно давать детям в 4-5 лет активно двигаться: это помогает им снять возбуждение, напряжение. Если его не снимать, то испортится сон, будет плохой аппетит. Кроха станет капризным, ему будет тяжело вставать утром. Дело в том, что 4-5 лет – это время, когда мозг активно работает. Идет запоминание, развитие речи, памяти. Усваиваются самые разные социальные механизмы. Детям просто необходим отдых, который поможет снять перенапряжение. Побегать, покричать, поиграть всем вместе — это лучшее решение.
Психологическое развитие
Малыш взрослеет. Родители часто с большим удивлением смотрят на своих детей, которые начинают задавать вполне осмысленные вопросы. Такой период начинается как раз в 4-5 лет. За свою небольшую жизнь ребенок успел накопить опыт, уже умеет распознавать настроение родителей и других людей. У детей к 5-6 годам уже хорошо развита память. Начинается интересный этап их жизни – кажется, они уже к нему готовы.
Мышление
В процессе развития умственной деятельности малыш перешел на новую ступень. Теперь мышление становится наглядно-образным. Это значит, что у детей появляется способность решать логические или ситуационные задачи в уме. Раньше для решения любой задачи необходимы были предметы и действия с ними. Теперь же, используя опыт и воображение, малыш может отвечать на абстрактные вопросы.
В 4-5 лет дети уже могут давать ответы на простые абстрактные вопросы довольно быстро. Это связано с развитием воображения. Особенности мышления сейчас таковы, что многие факты кроха подменяет. Воображение, фантазия приравнивается к действительности. Дети могут придумывать, врать не для того, чтобы обидеть или навредить. Просто в их понимании фантазия и реальность существуют практически одновременно.
Восприятие
Лучше всего работают тактильные и зрительные метод восприятия. Все еще остается необходимость трогать, иногда даже брать в рот предмет. Но у детей уже накоплен немалый опыт, они много знают о тех предметах, которые их окружают. Они могут:
- точно
назвать предметы обихода (зубные щетки, расчески, ложки, чашки, игрушки, мебель);
- знают назначение предмета;
- могут описать его: цвет, размер, материал;
- делают выводы о назначении неизвестных предметов;
- определяют источник звука и света;
- знают названия профессий, имена людей, названия животных.
Мир вокруг уже сформировался, и теперь малышу предстоит расширить его, добавляя новые слова, впечатления, понятия. Особенность развития восприятия в том, что крохе необходимо давать новый материал. Так развиваются всевозможные каналы получения информации.
Память
В 4-5 лет у малыша уже довольно большой объем памяти. Он может запомнить сюжет сказки или мультика, выучить стихотворение. В детском садике проводятся игровые тесты. Детям показывают картинки, затем на 1-2 минуты убирают их. После этого из предложенных картинок малыш должен выбрать те, которые запомнил. В этом возрасте у детей объема памяти хватает уже на 5-6 простых изображений. Например, еще 1-1,5 года назад этот объем охватывал лишь 3-4 картинки.
Сейчас можно начинать тренировать память. Чаще учите простые стишки, песенки, считалки. Обязательно просите малыша пересказывать вам в нескольких предложениях прочитанный рассказ или увиденное кино.
Эмоции
Эмоциональный фон у детей 4-5 лет становится очень насыщенным. Все еще не совсем получается контролировать эмоции, особенно сильные. Многие воспитатели и детские психологи отмечают, что у детей в этом возрасте бывают вспышки гнева и агрессии. Особенности развития психики таковы, что слишком сильные эмоции малыш не может удержать в себе. Взрослый человек может промолчать, улыбнуться, когда хочется плакать или ударить. С ребенком так не получится.
Сильный негатив вызывает у него гнев, вспышки агрессии. Важно успокоить кроху, а не кричать на него или бить. Ваше агрессивное поведение лишь покажет ему, что именно так человек реагирует на стресс. Дайте ему успокоиться, а потом обсудите ситуацию. Скажите, что бить других детей или взрослых, причинять им боль нельзя.
Особенности социального развития
Теперь социальные контакты занимают важную часть в жизни ребенка. Если раньше кроха мог «подружиться» с другим малышом на площадке всего на 30-40 минут, то теперь длительные дружеские отношения становятся приоритетом. Появляются лучшие друзья, приятели. Дети звонят друг другу по телефону, вместе гуляют, ходят в гости.
Общения с детьми
У детей 4-5 лет дружба, совместные игры, планы занимают важную роль. Особенности развития психики выражаются в потребности контактов с кем-то того же возраста. От общения только со взрослыми дети не получают столько новой полезной информации.
Во время игры дети «учат» друг друга новым словам – так проще усваиваются нормы общения и поведения. Малыши даже могут делать друг другу небольшие замечания. Общение — самый позитивный фактор развития, без него не получится полноценной личности.
Взаимодействие со взрослыми
Взрослый человек представляется для малыша 4-5 лет очень важной персоной. По аналогии с родителями других взрослых также нужно слушаться. Часто после похода в садик у малыша меняются «кумиры». Теперь кроха может во всем подражать своей воспитательнице или преподавателю.
В этом возрасте лучше всего начать готовить ребенка к школе. Расскажите о правилах общения со взрослыми: учителями, незнакомыми людьми, продавцами в магазине… Отрепетируйте вежливые обращения, которые необходимо использовать.
Совместные игры
Если раньше детей больше привлекали одиночные игры с игрушками, то теперь все поменяется. В возрасте от 3-4 лет начинается активная социализация. Теперь гораздо веселее и интереснее играть группой. Малыши раздают друг другу роли, распределяют сюжет, до начала игры договариваются о каких-то моментах.
Развитие психики в этом возрасте характеризуется активным воображением. Неважно, есть у принцессы корона или конь у принца. Воображение помогает малышам заменять недостающие предметы самыми обычными. Короной станет шапка или обруч для волос, а стул легко заменяет коня, и игра от этого не становится менее увлекательной и захватывающей.